III. Синтаксические ошибки




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие автора --------------------------------------------------------------- 5

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ----------------------------------------------------------- 7

I. Словообразовательные ошибки ------------------------------------------------ 8

II. Морфологические ошибки -------------------------------------------------------- 9

1. Ошибки в образовании форм имени существительного ----------- 10

2. Ошибки в образовании форм имени прилагательного------------- 19

3. Ошибки в образовании форм деепричастия---------------------------- 19

4. Ошибки в образовании форм имени числительного ---------------- 20

5. Ошибки в образовании форм местоимения ---------------------------- 21

6. Ошибки в образовании форм глагола ----------------------------------- 22

7. Ошибки в образовании форм причастия -------------------------------- 25

III. Синтаксические ошибки

1. Нарушение норм согласования -------------------------------------------- 26

2. Нарушение норм управления --------------------------------------------- 28

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым -------------- 37

4. Ошибки в построении предложения с деепричастным
оборотом -------------------------------------------------------------------------- 43

5. Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом -------------------------------------------------------------------------- 45

6. Ошибки в построении предложения с однородными
членами---------------------------------------------------------------------------- 46

7. Нарушение видо-временной соотнесённости глаголов
в составе предложения ------------------------------------------------------- 50

8. Нарушение границ предложения----------------------------------------- 51

9. Ошибки в построении сложного предложения ---------------------- 52

10. Ошибки в построении предложения с косвенной речью --------- 56

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ -------------------------------------------------------------------- 57

I. Лексические ошибки

1. Ошибки, связанные с непониманием значения слова ------------- 58

2. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов --------- 62

3. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов 64

4. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов ----------- 67

II. Стилистические ошибки

1. Многословие (плеоназмы, тавтология, расщепление
сказуемого и т.д.)--------------------------------------------------------------- 70

2. Смешение разностильной лексики.
Ошибки при употреблении слов, имеющих ограниченную
сферу распространения (жаргонизмов, иноязычных слов, канцеляризмов и т.д.) 76

3. Лексическая неполнота высказывания --------------------------------- 87

4. Ошибки, связанные с недостаточно развитым
стилистическим чутьём (нарушение требования
богатства и выразительности речи) ------------------------------------- 88

Приложение 1. Склонение фамилий------------------------------------------------ 91

Приложение 2. Склонение числительных ---------------------------------------- 95

Приложение 3. Употребление собирательных числительных------------- 96

Список литературы ------------------------------------------------------------------ 97

Перлы из школьных сочинений ---------------------------------------------- 98

 

 


 

I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ

1. ИСКАЖЕНИЕ СЛОВ
афёры битон военоначальник вообщем грейфрукт гастрабайтер дикообраз друшлаг займ интригант имплантант инциндент координально комфорка компосировать мальчуковый мебелированная нагинаться нерволог перетрубации перфоманс полюс (мед.) полуумный придти скупидом скурпулёзный салофан экспрессо юристконсульт аферы бидон военачальник в общем грейпфрут гастарбайтер дикобраз дуршлаг заём интриган имплантат инцидент кардинально конфорка компостировать мальчиковый меблированная нагибаться невролог пертурбации перформанс полис полоумный прийти скопидом скрупулёзный целлофан эспрессо юрисконсульт
2. ЗАМЕНА ОДНОЙ ИЗ МОРФЕМ
будующий заснят заместо завесить благородность надсмехаться подскользнуться пироженое походил подчерк раздумчивый следущий упорность фамилие будущий снят вместо взвесить благородство насмехаться поскользнуться пирожное сходил почерк задумчивый следующий упорство фамилия
3. СОЗДАНИЕ «НЕПРАВИЛЬНЫХ» СЛОВ
без разницы в анфас греча завсегда еле-как кура навряд ли напополам деньрождение нет разницы анфас гречка всегда кое-как курица вряд ли пополам день рождения
       

II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Ошибки в образовании форм имени существительного

1.1. НЕЗНАНИЕ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
М.Р. Ж.Р. С.Р.
аэрозоль атташе бот ботфорт водевиль денди домина зал зебу евро какаду канделябр кед кенгуру кутюрье кофе кед лебедь маэстро мокасин пасквиль пенальти подмастерье полироль пони портье портфолио рантье рельс рефери рояль сланец староста сулугуни табель толь тюль фламинго шампунь шимпанзе шлёпанец хиппи экю эндшпиль   авеню антресоль бакенбарда бандероль бахила босоножка бутса вуаль вьетнамка гетра иваси канифоль клавиша клипса кольраби кроссовка леди мадам манжета мисс мозоль моль пемоксоль плацкарта салями сандалия тапка туфля фрау цеце алоэ безе бра депо желе жюри кафе кашне контральто меню монисто пожарище повидло резюме сопрано статус-кво такси филе фойе цунами щупальце и т.д
моё мой портфолио красивой тюлью красивым тюлем чёрное (разг.) чёрный кофе крепкое крепкий евро одна рельса один рельс моё деньрождение мой день рождения победное победный пенальти накрыть толью толем французское французский экю игра на рояли на рояле плацкарт плацкарта туфлем туфлей кроссовок кроссовка широкое широкая авеню зелёное зелёная брокколи кроссовок кроссовка мозолем мозолью манжетом манжетой просроченное просроченная салями пирожки с повидлой с повидлом японские японское суши красивый красивое сопрано мощный мощное цунами
Внимание! Равноправные варианты употребления рода имени существительного:
вкусный / вкусное капучино горячий / горячее латте ледяной / ледяное глясе   двойной / двойное эспрессо нежный / нежное тирамису заусенец – заусеница вольер – вольера банкнот – банкнота ставень – ставня
Существительные общего рода:
умница визави сирота бродяга бедняга бестия зевака калека левша белоручка пьяница протеже тёзка работяга зазнайка самоучка зануда одиночка ровня обжора невежа невежда гуляка разиня
Лишенный матери, бедный сирота непременно погиб бы. / Бедная сирота заливалась горькими слезами. В мире появилась очередная талантливая самоучка. / Электрическую машину для опытов молодой талантливый самоучка сделал сам из красной бутылки. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая настоящий ханжа.
 
                       

2. Ошибки в образовании форм имени прилагательного

Вид ошибки: Пример:
1. 2. 2.1.Неправильное употребление полной и краткой форм Шляпка гриба была полная полна воды. В детстве мальчик был очень полон полным.
2.2.Образование несуществующих форм степеней сравнения Мама всегда правее меня. В отличие от меня, мама всегда права. Иван никогда не видел книгу толстеетолще.
2.3. Смешение простой и составной форм степеней сравнения Это был самыйспособнейший способный ученик. Наш спортсмен оказался более сильнее.

3. Ошибки в образовании форм деепричастия

Вид ошибки: Пример:
3. 3.1.Использование одного суффикса вместо другого Я набирала номер, положа положивтрубку.
3.2.Образование деепричастий от глаголов, которые не могут иметь деепричастные формы Спя, он вздрагивал. Он, когда спал, вздрагивал.

4. Ошибки в образовании форм имени числительного

Вид ошибки: Пример:
4. 4.1.Неправильное склонение количественных числительных В сто ста двадцати семи домах отключено отопление. Не хватило баллов двухстам двумстам абитуриентам. С девяностами девяностаочками команда — финалист. См. Приложение 2, стр.97
4.2.Неправильное склонение порядковых числительных Я окончила школу в двухтысяче две тысячи десятом году. В двухтысячном две тысячи шестом году потребление электроэнергии выросло. К пятнадцатому апреля две тысячидевятнадцатому году девятнадцатого года строительство завершится.
4.3.Неправильное склонение дробных числительных Ролик собрал более пятнадцать целых пять десятых миллионов пятнадцати целых пяти десятых миллионапросмотров.
4.4.Неправильное склонение числительных ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА Семья жила в полторастах полутораста милях от моря. К полтора полутора стаканам воды нужно добавить две ложки сахара.
4.5.Выбор неправильной формы собирательныхчислительных Пятеро Пять подруг договорились о встрече. Я готов голосовать обоими обеими руками. Прошло двадцать двое суток. Прошло двадцать два дня. Сорок две штуки ножниц. см. Приложение 3, стр. 98

5. Ошибки в образовании форм местоимения

Вид ошибки: Пример:
5. 5.1.Употребление неправильных форм местоимений ИХи У НЕЁ С ихним их ребенком всегда много хлопот. У ней неё на чтение никогда не хватает времени.
5.2.Употребление неправильных форм местоимений с начальным Н возле её неё /шла сзади его него /проходили мимо их них Прим.: После форм сравн. степени местоимение употребляется без Н. старше неё её
5.3.Употребление неправильных падежных формместоимения Сколько Сколькихнравственных принципов мы лишились!

6. Ошибки в образовании форм глагола

Вид ошибки: Пример:
6. 6.1.Образование форм 1 лица ед.ч. от глаголов затмить, дерзить, победить, убедить, очутиться, пылесосить и др. Я пылесосю пылесошу раз в неделю. В этих условиях я точно ощущу буду ощущать неудобства.
6.2.Неправильное использование форм некоторых глаголов с суффиксом -ся   Машины нагружались нагружали овощами. Камни дробятся дробят и превращаются превращают в порошок. играются играют стиралась стирала прибирается прибирает
6.3.Неправильное использование двувидовых глаголов организовывает организует реализовывает реализует образовывает образует
7.  

2. Нарушение норм управления

2. 2.1. В словосочетаниях с производными предлогами
Требуют дательного падежа предлоги:
БЛАГОДАРЯ (чему?) погоде СОГЛАСНО (чему?) приказу ВОПРЕКИ (чему?) распоряжению НАВСТРЕЧУ (кому?) брату ПОДОБНО (чему?) грохотанью НАПЕРЕКОР (чему?) желанию
Согласно распоряжения распоряжению директора срок выполнения работы истекает завтра. Благодаря принятого решения принятому решению во время паводков никто не пострадал. Вопреки предсказаний предсказаниям синоптиков, погода установилась прекрасная.
2.2. В сочетаниях с некоторыми непроизводными предлогами
а)с географическими названиями и объектами, как правило, сочетается предлог в: в городе, в деревне, вБелоруссии,в Украине, в Сибири; б)при названиях островов, полуостровов употребляется предлог на: на Аляске, на Камчатке, на Сахалине, наТаймыре, на Новой Земле; в)с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Казбеке, на горе Арарат, на Кавказе, наУрале; Но: отдыхать в Альпах, в Пиренеях (мн.число!);
г)как правило, пары предлогов антонимов (в – из,на – с) выдерживаются в речи: поехал вКрым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа; вошел в здание — вышел из здания, пошел на вокзал — пришелс вокзала; д)при названиях транспортных средств чаще употребляется предлог на: на поезде, на пароходе,на самолете, на трамвае, на автобусе, на метро. ( предлог в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находиться в поезде, сидеть в трамвае, обедать в самолете); е)предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже:
ПО ПРИЕЗДЕ из столицы ПО ОКОНЧАНИИ работы ПО ЗАВЕРШЕНИИ строительства ПО ПРИБЫТИИ в город ПО ИСТЕЧЕНИИ срока ПО ВОЗВРАЩЕНИИ из отпуска ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИИ пропуска ПО ПРИЛЕТЕ домой
Я обязательно позвоню тебе по приезду по приезде (= после) в город. Российские участники заседания получат визы по прилету по прилете (= после) в аэропорт г.Тбилиси. По окончанию По окончании (= после) школы нужно определиться с выбором профессии. (Ср.: По окончанию слова можно определить падеж.) Вчера брат приехал с Москвы из Москвы. Издательство всегда участвовало на в книжной ярмарке.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1. Ошибки, связанные с непониманием значения слова

1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении
Художник нарисовал репродукцию копию картины и вышел из комнаты. (Репродукция – картина, воспроизведенная посредством печати.) Затем кавалькада колоннаавтобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. У нашей собаки скоро появится наследство потомство. В Индии живут индейки индианки, а в Корее – корейки кореянки. Татьяна противопоказана противопоставлена Онегину и Ленскому. Иные мемориалы мемуары интересны потому, что в них автор рассказывает много познавательного в историческом отношении. Татьяна Ларина любит свою седобородую седовласую старушку. Как только начинается урок, так слышишь, что везут покойника. Не проходит и пяти минут – обратно везут. (Слова учителя, который работает в школе, расположенной рядом с кладбищем. Обратно= снова.) Мне было грустно читать о жизни, характере и повадках Аси. (Слово «повадки» употребляется только по отношению к животному. Здесь имеются в виду привычки.)
Внимание! ГРУБЕЙШИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ:

Приложение 1. СКЛОНЕНИЕ ФАМИЛИЙ

Склоняются Не склоняются
   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫх ЧИСЛИТЕЛЬНЫх


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воробьёва К.В. Практикум по русскому языку. Культура речи/Сергеева Е.В.: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов – Спб.: Союз, 2001. – 128 с.

2. Малянова Л.В. Упражнения по культуре речи/ Самара:Изд. СамГПУ, 2000.

3. Нормы русского литературного языка: практический материал к урокам/под ред. О. В. Загоровской. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с.

4. ПавловаС. А. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ
(части А, В, С)/ М.: Дрофа, 2009. – 188 с.

5. Проверяем свою грамотность. Орфография, пунктуация, стилистика: Тесты/ И. Миловидова – М.: Айрис, 1996. – 165с.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И. Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.

7. Русский язык и культура речи: Практикум /Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.:Гардарики, 2000

8. Тесты общего владения русским языком. Рекомендации по подготовке к тестированию/ Новосибирск: НГТУ, 1997, 1998, 2004. – 300 с.

9. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

10. Стилистические ошибки и их типы/ Электронный ресурс https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/795-56_stilisticheskie_oshibki_i_ih_tipy.html

11. Точность речи и лексика русского языка/ Электронный ресурс https://licey.net/free/4russkii_yazyk/41kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/4224-temy_razdela_6__tochnost_rechi_i_leksika_russkogo_yazyka_.html

12. Культура письменной речи/Электронный ресурс https://gramma.ru/RUS/?id=1.93

13. https://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/168341_perly-iz-shkolnykh-sochineniy



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: