СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие автора --------------------------------------------------------------- 5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ----------------------------------------------------------- 7
I. Словообразовательные ошибки ------------------------------------------------ 8
II. Морфологические ошибки -------------------------------------------------------- 9
1. Ошибки в образовании форм имени существительного ----------- 10
2. Ошибки в образовании форм имени прилагательного------------- 19
3. Ошибки в образовании форм деепричастия---------------------------- 19
4. Ошибки в образовании форм имени числительного ---------------- 20
5. Ошибки в образовании форм местоимения ---------------------------- 21
6. Ошибки в образовании форм глагола ----------------------------------- 22
7. Ошибки в образовании форм причастия -------------------------------- 25
III. Синтаксические ошибки
1. Нарушение норм согласования -------------------------------------------- 26
2. Нарушение норм управления --------------------------------------------- 28
3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым -------------- 37
4. Ошибки в построении предложения с деепричастным
оборотом -------------------------------------------------------------------------- 43
5. Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом -------------------------------------------------------------------------- 45
6. Ошибки в построении предложения с однородными
членами---------------------------------------------------------------------------- 46
7. Нарушение видо-временной соотнесённости глаголов
в составе предложения ------------------------------------------------------- 50
8. Нарушение границ предложения----------------------------------------- 51
9. Ошибки в построении сложного предложения ---------------------- 52
10. Ошибки в построении предложения с косвенной речью --------- 56
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ -------------------------------------------------------------------- 57
I. Лексические ошибки
1. Ошибки, связанные с непониманием значения слова ------------- 58
2. Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов --------- 62
3. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов 64
4. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов ----------- 67
II. Стилистические ошибки
1. Многословие (плеоназмы, тавтология, расщепление
сказуемого и т.д.)--------------------------------------------------------------- 70
2. Смешение разностильной лексики.
Ошибки при употреблении слов, имеющих ограниченную
сферу распространения (жаргонизмов, иноязычных слов, канцеляризмов и т.д.) 76
3. Лексическая неполнота высказывания --------------------------------- 87
4. Ошибки, связанные с недостаточно развитым
стилистическим чутьём (нарушение требования
богатства и выразительности речи) ------------------------------------- 88
Приложение 1. Склонение фамилий------------------------------------------------ 91
Приложение 2. Склонение числительных ---------------------------------------- 95
Приложение 3. Употребление собирательных числительных------------- 96
Список литературы ------------------------------------------------------------------ 97
Перлы из школьных сочинений ---------------------------------------------- 98
I. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ
1. ИСКАЖЕНИЕ СЛОВ | |||
аферы
бидон
военачальник
в общем
грейпфрут
гастарбайтер
дикобраз
дуршлаг
заём
интриган
имплантат
инцидент
кардинально
конфорка
компостировать
мальчиковый
меблированная
нагибаться
невролог
пертурбации
перформанс
полис
полоумный
прийти
скопидом
скрупулёзный
целлофан
эспрессо | |||
2. ЗАМЕНА ОДНОЙ ИЗ МОРФЕМ | |||
будущий снят вместо взвесить благородство насмехаться поскользнуться пирожное сходил почерк задумчивый следующий упорство фамилия | |||
3. СОЗДАНИЕ «НЕПРАВИЛЬНЫХ» СЛОВ | |||
нет разницы | |||
II. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. Ошибки в образовании форм имени существительного
1.1. НЕЗНАНИЕ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ | |||||||||||
М.Р. | Ж.Р. | С.Р. | |||||||||
аэрозоль атташе бот ботфорт водевиль денди домина зал зебу евро какаду канделябр кед кенгуру кутюрье | кофе кед лебедь маэстро мокасин пасквиль пенальти подмастерье полироль пони портье портфолио рантье рельс рефери | рояль сланец староста сулугуни табель толь тюль фламинго шампунь шимпанзе шлёпанец хиппи экю эндшпиль | авеню антресоль бакенбарда бандероль бахила босоножка бутса вуаль вьетнамка гетра иваси канифоль клавиша клипса кольраби | кроссовка леди мадам манжета мисс мозоль моль пемоксоль плацкарта салями сандалия тапка туфля фрау цеце | алоэ безе бра депо желе жюри кафе кашне контральто меню монисто пожарище повидло резюме сопрано | статус-кво такси филе фойе цунами щупальце и т.д | |||||
пирожки | |||||||||||
Внимание! Равноправные варианты употребления рода имени существительного: | |||||||||||
вкусный / вкусное капучино горячий / горячее латте ледяной / ледяное глясе | двойной / двойное эспрессо нежный / нежное тирамису | заусенец – заусеница вольер – вольера банкнот – банкнота ставень – ставня | |||||||||
Существительные общего рода: | |||||||||||
умница визави сирота бродяга | бедняга бестия зевака калека | левша белоручка пьяница протеже | тёзка работяга зазнайка самоучка | зануда одиночка ровня обжора | невежа невежда гуляка разиня | ||||||
Лишенный матери, бедный сирота непременно погиб бы. / Бедная сирота заливалась горькими слезами. В мире появилась очередная талантливая самоучка. / Электрическую машину для опытов молодой талантливый самоучка сделал сам из красной бутылки. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он настоящая настоящий ханжа. | |||||||||||
2. Ошибки в образовании форм имени прилагательного
Вид ошибки: | Пример: |
1. 2. 2.1.Неправильное употребление полной и краткой форм | Шляпка гриба была полная полна воды. В детстве мальчик был очень полон полным. |
2.2.Образование несуществующих форм степеней сравнения | Мама всегда правее меня. В отличие от меня, мама всегда права. Иван никогда не видел книгу толстеетолще. |
2.3. Смешение простой и составной форм степеней сравнения | Это был самыйспособнейший способный ученик. Наш спортсмен оказался более сильнее. |
3. Ошибки в образовании форм деепричастия
Вид ошибки: | Пример: |
3. 3.1.Использование одного суффикса вместо другого | Я набирала номер, положа положивтрубку. |
3.2.Образование деепричастий от глаголов, которые не могут иметь деепричастные формы | Спя, он вздрагивал.
Он, когда спал, вздрагивал. |
4. Ошибки в образовании форм имени числительного
Вид ошибки: | Пример: |
4. 4.1.Неправильное склонение количественных числительных | В сто ста двадцати семи домах отключено отопление. Не хватило баллов двухстам двумстам абитуриентам. С девяностами девяностаочками команда — финалист. См. Приложение 2, стр.97 |
4.2.Неправильное склонение порядковых числительных | Я окончила школу в двухтысяче две тысячи десятом году. В двухтысячном две тысячи шестом году потребление электроэнергии выросло. К пятнадцатому апреля две тысячидевятнадцатому году девятнадцатого года строительство завершится. |
4.3.Неправильное склонение дробных числительных | Ролик собрал более пятнадцать целых пять десятых миллионов пятнадцати целых пяти десятых миллионапросмотров. |
4.4.Неправильное склонение числительных ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА | Семья жила в полторастах полутораста милях от моря. К полтора полутора стаканам воды нужно добавить две ложки сахара. |
4.5.Выбор неправильной формы собирательныхчислительных | Пятеро Пять подруг договорились о встрече.
Я готов голосовать обоими обеими руками.
Прошло двадцать двое суток. Прошло двадцать два дня.
Сорок две штуки ножниц.
см. Приложение 3, стр. 98 |
5. Ошибки в образовании форм местоимения
Вид ошибки: | Пример: |
5. 5.1.Употребление неправильных форм местоимений ИХи У НЕЁ | С ихним их ребенком всегда много хлопот. У ней неё на чтение никогда не хватает времени. |
5.2.Употребление неправильных форм местоимений с начальным Н | возле |
5.3.Употребление неправильных падежных формместоимения |
6. Ошибки в образовании форм глагола
Вид ошибки: | Пример: |
6. 6.1.Образование форм 1 лица ед.ч. от глаголов затмить, дерзить, победить, убедить, очутиться, пылесосить и др. | Я пылесосю пылесошу раз в неделю. В этих условиях я точно ощущу буду ощущать неудобства. |
6.2.Неправильное использование форм некоторых глаголов с суффиксом -ся | Машины нагружались нагружали овощами.
Камни дробятс |
6.3.Неправильное использование двувидовых глаголов | организовывает организует реализовывает реализует образовывает образует |
7. |
2. Нарушение норм управления
2. 2.1. В словосочетаниях с производными предлогами | |
Требуют дательного падежа предлоги: | |
БЛАГОДАРЯ (чему?) погоде | НАВСТРЕЧУ (кому?) брату
ПОДОБНО (чему?) грохотанью
НАПЕРЕКОР (чему?) желанию |
Согласно распоряжения распоряжению директора срок выполнения работы истекает завтра. Благодаря принятого решения принятому решению во время паводков никто не пострадал. Вопреки предсказаний предсказаниям синоптиков, погода установилась прекрасная. | |
2.2. В сочетаниях с некоторыми непроизводными предлогами | |
а)с географическими названиями и объектами, как правило, сочетается предлог в: в городе, в деревне, вБелоруссии,в Украине, в Сибири; б)при названиях островов, полуостровов употребляется предлог на: на Аляске, на Камчатке, на Сахалине, наТаймыре, на Новой Земле; в)с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Казбеке, на горе Арарат, на Кавказе, наУрале; Но: отдыхать в Альпах, в Пиренеях (мн.число!); | |
г)как правило, пары предлогов — антонимов (в – из,на – с) выдерживаются в речи: поехал вКрым — вернулся из Крыма, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа; вошел в здание — вышел из здания, пошел на вокзал — пришелс вокзала; д)при названиях транспортных средств чаще употребляется предлог на: на поезде, на пароходе,на самолете, на трамвае, на автобусе, на метро. ( предлог в предполагает нахождение внутри называемого предмета: находиться в поезде, сидеть в трамвае, обедать в самолете); е)предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже: | |
ПО ПРИЕЗДЕ из столицы ПО ОКОНЧАНИИ работы ПО ЗАВЕРШЕНИИ строительства ПО ПРИБЫТИИ в город | ПО ИСТЕЧЕНИИ срока ПО ВОЗВРАЩЕНИИ из отпуска ПО ПРЕДЪЯВЛЕНИИ пропуска ПО ПРИЛЕТЕ домой |
Я обязательно позвоню тебе по приезду по приезде (= после) в город. Российские участники заседания получат визы по прилету по прилете (= после) в аэропорт г.Тбилиси. По окончанию По окончании (= после) школы нужно определиться с выбором профессии. (Ср.: По окончанию слова можно определить падеж.) Вчера брат приехал с Москвы из Москвы. Издательство всегда участвовало на в книжной ярмарке. |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1. Ошибки, связанные с непониманием значения слова
1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Художник нарисовал репродукцию копию картины и вышел из комнаты. (Репродукция – картина, воспроизведенная посредством печати.) Затем кавалькада колоннаавтобусов с нашей делегацией отправилась к месту приземления Гагарина. У нашей собаки скоро появится наследство потомство. В Индии живут индейки индианки, а в Корее – корейки кореянки. Татьяна противопоказана противопоставлена Онегину и Ленскому. Иные мемориалы мемуары интересны потому, что в них автор рассказывает много познавательного в историческом отношении. Татьяна Ларина любит свою седобородую седовласую старушку. Как только начинается урок, так слышишь, что везут покойника. Не проходит и пяти минут – обратно везут. (Слова учителя, который работает в школе, расположенной рядом с кладбищем. Обратно= снова.) Мне было грустно читать о жизни, характере и повадках Аси. (Слово «повадки» употребляется только по отношению к животному. Здесь имеются в виду привычки.) |
Внимание! ГРУБЕЙШИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: |
Приложение 1. СКЛОНЕНИЕ ФАМИЛИЙ
Склоняются | Не склоняются |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫх ЧИСЛИТЕЛЬНЫх
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воробьёва К.В. Практикум по русскому языку. Культура речи/Сергеева Е.В.: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов – Спб.: Союз, 2001. – 128 с.
2. Малянова Л.В. Упражнения по культуре речи/ Самара:Изд. СамГПУ, 2000.
3. Нормы русского литературного языка: практический материал к урокам/под ред. О. В. Загоровской. – М.: Просвещение, 2006. – 206 с.
4. ПавловаС. А. Русский язык: Рекомендации по подготовке к ЕГЭ
(части А, В, С)/ М.: Дрофа, 2009. – 188 с.
5. Проверяем свою грамотность. Орфография, пунктуация, стилистика: Тесты/ И. Миловидова – М.: Айрис, 1996. – 165с.
6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И. Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368 с.
7. Русский язык и культура речи: Практикум /Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.:Гардарики, 2000
8. Тесты общего владения русским языком. Рекомендации по подготовке к тестированию/ Новосибирск: НГТУ, 1997, 1998, 2004. – 300 с.
9. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
10. Стилистические ошибки и их типы/ Электронный ресурс https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/795-56_stilisticheskie_oshibki_i_ih_tipy.html
11. Точность речи и лексика русского языка/ Электронный ресурс https://licey.net/free/4russkii_yazyk/41kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/4224-temy_razdela_6__tochnost_rechi_i_leksika_russkogo_yazyka_.html
12. Культура письменной речи/Электронный ресурс https://gramma.ru/RUS/?id=1.93
13. https://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/168341_perly-iz-shkolnykh-sochineniy