Несмотря на многообразие подходов к исследованию личности отечественные психологи сходятся в том, что направленность является ведущей характеристикой личности, она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Направленность выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (увлечения, хобби). Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в следующих формах, основанных на мотивах деятельности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем все указанные формы направленности подчиняются иерархии.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. В психологической литературе можно встретить две трактовки понятия. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как другая ставит влечение в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т.д.; а также в избежание болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Различают следующие виды влечения: социальное (влечение к социальному взаимодействию), активирующий влечение стимул (служит для того, чтобы активизировать влечение, находящееся в неактивном состоянии), манипулятивное (побуждение манипулировать объектами, совершать с ними какие-то действия и исследовать их), влечение к жизни (инстинкт жизни - обеспечивают сохранение, поддержание и развитие жизни во всех ее аспектах. Согласно З. Фрейду оно противоположно влечениям к смерти и по своей сути сексуально. Сюда относятся собственно влечения сексуальные и влечение к самосохранению), влечение к самосохранению (одно из понятий, использованное З. Фрейдом в психоаналитической теории влечений для обозначения внутренне присущей человеку тенденции к поддержанию жизни). Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
|
Желание - это форма направленности, осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. На основе своих желаний человек осознает цели будущего действия, строит планы, определяет возможных путей ее удовлетворения потребностей.
Стремление - чувственное переживание потребности, включающее волевой компонент. Рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности, при достижении цели вызываются чувства удовлетворения или неудовлетворения
Интерес - форма познавательной направленности личности, рассматриваемая в качестве побудителей активности человека. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. Имея тенденцию развития, при удовлетворении одного интереса возникает новый или новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. По мнению Д.А. Кикнадзе, беспрепятственное удовлетворение потребности не порождает интерес. Потребность порождает интерес только тогда, когда на пути ее удовлетворения встречаются какие либо препятствия. Предметное содержание интереса - это не предмет потребности, а средства его достижения. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость, широта и содержание интересов служат наиболее яркой характеристикой личности.
|
В психологической литературе нет однозначной трактовки понятия «интерес», его рассматривают как: «стремление посвятить свои мысли и действия какому-нибудь явлению» (Э. Торндайк); «врожденное инстинктивное стремление» (В. Макдауголл); «потребность в переживании отношений, жажда положительных эмоций, духовная» (Б.И. Додонов); как «избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности» (С.Л. Рубинштейна); как «эмоциональное и познавательное отношение» (А.Г. Ковалева); как «динамические тенденции, развивающиеся вместе со всей личностью» (Л.С. Выготский). Л.С. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются.
Склонность - избирательная направленность индивида на определенный вид деятельности, в основе которой лежит глубокая устойчивая потребность в индивида в той или иной деятельности. Возникновение склонности способствует совершенствованию умений и навыков, связанных с данной потребностью и является предпосылкой к развитию определенных способностей.
Р. Кеттелл выделяет: а) общие склонности, которые свойственны всем людям, и уникальные склонности, характеризующие определенную индивидуальность; б) динамические склонности, которые направляют человека на достижение определенной цели, «склонности-способности», которые касаются эффективности, «темпераментные склонности», которые связаны с энергичностью и эмоциональностью.
|
Более важное значение Р. Кеттелл придает «динамическим» склонностям.
Е.П. Ильина считает, что склонность и положительное отношение к деятельности, к ее содержанию не всегда идентичны. Склонность определяется неосознанностью истинных глубинных причин интереса, не возможностью в большинстве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность. Положительное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими социальными, экономическими факторами.
На основе склонностей и интересов личности формируются идеалы. Идеал - форма направленности, конкретизируемая в определенном образе, на который данный человек хочет быть похож; в целях, которые данный человек считает высшими, в которых видит конечную цель своих стремлений. Для одних они - действенные и решающие, для других - недостижимые. Человек старается изменить окружающий мир в соответствии со своими идеалами. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Наличие у человека устойчивых убеждений, охватывающих различные сферы жизнедеятельности, является показателем высокой активности его личности. Человек со сложившимися убеждениями не только поступает в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям, убеждая их в своей правоте. Образуя упорядоченную систему взглядов, они выступают как его мировоззрение.
Все эти психические процессы и состояния влияют в основном на регуляцию поведения. Для того чтобы говорить о стимулирующих, или побуждающих факторах, которые обеспечивают активизацию и направленность поведения, далее мы рассмотрим понятие и сущность мотива и мотивации.
Термин «мотивация» вошел в психологический обиход в начале прошлого столетия, но и до настоящего времени нет однозначной его трактовки. Разными учеными мотивация рассматривается: - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; - как совокупность мотивов; - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; - как процесс психической регуляции конкретной деятельности; - как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности; - как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
Однако и в одном и в другом направлении мотивация рассматривается как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов.
Во многих случаях психологи под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. «Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка)».
Рассматривая феномен мотивации необходимо рассмотреть и относящиеся к ней мотивы, разнообразные мотивационные факторы, такие как потребности, чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.
Мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами. И поэтому западным психологам не удалось выделить в чистом виде экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю) мотивации. По сути, авторы ведут речь о внешних и внутренних стимулах, побуждающих развертывание мотивационного процесса.
«Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоятельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности, действий), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие решения и силу мотива (вознаграждение и прочее), в том числе, имеют в виду и приписывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата, как это имеет место у людей с внешним локусом контроля. В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой, или внешнеорганизованной, мотивации, понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние».
Рассмотрим понятие «потребности». Ученые-психологи определяют потребность как главный источник мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность - это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Синонимами «потребности» служат такие слова, как «нужда», «нехватка», «недостаток», «необходимость», иногда «интересы». В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне него. Биологические потребности человека развиваются и социализацируются. Важными характеристиками потребностей являются предметность и специфическая динамика (способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь).
Американский психолог Г. Мюррей ввел большое число базовых потребностей, где наряду с первичными (витальными) потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. Перечень потребностей, составленный Мюррей, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, избегании ущерба, избегании позора, унижении, сексе, заботе, противодействии, чувственных впечатлениях изменении, понимании, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре.
Потребности имеют следующие особенности:
1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется;
2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит»);
3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности - отрицательными, а затем - в случае ее удовлетворения - положительными;
4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения - примитивные животные - высокоразвитые животные - человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный - грудной младенец - дошкольник - школьник - взрослый человек;
5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.
Существует множество классификаций потребностей: по происхождению - естественные (запрограммированы на генетическом уровне) и культурные (формируются в процессе общественной жизни); по уровню сложности на: биологические (стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.)), социальные (потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании) и духовные (потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования).
Согласно концепции А. Маслоу все потребности человека образуют довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу», в которой потребности расставлены по степени их значимости (Приложение Б). Нижний ее уровень составляют физиологические потребности, выше - потребность в безопасности (реализуя которую человек стремится избегать эмоции страха), выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализации.
Поскольку переживание потребности - это дискомфорт, то с ним связано желание улучшить свое самочувствие. Это значит, что потребность выполняет мотивационную функцию или, говоря проще, становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.
В психологии мотив обозначается: 1) как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) как предмет, материальный или идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется; 3) как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности[10].
Зарубежные психологи выделяют ряд особенностей природы и функций мотивов в регуляции поведения человека: 1) побудительная и направляющая функции мотива, 2) детерминация поведения человека неосознаваемым мотивом, 3) иерархия мотивов, 4) стремление к равновесию, и напряжению как механизмы динамики мотивов (психоанализ, бихевиоризм, психология динамическая, психология топологическая, этология, психология гуманистическая и пр.). Недостатком этих исследований является отрыв от контекста деятельности человека и его Сознания.
В отечественной психологии как общий механизм появления мотивов рассматривается реализация потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы - «предметы потребностей». Отсюда - центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность.
Мотивы вырастают не только на базе неудовлетворенных потребностей, но и вопреки потребностям. Поскольку люди взаимосвязаны друг с другом, то мотивы одного человека могут обусловливаться потребностями других людей. В мотивационные процессы включается система социальных ценностей, в том числе убеждения, верования, предрассудки и т.д. Например, человек может действовать по идеологическим, религиозным, нравственным или политическим побуждениям, руководствуясь соображениями добра, социального порядка, справедливости, межнационального равенства и многими другими.
В отечественной психологии сходная концепция под названием «сдвиг мотива на цель» была выдвинута А.Н. Леонтьевым. Мотивы «стоят за целями», побуждают к целеобразованию и к достижению целей. В человеческой деятельности понятие мотив и цель не идентичны. Это значит, что достижение определенной цели имеет для человека некоторый смысл, выходящий за пределы того состояния вещей, которое достигается в результате конкретных действий.
Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение), в другом случае - как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Мотивация определяется как процесс выбора между различными возможными действиями, вместе с тем регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Таким образом, мотивация объясняет целенаправленность действия. При этом мотивация, не являясь единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.
В структуру мотивации входят мотивирующие факторы. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения эти факторы могут делиться на три относительно самостоятельных класса. Мотивирующие факторы первого класса (потребности и инстинкты) являются источниками активности. Мотивирующие факторы второго класса определяют направленность активности организма, то, ради чего избираются одни, а не другие акты поведения. Мотивирующие факторы третьего класса - это эмоции, субъективные переживания (стремления, желания) и установки. Они отвечают на вопрос о том, как осуществляется регуляция динамики поведения.