Класс
Элективный курс «Риторика». 08.02.2022
Тема. Учимся отвечать
Цель урока: знакомство с понятием определения, научиться хорошо понимать определения, формулировать их и правильно пользоваться ими в устных ответах, расширить словарный запас.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
Учитель.
Кто не любит путешествовать? "Домосед", – скажете Вы. Но и он бороздит просторы вселенной, когда садится на диван, берет в руки пульт, включает телевизор и погружается в таинственную атмосферу голубого экрана. Книгочей? Ну, уж он точно великий путешественник. их из вас трудно оторвать от захватывающей книги. А что говорить об истинных путешественниках, отправляющихся в далекие и недалекие страны.
Мы тоже сегодня будем туристами – путешественниками. Правда, круиз наш будет заочный.
- А что такое круиз? (Круиз – это морское путешествие, туристическое, увеселительное.)
Каждый путешественник ставит перед собой цели и задачи.
- А кто может дать понятие "цели" и "задачи"? (Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить или место, в которое надо попасть. Задача – это то, что требует исполнения, разрешения.)
- Что пытались вы сделать сейчас? (Дать определение круизу, цели и задаче.)
Это и будет темой нашего урока – путешествия, выяснить, ЧТО ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? Какова же цель нашего круиза? НАУЧИТЬСЯ ДАВАТЬ РАЗВЕРНУТЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ И ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЯЗЫКОВЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ СТРОИТЬ РАЗНЫЕ ТИПЫОПРЕДЕЛЕНИЙ. Чем сложнее цель, тем интереснее её решать.
Чтобы отправиться в путешествие и вернуться здоровыми и отдохнувшими, на берегу нам нужна разминка.
|
- Давайте проведём разминку. Отодвиньтесь от стола, сядьте свободно, так, чтобы ничего не стесняло ваше движение.
Перед вами скороговорка:
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Её нужно прочитать с разными интонациями: как комедию, как трагедию, как диктор тв, как сплетню.
Готовясь к путешествию, туристы читают много литературы, знакомятся с маршрутом, запоминают специальные термины, которые пригодятся им в поездке.
Давайте определим одним словом или словосочетанием данные понятия (записать в тетрадь): КРУИЗ (поездка), ФЛАГ, ГЕРБ (символы), КАЮТА (комната), ИЛЛЮМИНАТОР (окно на судне, герметически закрывающееся); БРИГ (англ., морское парусное 2-х мачтовое судно с прямыми парусами, (XVIII-XIX вв.), БРИГАНТИНА (итал., легкое парусное 2-х мачтовое судно с прямыми парусами на передней мачте и косыми на задней (XVI-XVIII вв.), БАРКЕНТИНА (англ. "барк" – шхуна, морское парусное судно (3–5 мачтовое) с прямыми парусами на передней мачте), КОРАБЛЬ (судно, в парусном флоте 3-х мачтовое судно с полным парусным вооружением).
- На каком судне мы поплывем? (На корабле или баркентине.)
- Мы дали определения. А что это такое?
- Запишем в тетрадях сегодняшнее число, тему урока и определение, пожалуй, универсальное: " Определение – средство раскрытия сути, сущности определяемого предмета ".
Первая запись в бортовых журналах сделана. А теперь вздохнем свежего морского воздуха и... в путь.
Сколько почемучек всегда едет рядом с нами! И поэтому без четко сформулированных определений не обойтись. И хотя их много и они самые разнообразные, а дальше записываете в тетрадь:
|
Все определения состоят из 2 частей:
Первая – это то, что определяется;
Вторая – это то, как, посредством чего оно определяется.
Работа с раздаточным материалом:
Прочитайте определения. Назовите в каждом из них обе части.
1. Парус - это полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна.
2. Выражение, стоящее слева от знака равенства, будем называть левой частью уравнения, а выражение, стоящее справа от знака равенства, - правой частью уравнения.
3. Рындой называется судовой колокол.
4. Навигация изучает способы выбора пути и методы вождения судов, летательных аппаратов, нахождения оптимального маршрута, определение местоположения, направления и значение скорости.
5. Наивысшая точка на небосводе (на небесной сфере) называется зенитом
6. Пассаты - устойчивые ветры, направленные к экватору и возникающие между областями высокого давления 30 - х широт и экваториальной областью низкого давления.
7. Планктоном называются одноклеточные водоросли и простейшие животные, не способные самостоятельно перемещаться в воде, а переносимые течением.
- Ребята, обратите внимание, что не во всех определениях идет первая часть.
- Назовите определения, которые отличаются по своему строению.
- В чем же состоит отличие?
Правильный ответ. Третье и пятое - сначала идет вторая часть, затем первая.
Формулировок определений очень много. Как же научиться их строить? Очень просто. Есть модели, зная которые ты легко наполнишь их содержанием. Рассмотрим, например, такое определение.
|
ПЛАНКТОНОМ называются одноклеточные водоросли и простейшие животные, не способные самостоятельно перемещаться в воде, а переносимые течением.
Разберем это определение. В нем определяется понятие "ПЛАНКТОН", вторая часть определения – раскрытие специфических признаков этого понятия. Обе части связаны глаголом "НАЗЫВАЕТСЯ". Значит, модель данного определения такова "ТО-ТО" НАЗЫВАЕТСЯ "ТЕМ-ТО". Эта конструкция помогает строить самые разнообразные (по содержанию) определения.
Работа с раздаточным материалом:
Рассмотрим языковые модели, позволяющие строить определения.
Записать в тетрадь:
Языковые модели, позволяющие строить определения:
1. То – то - ЭТО то - то
2. То – то ЕСТЬ то - то
3. То - то НАЗЫВАЕТСЯ тем - то (тв. п.)
(БУДЕМ НАЗЫВАТЬ)
(НАЗЫВАЮТ)
4. То - то ЯВЛЯЕТСЯ тем - то (тв. п.)
5. То – то ИЗУЧАЕТ то - то (вин. п.)
6. То - то ОТНОСИТСЯ к тому - то (д. п.)
Попробуйте, используя одну из моделей, дать определение "АКВАТОРИИ ". В этом вам поможет этимология слова: "аква" – вода, "терра" – земля. (Акватория – водное пространство моря, океана, залива.) – определение записать в тетрадь.
Домашнее задание
Выписать 5 разных определений из разных учебников, различной формы.