БЫВАЕТ ЛИ ЗАВИСТЬ У ДЕТЕЙ?




Русская Православная Церковь. Для свободного распространения.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗАВИСТЬ?

 

Источником зависти может явиться себялюбие и его порождения – гордость, тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие. Святитель Тихон Задонский полагал, что источником и началом зависти является гордость:

 

«…гордый бо, понеже хощет выше прочих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его… Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят».

КАКОВЫПЛОДЫЗАВИСТИ?

 

Проявляясь в человеке, зависть может иметь следующие горькие плоды и порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие и многое другое. Благодать Божия как бы оставляет сердце завистливого человека. Венцом всех добродетелей является любовь: она – путь ко спасению. Зависть же разрушает любовь между людьми, иссушает, опустошает человеческие души, насаждая в них ненависть и злобу. Во многих местах Священного Писания зависть ставится наряду с убийством (Рим.1:29; Гал.5:20-21), ибо всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего есть человекоубийца (1Ин.3:15). Завистливый, если до конца жизни пребудет в зависти и не покается, лишает себя Царствия Божия (Гал.5:21):

 

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (К Галатам 5:19-21)

 

Зависть – это вражда против всего доброго, потеря любви и страха Божия, ослепление ума, помрачение души, смертоносный яд души, начало вечных скорбей. Такова пагубность этого страшного порока! Завистливый считает своими врагами и тех, которые его ничем не обидели. Не заботясь о своих недостатках, завистливый мучается совершенствами других.

 

КОГДА ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ ЗАВИСТЬ?

 

Зависть появилась тогда, когда дьявол, бывший до того великим и славным ангелом и утвержденным в некоем начальстве ангельской славы захотел стать Богом, восстав против божественной славы. То есть в начале греха как такового стояла зависть.

 

Первым «заразился и погиб виновник всех ядов и начальник, ибо он сам себя погубил, прежде чем излил свой смертоносный яд на человека», - пишет о падении дьявола преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

 

Из зависти сатана ввел в грех прародителей человечества Адама и Еву: «…Завистью диавола вошла в мир смерть…» (Прем.2:24).

БЫВАЕТ ЛИ ЗАВИСТЬ У ДЕТЕЙ?

 

Зависть бывает и у детей, а потому родителям, прежде всего, надо стараться искоренять ее в детских сердцах при самом первоначальном ее проявлении. Заметив в детях проявление зависти, надо обратить внимание на источники ее зарождения. Если какой из этих пороков замечен в ребенке, тогда, искореняя его, мы этим ослабим и его проявление – зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непосредственными проявлениями зависти. Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Например, если один с печальным выражением лица смотрит на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше его, если они сравнивают данные им порции одна с другою, если они, наконец, сравнивают между собой купленные для них игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и красивое, – то это верные признаки завистливого сердца у детей. Такого недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, необходимо подавлять его всюду, где оно обнаруживается. А для этого детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают, умели ценить то, что у них есть и быть благодарными за все. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи только потому, что и другие получают то же самое, то это есть признак того, что зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Чувство зависти могут вызывать и успехи, способности сверстников, красивые и богатые платья, наряды, вещи и т.п. Нужно быть всегда внимательным к проявлению этой душепагубной страсти, за которой последуют и другие пороки, убивающие душу.

 

Приведем высказывания святых отцев Православия о грехе зависти:

 

1) Зависть есть печаль о благополучии ближнего. Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой она живет. (Свят. Василий Великий)

 

2) Завистник почитает чужие несчастия своим счастьем, а благополучие других своим злополучием. Не столько бедный огорчается своей бедностью, сколько завистливый — благополучием ближнего; что может быть гнуснее этого? Завистливые хуже зверей, ибо эти нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище, или прежде бывают раздражены нами, а те, получив благо и добро, поступают часто с благодетелями как с врагами. (Свят. Иоанн Златоуст)

 

3) Зависть не позволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, чего недостает. (Свят. Филарет, архиепископ Черниговский)

 

4) Чувство зависти грешно, потому что противно любви к ближнему, и бесполезно, потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучает нас. (Свят. Филарет (Дроздов))

 

5) Зависть — корень убийства. (Свят. Иоанн Златоуст)

 

6) Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует. Завистливый, желая погубить другого, губит самого себя.Не так моль и червь снедают дерево и шерсть, как горячка зависти снедает сами кости завистников и отравляет здравие их души. (Свят. Иоанн Златоуст)

 

7) Кто обрел зависть, тот обрел с нею дьявола. (Прп. Исаак Сирин)

 

8) Где зависть, там живет и отец зависти, диавол, а не Бог любви. (Преп. Симеон Новый Богослов)

 

9) Если станет мучить тебя зависть, помысли, что все мы — члены Христовы и что как честь, так и бесчестие у всех нас общие, — и избавишься от нее. (Преп. Авва Исаия)

 

10) Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных. (Свят. Василий Великий)

 

11) Когда видишь богатство, или славу, или мирское владычество, размысли о том, что в них есть тленного, и избежишь приманки. (Преп. Нил Синайский)

 

12) Зависть — дочь гордости: умертви мать, и дочь ее погибнет. (Блж. Августин)

 

13) Зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится. (Преп. Максим Исповедник)

14) Завистливый, если видит человека подвергшимся падению, чернит его пред всеми. Завидующий успехам брата своего отлучает себя от Вечной Жизни, а содействующий брату будет сообщником его и в Вечной Жизни. (Преп. Ефрем Сирин)

 

15) Зависть не может терпеть, чтобы хвалили другого за добрые дела, поэтому зависть и злое хуление неразлучны между собой. Завистливый никак не годится для неба, потому что там также существует различие, он не радовался бы, а отравлял еще блаженство других. Завистливый, если не может уже превратить добродетели ближнего в пороки, то приписывает им плохие побуждения. Если мы боимся демона и ада, то столько же должны бояться и зависти, ибо она — домашний демон, могущий привлечь в сердце завистника легион действительных духов злобы, адское мучение, прежде страшного суда Божьего воспламеняющее огонь гееннский в душе грешника.

 

Если зависть есть скорбь, то у завистливого столько скорбей и страданий, сколько у других различных благ и совершенств. Эта болезнь — начало вечных скорбей, залог бесконечных страданий. Дьявол мучается такой мукой, и завистливые на земле могут ощущать и понимать, что такое мучения адские. Как многие насекомые, минуя здоровое, устремляются на гнилое, так и завистливый человек, не обращая внимания на добрые качества человека, на светлые стороны его жизни, изыскивает в нем одни слабости, недостатки и к ним прилепляется, как жалом, своим языком.

 

КРАТКИЙ СОВЕТ ДЛЯ БОРЬБЫС ЗАВИСТЬЮ: Чтобы избежать греха зависти необходимо хранить чистоту сердца от всяких пристрастий к земному, от всяких худых желаний и мыслей и быть довольным тем, что имеем: благодарить за это Бога, а чужого никогда не желать, но радоваться за других, если они имеют всего много.

«Благодарю Тебя Господи за то, что у меня есть,

и трижды благодарю за то, чего у меня нет!»




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: