Научный подход С.Л.Новосёловой




Игра

Игра – явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развитию и педагогической поддержке этого вида детской деятельности. Наиболее распространен и известен подход Д.Б.Эльконина, который выделял в качестве единицы анализа игровой деятельности роль. Не менее известны классические подходы Л.С.Выготского, называющего основным критерием игры воображаемую ситуацию, и А.Н.Леонтьева, для которого, как для основателя деятельностного подхода в психологии, основанием, определяющим любую деятельность выступал ее мотив.

Каждый из этих подходов имел как свои сильные, так и проблемные стороны. Так, роль, выступая безусловно значимой характеристикой игры, при отсутствии игрового мотива, превращается в мертвое образование, «обязаловку», хотя остается при этом ролью, а действие, в которое таким образом втягивается ребенок, продолжает называться многими педагогами «сюжетно-ролевой игрой». Воображаемая ситуация, как справедливо замечено, часто путается со сценарием, придуманным взрослым и только воплощаемым ребенком в своей деятельности. Специфика игрового мотива заключается в том, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе». Данный критерий, с одной стороны, выделяет игру на фоне прочих видов деятельности, также определяемых по своему мотиву (изобразительная, конструктивная, трудовая, учебная и пр.), но с другой стороны, – сближает, «сливает» ее с любой творческой деятельностью, имеющей ту же характеристику, связанную с совпадением процесса и результата деятельности.

Каждое направление имеет своих последователей. Так, на классическую элькониновскую модель опираются широко известные работы по сюжетной игре Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, подход Л.С.Выготского разрабатывается Е.Е.Кравцовой и ее учениками. Светлана Леонидовна Новоселова в своих исследованиях продолжала и развивала идеи деятельностного подхода А.Н.Леонтьева.

С опорой именно на эти основания Светланой Леонидовной Новоселовой была разработана новая классификация детской игры, в рамках которой были четко разведены игра как ведущая деятельность и другие виды игры, имеющие иные функции. Одновременно было уточнено само понятие игры как ведущей деятельности – это не только сюжетно-ролевая игра, но и не всякая сюжетно-ролевая игра. Был разработан (совместно с Е.В. Зворыгиной) и опубликован еще при жизни А.В.Запорожца (в 1979 году)1 комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. Впоследствии он неоднократно переиздавался2, положен в основу работы по программе «Истоки» (1997, 2001, 2003, 2011) и широко используется практикой3.

К концу ХХ века новые информационные технологии широко вошли в жизнь общества, в том числе детей. И встала задача безопасного с точки зрения физического и психического здоровья дошкольников приобщения их к новым информационным технологиям, формирования у них мотивационной, интеллектуальной и операциональной готовности к жизни в информатизированном обществе. Такие исследования были начаты в конце 80-х годов в НИИ дошкольного образования АПН СССР на широкой междисциплинарной основе (в исследовании участвовали психологи, педагоги, физиологи, эргономисты, разработчики компьютерных программ и пр.) под руководством С.Л.Новоселовой. По ее мнению, подобные технологии должны входить в жизнь ребенка через игру. Поэтому разрабатывались специальные развивающие программы, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста.Тогда же С.Л.Новоселовой было введено в обиход педагогической практики понятие развивающая предметная среда, и стала активно разрабатываться эта проблематика уже в гораздо более широком контексте. Объединение психолого-педагогического и дизайнерского подходов позволило разрабатывать вариативные дизайн-проекты разных развивающих предметных сред с учетом приоритета тех или иных образовательных задач. Особое внимание было уделено разработке системы развивающих детских игрушек и игрового оборудования, в т.ч. модульного, для детей различных возрастных групп - от младенческого до старшего дошкольного возраста.

Разработка проблем игры не ограничивалась дошкольным уровнем образования – Светлану Леонидовну интересовали проблемы истоков игры. Ее исследования затрагивают не только проблемыонтонегеза, но и филогенеза, антропогенеза и социогенеза детской игры. Будучи психологом-эволюционистом, за спиной которого стояла научная школа Дарвиновского музея и ее учителя Н.Н.Ладыгиной-Котс, она подходила к проблематике игровой деятельности комплексно и широко: в ее работах затрагиваются проблемы специфики игровой деятельности приматов, исследуются архаические и традиционные игры. Никогда не выпадавшая из поля ее внимания проблематика связи игры с интеллектуальной основой деятельности развивалась от разработки комплекса дидактических игр для детей раннего возраста до изучения проблематики образа мира как обобщенного опыта деятельности субъекта, и его обогащения как важнейшего фактора развития детской игры и формирования в ней познавательных мотивов.

Обозначенные проблемы разрабатывались как С.Л.Новоселовой лично, так и в сотрудничестве с аспирантами, имена которых сегодня хорошо известны педагогам, поскольку сегодня они сами являются сильными специалистами в своей области и известными учеными.

Научное направление, связанное с разработкой проблем игры, заложенное Светланой Леонидовной Новоселовой сегодня продолжает успешно развиваться в разных уголках нашей огромной страны.

 

Ученики и сотрудники С.Л.Новоселовой

Е.В.Трифонова, Е.М.Волкова (Гаспарова), И.А.Качанова

 

 

  1. Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. – С. 38-45
  2. Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., Просвещение, 1986; Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Педагогика, 1989; Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988; Новосёлова С.Л. Система «Модуль игра». М., 2004; Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007. и др.
  3. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2005; Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. – Вологда, 2007; Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 157 с.; Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс,2011 - 514 с.; Игра детей 2-7 лет. Методическое пособие к программе «Истоки». // Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А., Трифонова Е.В.(сдано в издательство «Сфера»,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь