Проект по развитию речи детей средней группы
в игровой деятельности
«Игра игрой сменяется, речь наша развивается»
Подготовил:
Аноприкова Н.И
Рославль 2017 г
Введение
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в дошкольном возрасте является основным условием его нормального развития.
Тип проекта: обучающий, игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль, март)
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: средний (4-5 лет)
Проблема: низкий уровень активного словарного запаса детей.
|
Актуальность
В условиях современности одной из главных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное в будущем. И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. Этот пробел влияет и на дальнейшее развитие детей. Своевременное и полноценное формирование речи, обогащение словарного запаса в дошкольном детстве является основным условием нормального развития. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие словаря.
Цель: Развивать речь детей, формировать и обогащать их словарный запас через игровую деятельность.
Гипотеза проекта: Развитие речи, формирование словаря у детей будет проходить более эффективно, если:
- будет произведён отбор игр (дидактических, театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных), направленных на развитие речи и формирование словаря у детей;
- систематически и целенаправленно использовать данные игры.
Задачи:
- произвести отбор игр по развитию речи и формированию словаря детей;
- создать условия для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Методы проекта: наглядные, словесные, игровые.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.
Этапы реализации проекта
|
1. Предварительный:
- определение цели и задач проекта;
- выдвижение гипотезы;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика словаря детей.
Основной.
Создание картотеки игр для развития словаря детей. Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня речевого развития – формирования словаря и его обогащения.
3. Заключительный.
Период осмысления собственных результатов. Повторная диагностика словаря детей. Драматизация сказки «Колобок» перед родителями.
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.
Предполагаемый результат
Развитие предметно-пространственной среды – пополнение играми.При систематической работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатится речь.
Перспективное планирование
Месяц | Дидактические игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Сюжетно – ролевые игры |
Январь | «Узнай по описанию» «Назови одним словом» «Горячо - холодно» «Что лишнее?» | «У медведя во бору» «По ровненькой дорожке» «Зайка беленький сидит» | Игра-драматизация «Репка» | «Семья» |
Февраль | «Кто что делает?» «Что бывает круглым?» «Лови да бросай, цвета называй» «Что изменилось» | «Лохматый пёс» «Пузырь» «Два мороза» | Игра-драматизация «Теремок» | «Салон красоты» |
Март | «Скажи ласково» «Кто как голос подаёт?» «Кто чем занимается?» «Мама и детеныш» | «Мышеловка» «Куропатки и охотники» «Зайцы и волк» | Игра-драматизация «Колобок» | «Магазин» |
Литература:
|
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
2. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;
3. А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;
4. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;
5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи»;
6. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;
7. Е.А. Тимофеева «Подвижные игры»;
8. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;
9. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;
10. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
11. М.А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;
12. З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;
13. «Игра дошкольника» под ред. С.Л. Новосёловой;
14. А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей»;
15. А.И. Максакова, Г.А. Тумакова «Учите, играя».