ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА




Зарождение отечественной психологии труда связано с име­нем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись -рефлекторной приро­дой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изуче­нию роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах [97]. Он поставил «опрос о формировании тру­довых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности [98]. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для тео­рии и практики.

Следующий этап развития психологии труда связан с воз­никновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпо­сылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индиви­дуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производ­ственной активности рабочих, для лечения некоторых психи­ческих заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию—-империализм сопровождался небывалым обо­стрением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхпри­былью. В поисках средств для выжимания максимальных при­былей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабо­чих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулиро­вана Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фак­тором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга,— это подбор кадров и руководство ими» [82, с. 9].Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лени­ным [1, 189]. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовое™» своей науки. Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных спо­собностей и я а принципе однозначного, фатального предназна­чения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разра­ботку тестовых методик, с помощью которых стремились опре­делить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рациона­лизации режима труда, формированию трудовых навыков, созда­нию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетель­ских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занимала психотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики — систему;воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями. Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике зани­мали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для про­фессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный ана­лиз этих профессий. Особенный интерес представляет предло­женная им установка для отбора вожатых трамвая, позволяв­шая оценивать скорость действий, с одной стороны, и осторож­ность и бдительность — с другой. Эта установка представляла собой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуа­ции, и испытуемый должен был называть буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспро­извести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход 'позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а попу­лярность психотехники заметно возросла.

Однако такие работы, как описанная выше, были скорее исключением, чем правилом в психотехническом решении проб­лемы профессионального отбора. Главным недостатком психо­техники было механистическое понимание способности к дея­тельности как набора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагностики способностей применялись наборы кратковременных испытаний — тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики.

В условиях капитализма, где предложение труда всегда пре­вышает спрос, цели профотбора и профориентации стали допол­няться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими. Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человека к труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и кабинеты профконсультации стали свое­образным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Тем не менее стремление психологии выйти за рамки науч­ных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались между­народные психотехнические конгрессы. В нашей стране психо­техника как средство практического применения психологиче­ских знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профес­сиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое обще­ство. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехни­ка» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при кото­ром некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утом­ления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овла­дения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенса­ции одних свойств другими.

Почему же в таком случае психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возро­дилась лишь «двадцать лет спустя» уже как психология труда?

Кризис назревал внутри самой психотехники. Вместе с зару­бежными методами ею заимствовалась чуждая, антигуманная по своей сути, методология. Сказывались пренебрежение к тео­рии, погоня за цифрами без попыток проникнуть в стоящие за ними закономерности. Механистические позиции в профотборе приводили к грубым ошибкам, вызывавшим иногда необходи­мость накладывать затрет на отстранение людей от работы на основании психотехнических испытаний. А ликвидация безрабо­тицы в нашей стране, казалось бы, выбила почву из-под основ­ного практического направления психотехники—"профотбора.

Однако многие недостатки были уже осознаны и преодоле­вались передовыми представителями науки. А проблема соот­ветствия человека его работе, проблема прогнозирования успеш­ности деятельности в условиях острого дефицита рабочих рук лишь изменяли свои аспекты, превращаясь в задачу подбора рабочего поста, специальности, которые позволили бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести 'больше пользы обществу.

Развитие научно-технической революции после XIX съезда КПСС вновь выдвинуло на повестку дня задачу практического применения психологических знаний. Знаменательным было появление редакционной статьи в журнале «Коммунист», где перед психологией были поставлены конкретные проблемы, связанные с формированием коммунистического отношения к труду, с изучением трудовой деятельности, с трудовым воспи­танием [53]. В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Были названы теоретические проблемы, решение которых должно было служить научным обоснованием практических выводов. Среди них отмечались закономерности процесса овладения профессиональным мастерством, законы перестройки трудовых навыков, законы изменчивости профес­сионально важных свойств человека и целый ряд других [17, с. 341]. Эти события знаменовали начало нового этапа в раз­витии советской психологии труда.

За 20 лет, предшествовавшие этому этапу, в психологиче­ской науке произошли" большие изменения. Были разработаны теоретические и методологические основы психологии. Выросли квалифицированные кадры психологов-материалистов, психоло­гов-экспериментаторов. Прикладные исследования стали разво­рачиваться на новом уровне.

Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важ­нейшими проблемами общей психологии человека» [56, с. 32].

Разработка теории личности в советской психологии привела к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности [5].

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоя­тельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, став­шего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в при­кладных исследованиях,— это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессио­нальной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудяще­гося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач могут применяться (и применя­ются) технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение венти­ляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здо­ровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование -свойств инди­вида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как про­фессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподго­товки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих (рис. 1). Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимство­ваны и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирова­ния способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:

1. Изучение 'путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда — профессиональная среда»;

2. Изучение структуры и динамики профессионально значи­мых свойств индивида и личности;

3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремаль­ных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;

4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов тру­довой деятельности, закономерностей формирования и пере­стройки этой структуры;

5. Изучение структуры состояний человека в труде и зако­номерностей динамики этих состояний;

6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.

Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией тру­да, и она имеет все предпосылки для их решения.

Психология труда прошла короткую, но полную драмати­ческих поворотов историю. Преодолев плоский эмпирией и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатиле­тие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологиче­ской науки.

 

Г л а в а 2 СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

§ 4. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Один из важнейших вопросов психологии труда—вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально значимых свойств. В решении этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную советскими психологами Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, A. Г. Ковалевым и др.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...

В-третьих, понятие «опособность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного чело­века...» [102, с. 10].

В этом классическом определении способностей, данном Б. М. Тепловым, центральный признак способностей — успеш­ность выполнения деятельности.

Само понятие «успешность» неоднозначно. Оно включает ? прежде всего продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, \ безошибочность действий. Для оценки деятельности оператора, главной задачей которого является переработка информации, используется критерий пропускной способности (количество без­ошибочно переработанных в единицу времени сигналов), характеризующий качественную и количественную стороны дея­тельности. В некоторых случаях, при невозможности количе­ственной оценки и высоком заданном уровне надежности (без­ошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи.

При одинаковой объективной ценности результатов «самый процесс продуктивной деятельности может быть в разной сте­пени оригинален и индивидуально своеобразен»,—отмечает

B. С. Мерлин и предлагает учитывать при оценке способностей i оригинальность и самобытность приемов и способов работы [67, с. 10].

Наряду с указанными показателями успешности следует учи­тывать и нервно-психические затраты, необходимые для дости­жения того или иного результата, а также степень удовлетво­ренности работника своим трудом.

Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит поня­тие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во вре­мени. Гибкость проявляется в_ способности человека своевре­менно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью пони­мается общее количество вариантов стратегии, приёмов и спосо­бов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к макси­мально возможному количеству вариантов решений.

«Общая оценка качества труда оператора может быть осу­ществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не исклю­чена возможность, путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» [72, с. 38—41]. Чем сложнее деятельность, тем больше показателей исполь­зуется для ее оценки.

На основании ряда показателей обследуемая группа работа­ющих делится по успешности на несколько категорий, например «сильные», «средние», «слабые». Более дробной и современной нам представляется шкала успешности, предложенная М. Д. Утюжниковым [104]. Нижний уровень профессиональной успешности по этой шкале обозначается как номинальный, затем потенциальный, перспективный и, наконец, высший — оптимальный.

Соответствие степени выраженности какого-либо индивиду­ального психического свойства высокому уровню профессио­нальной успешности позволяет считать это свойство профессио­нально значимым, т. е. относить его к способностям.

В качестве способностей могут выступать и свойства инди­видуума (особенности его познавательной, эмоциональной, воле­вой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или 'безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормо­зит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успеш­ности»,— говорил В. Н. Мясищев на конференции по проблемам способностей в 1960 г. [73, с. 7—8]. Далее, развивая эту мысль, В. Н. Мясищев подчеркивает влияние отношения к людям и отношения людей к данной деятельности на характер и дина­мику отношения человека к труду.

«Каждое свойство личности выступает как способности, если мы рассматриваем его в связи с успешностью выполнения какой-либо деятельности»,— подчеркивает В. С. Мерлин [67, с. 7]. Он считает, что от свойств индивидуума зависит только степень успешности результатов деятельности. А от свойств личности зависит не только степень успешности результатов, но и индивидуальные приемы и способы выполне­ния, благодаря которым достигается успешный результат, а также степень преодоления неблагоприятных и противодей­ствующих условий при достижении успешного результата. В связи с этим В. С. Мерлин предлагает различать в характери­стике способностей две стороны: количественную (уровень спо­собностей) и качественную (своеобразие индивидуальных прие­мов) [67, с. 14].

Для правильного разрешения практических задач чрезвы­чайно важно еще одно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым на конференции по проблеме способностей в 1960 г. Б. Г. Анань­ев рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный» состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развиваю­щихся в различных видах деятельности. Он предлагает при изучении этой структуры исходить из функционального состава той или иной деятельности [3, 15]. Тем самым идущее от психо­техники поэлементное сопоставление профессионально значи­мых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.

В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда 'будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извле­ченным из нее в дидактических целях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: