Тема 7. Романсы и песни А.С.Даргомыжского.




Александр Сергеевич Даргомыжский – это прежде всего вокальный композитор. Основа его творчества – это больше 100 романсов и песен, которые стали его своеобразной «творческой лабораторией».

Даргомыжский - основоположник нового направления в русской музыке – «музыкального реализма». Он первый русский композитор, который перенес в музыку социальные темы (социальное неравенство - богатые и бедные, титулованные и низкого происхождения; социальная несправедливость). Тем самым Даргомыжский создал новый вид русского романса.

Даргомыжский был очень наблюдательным человеком, тонким психологом с очень хорошим музыкальным слухом. Он изучал людей, подмечал их манеру поведения, жесты, интонации речи, различные оттенки эмоциональных состояний. И затем передавал это в музыке через особый сплав речевых и музыкальных интонаций.

То есть, основные средство создания конкретного образа у Даргомыжского – это воспроизведение интонаций человеческой речи через музыкальные интонации.

Знаменитая фраза Даргомыжского, которая стала его творческим кредо: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды». Под правдой он понимал точную передачу речевых интонаций в музыке.

Все романсы и песни Даргомыжского можно разделить на две большие категории:

1) классические любовные и лирические романсы, например «Мне грустно», «Мне минуло 16 лет», «Ты рождена воспламенять», либо романсы в духе народной песни;

2) романсы направления, которого до Даргомыжского не существовало в русской музыке и в котором он считается новатором. Это вокальные произведения на социальные темы (например, сатирические или трагедийные). Например, «Титулярный советник», «Червяк», «Старый капрал».

 

 

«Титулярный советник» (1859), слова П.И.Вейнберга.

Жанр произведения обозначен самим композитором как «песня для голоса с фортепиано».

***Титулярный советник – это 9 класс в «табели о рангах» 19 века в России (всего было 14 классов, самый высший – 1й класс, это генерал-фельдмаршал, канцлер или действительный тайный советник 1-го класса).

Эта песня - «смех сквозь слезы». Это рассказ о неудачной любви скромного титулярного советника к генеральской дочери, с презрением его оттолкнувшей. Главный герой – титулярный советник – нарисован робким и смиренным. Мелодия же генеральской дочери - властна и решительна.

«Червяк» (1858)

Этоеще один яркий пример «музыкального реализма» Даргомыжского.

По жанру – комическая песня.

Стихотворение, на которое написана эта песня, принадлежит французскому поэту Жан Пьеру Беранже (умер в 1857 году, как и Глинка), год создания стихотворения - 1856. У Беранже оно носит название «Знатный приятель». Затем это стихотворение на русский язык перевел Василий Степанович Курочкин (русский поэт, переводчик). И в 1858 году на эти стихи сочиняет песню Даргомыжский, под названием «Червяк».

«Червяк» - еще одна сатирическая песня. Вся она пронизана тонкой иронией. Здесь, как и в «Титулярном советнике», тоже показан маленький человечек. Но это уже совсем другой тип. Это чиновник-подхалим, пресмыкающийся перед начальством ради собственной выгоды.

Его образ передан через верно схваченные интонации бытовой речи. Интонации главного героя - подчеркнуто скромные, подобострастные. Зато, при появлении упоминаний о «высокой особе» - появляются широкие интервалы, акценты и замедления. Это делает интонации «его сиятельства» особо «весомыми», «значительными».

В вокальном творчестве Даргомыжского присутствует не только социальная сатира. Есть и другие темы. Например, драматические, трагедийные.

«Старый капрал» (1858), слова П. Беранже в переводе В. Курочкина.

Сам Даргомыжский определил это произведение как «драматическую песню».

*** Капрал — начальник команды — воинское звание младшего командного состава и низший унтер-офицерский чин в вооружённых силах ряда стран.

По жанру – это баллада.

*** Баллада – это рассказ, изложенный в поэтической форме (часто с драматическим сюжетом).

Это тоже монолог, как и в «Червяке». Но это уже драматический монолог-сцена, музыкальная драма, главный герой которой — старый наполеоновский солдат, осмелившийся ответить на оскорбление молодого офицера и осужденный за это на смерть. Т.е., здесь раскрыта тема социальной несправедливости (старый заслуженный солдат, но низкого звания и молодой офицер).

Старик – наполеоновский капрал виновен в преступлении против дисциплины. Его ведут расстреливать, а он на походе держит предсмертную речь к товарищам. Сюжет трагический.

Песня написана в куплетной форме с повторяющимся припевом. Припев в виде чеканного марша – обращения героя песни к товарищам - звучит как строевая команда, которую отдает капрал.

Именно суровый припев с его четким маршевым ритмом и настойчивыми триолями в вокальной партии становится главной характеристикой героя, его душевной стойкости и мужества.

Вокальная партия речитативного склада. Каждый куплет более драматичный, чем предыдущий. Каждый - по-разному раскрывает образ старого солдата. Это - эпизоды-воспоминания о прожитой жизни.

Например, в одном из эпизодов герой вспоминает родную деревню, ее широкое приволье, старушку-жену. В заключении музыка драматически рельефно и образно передает трагическую развязку: прощальное обращение осужденного, раздающийся оружейный залп («страшный аккорд» в партии фортепиано), удаление с места казни солдат (минорно звучащий припев песни «В ногу, ребята» в партии фортепиано).

«Мне минуло 16 лет», на слова поэта Антона Дельвига.

Это бесхитростный классический романс. Еще один монолог, так как ведётся от лица девушки. Здесь Даргомыжский очень точно воссоздает образ юной 16-летней девушки, веселой, грациозной, ласковой. Созданию такого легкого девичьего образа способствуют мажорный лад (тональность До-мажор), вальсовый ритм, а также широкая песенная мелодия.

***Антон Антонович Дельвиг (1798-1831), поэт, критик, журналист, издатель. Из обрусевших лифляндских баронов, и сам барон. На вступительных экзаменах в Царскосельский лицей познакомился с А.С.Пушкиным; знакомство переросло в их теснейшую дружбу. Поэтическое творчество Дельвига было очень тепло принято современниками. Пушкин писал “«Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас». На стихи Антона Дельвига создано много романсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: