Располагая национальным богатством, значительно превышающим мировой ВВП, Россия недостаточно использует его как внутри страны, так и в международных целях. Объемы прямых инвестиций ведущих европейских государств в реальный сектор российской экономики до сих пор крайне малы.
Кроме того, минерально-сырьевая база России, составляющая 1/3 от мировых запасов, за последние 10 лет привлекла не более 0,3% мирового инвестиционного капитала.
По подсчетам российских экономистов, средневзвешенный коэффициент фактического использования общего ресурсного потенциала на начало третьего тысячелетия в России составлял примерно 18%, в Японии – 88%, в странах ЕЭС – 78%, в США – 76%.
По отдельным видам природных ресурсов (земельные угодья, водные ресурсы, уголь, нефть, газ и др.) данный показатель во многих европейских странах достигал 75-80%.
Следует отметить, что торговые отношения России с зарубежными странами в их нынешнем виде приносят не только пользу, но и большой вред для экономики страны. Это во многом связано с тем, что Правительство России опирается в основном на классические торговые отношения, потенциал которых исчерпал себя. Несырьевое производство растет медленно; из-за перекосов в структуре отечественного экспорта Россия вывозит за границу сырье в объеме 10-12 млрд. долл. в год произведенной добавочной стоимости.
Существенной стороной социальной природы богатства выступает ее связь с тенденциями экономической дифференциации населения. Начальный этап рыночных реформ характеризовался взрывообразным увеличением экономической дифференциации населения, которая стала принимать подчас просто вызывающий характер.
В России наблюдается гигантская диспропорция между первичным и вторичным распределением национального дохода. Это наглядно видно при анализе факторов в приросте чистого продукта. По оценке академика Львова, вклад труда составляет всего лишь 5%, вклад капитала (бизнеса) – 20%. 75% прироста не имеют никакого отношения ни к труду, ни к бизнесу – он образуется за счет природной ренты.
|
При такой рентной экономике бессмысленно говорить о серьезных в нее инвестициях, при подобной структуре производства они просто не нужны.
Не учитывает структуру доходов и налоговая система страны. Если проанализировать вклад природной ренты в общий объем налоговых поступлений, то он равен примерно 13-16%. При этом 70% налогов получают с труда. Вырисовывается удивительная картина, когда преимущественно нищее и бедное население обеспечивает до 2/3 доходов бюджетов всех уровней. В такой ситуации совершенно закономерно, что большинство налогоплательщиков ищет любые способы уйти от налогов, изобретает различные схемы для уклонения от их уплаты. В итоге бедные платят много (по отношению к своим доходам), а богатые существенно меньше. Таким образом, налоговая система страны способствует тому, чтобы 15% богатых граждан становились еще богаче, а 85% бедных – еще беднее. Понятно, что государство с такой структурой собственности, с такой структурой формирования национального богатства не может быть устойчивым.
Какие же существуют пути оптимизации использования национального богатства?
Прежде всего, сырьевые и природные богатства страны необходимо использовать в концессионном порядке. Достоинства концессионной формы управления объектами таковы:
|
1. Концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства по осуществлению всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту сооружений, переданных в концессию.
2. Концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером.
3. Концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами страны.
Мировая юридическая и экономическая практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. В настоящее время концессии как форма управления государственной собственностью применяются более чем в 100 странах.
При всем при этом Россия имеет свою историю концессионной практики. В Советской России в период нэпа концессии широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т. д. По количеству концессий и вложенному капиталу лидировали обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 млн. руб.), добывающая (14 концессий, 28 млн. руб.), сельское хозяйство (7 концессий, 2 млн. руб.), торговля (7 концессий, 1,5 млн. руб.). Эффективность концессионной политики была столь велика, что разработали специальный план, позволяющий добиться сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий. К сожалению, этот план не был реализован по политическим причинам.
|
Необходимо ускорить принятие соответствующего закона, а также Указа Президента РФ о создании специальной институциональной структуры – временного межотраслевого комитета или комиссии по проведению комплекса мероприятий в области введения концессионных форм управления государственной собственностью – Концессионной комиссии при Президенте РФ, с собственным бюджетом, на ограниченный срок (1-2 года). Основными задачами такой структуры должны стать:
определение этапов перехода на концессионные формы управления государственной собственностью;
создание замкнутой законодательной базы, достаточной для введения концессий;
разработка институциональных основ функционирования концессий;
прогноз экономических и социальных предпосылок и последствий концессионной деятельности;
осуществление организационных мероприятий по введению концессионных форм управления государственной собственностью.
Необходимо разработка грамотной политики инвестирования основных фондов. Цели грамотного инвестирования основных фондов в первом приближении могут быть сформулированы следующим образом:
структурная перестройка российской экономики, причем на первом этапе – восстановление значимости обрабатывающих или финишных отраслей, который, в противовес имевшему в 90-е годы разбуханию удельного веса сырьевого и энергетического комплексов;
восстановление дееспособности инфраструктурных «тылов» российской экономики и удельного веса данной группы отраслей в совокупном основном капитале.
При нынешнем распределении доходов бессмысленно надеяться, что у нас возникнет эффективная либеральная рыночная экономика. Она возникает там, где не существует такой огромной природной ренты или где она распределяется справедливо и расходуется в интересах всего общества, используется для экономического развития – в первую очередь для инфраструктурных проектов.
Пора приступать к задаче по более справедливому перераспределению доходов. Речь не идет об экспроприации экспроприаторов – чтобы этот процесс не пошел снизу, его надо инициировать сверху в цивилизованных формах. И таких возможностей немало. Гурвич В. приводит такой пример. Сегодня в Москве и под Москвой есть территории, где одна сотка земли стоит 60-80 тыс. долл. Схожие ситуации существуют и в других странах – в США, в Европе. Но в отличие от нас там положение в значительной степени нивелируют налоги на имущество и недвижимость. Согласно расчетам академика Львова, если обложить недвижимость налогом в 1,5%, то только с участков и строений, расположенных по одному рублевскому направлению Подмосковья, можно получать до 12 млрд. долл. налоговых поступлений в год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальное богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.
Радикальные экономические преобразования и возрождение России невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора.
Без осознания разными слоями российского общества необходимости перемен и направлений этих преобразований любые реформы априори обречены на неудачу.
Фактически речь идет о человеческой революции, которая должна изменить наш образ жизни и поведение, продвинуть наше собственное развитие и дать возможность создать механизмы взаимного приспособления между человеком, обществом и окружающей средой.
Реальная возможность обеспечить более устойчивое развитие России зависит от способности населения, государственных и общественных институтов осознать сложный комплекс вопросов развития и охраны окружающей среды для того, чтобы сделать верный выбор путей экономической трансформации и дальнейшего развития.
Россиянам необходимо вернуть веру в свою страну, зажечь в них желание возродить Россию на новых идеях и принципах. Идея Великой России как одной из ведущих мировых держав, возрожденной на принципах демократии, социально-рыночного хозяйства, концепции устойчивого развития и создания открытой саморегулирующейся экономики, настолько универсальна, что могла бы объединить государственные интересы, интересы предпринимателей, различных политических партий и движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрианов В. Национальное богатство России.// Золотой лев. 2006. №67-68.
2. Бухвальд Е.М., Нестеров Л.И. Глава 5. Национальное богатство. /Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики)», под ред. Д.С. Львова. М.: Экономика, 2006.
3. Григорьев Л. Как считать российские ресурсы – переоцененными или недооцененными? // Экономика и бизнес. 2005. №4.
4. Гурвич А. Низкие зарплаты разоряют страну. // Политический журнал. 2005. №18.
5. Коробейников А. О неотложной необходимости концессий в России.// Рынок ценных бумаг. 2005. №12.