Поль Деларош «Петр I Великий, император России» (1838) - поэтическая дуэль




Стих №1
Петр Великий.

У власти не бывает мягкотелых,
Её в руках удержит лишь храбрец.
Ты по рождению - один из самых смелых,
России новой строгий ты отец.

Твой мудрый взгляд с огнём в зрачках глубоких
От моря видит всё и до Тайги.
Ты справедливо одолел в бою столь многих,
Что впредь боятся наступать твои враги.

Царем ты был бесстрашным, вдохновенным,
Ты в море ход России подарил,
И с честной гордостью за новый флот военный
Андреевскую ленту ты носил.

Высок не только ростом, но и духом,
Ты смог страну на высоту поднять,
Развеяв европейские пустые слухи,
Что здесь умеют только воевать.

Ты столько нового привез из заграницы,
Что многие восприняли в штыки
Попытку в мировое первенство пробиться,
Но сла́бы были злые языки.

Любя всем сердцем милую Отчизну,
Ты время на века опередил.
И сотни лет спустя ты лучшим признан,
Из всех, кто жизнь в свою страну вложил.

***

Cтихотворение состоит из 6-ти строф (всего 24 строки).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: мягкотелых — храбрец — смелых — отец.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: глубоких — Тайги — многих — враги.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: вдохновенным — подарил — военный — носил.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

4-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: духом — поднять — слухи — воевать.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстна

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: заграницы — штыки — пробиться — языки.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Отчизну — опередил — признан — вложил.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

***

У власти не бывает мягкотелых
!!-! -!- --!- (11 слогов)
Её в руках удержит лишь храбрец
-! -! -!-! -! (10 слогов)
Ты по рождению один из самых смелых
!! -!-- -!!!-!- (13 слогов)
России новой строгий ты отец
-!-!-!-! -! (10 слогов)
Твой мудрый взгляд с огнём в зрачках глубоких
!!-! -! -! -!- (11 слогов)
От моря видит всё и до Тайги
!!-!-!!! -! (10 слогов)
Ты справедливо одолел в бою столь многих
! --!- --! -!!!- (13 слогов)
Что впредь боятся наступать твои враги
!! -!- --! -! -! (12 слогов)
Царем ты был бесстрашным вдохновенным
-!!! -!- --!- (11 слогов)
Ты в море ход России подарил
!!-! -!- --! (10 слогов)
И с честной гордостью за новый флот военный
!!-!--!!-! -!- (13 слогов)
Андреевскую ленту ты носил
-!---!-! -! (10 слогов)
Мы знаем что хоккей для самых смелых
!!-! -!!!-!- (11 слогов)
Конечно это благородный спорт
-!-!- --!-! (10 слогов)
Забьётся снова гол в руках умелых
-!-!-! -! -!- (11 слогов)
И шайба вновь ударится о борт
!!-! -!--!! (10 слогов)
В хоккей играют настоящие мужчины
-! -!- --!-- -!- (13 слогов)
Которым всё преграды ни по чём
-!-! -!-!!! (10 слогов)
Поем сегодня славу хоккеистам
-! -!-!- --!- (11 слогов)
На брудершафт сегодня за них пьем
! --! -!-!!! (10 слогов)

***

у ВЛАС-/ти не/ бы-ВА/-ет МЯГ/-ко-ТЕ/-лых,
еЁ/ в ру-КАХ/ у-ДЕР/-жит ЛИШЬ/ храб-РЕЦ./
ты по/ рож-ДЕ/-ни-ю/ о-ДИН/ из СА/-мых СМЕ/-лых,
рос-СИ/-и НО/-вой сТРО/-гий ТЫ/ о-ТЕЦ./

Стихотворение написано в основном пятистопным ямбом с использованием безударного пиррихия.

Ямб. В литературоведении под ямбом понимают стихотворную стопу, содержащую два слога, первый из которых является безударным, а второй – ударным. Представив стопу в виде схемы, где знаком «!» обозначается ударный слог, а «_» – безударный, получим такой вид: _!

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом или хореем, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий. Пиррихий – в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов. Пиррихий возникает при пропуске схемного ударения.

Схема пиррихия: _ _

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.
Схема первого катрена произведения выглядит следующим образом:
_! / _ _ / _! / _! / _! /_
_! / _! / _! / _! / _! /
_ _ / _! / _ _ / _! / _! / _! / _
_! / _! / _! / _! / _! /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия: Её в руках удержит лишь храбрец (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)

- метафора:
Твой мудрый взгляд с огнём в зрачках глубоких
От моря видит всё и до Тайги

(Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: Россия новая, строгий отец, мудрый взгляд, зрачки глубокие, честная гордость, пустые слухи (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- гипербола (преувеличение):
Твой мудрый взгляд с огнём в зрачках глубоких
От моря видит всё и до Тайги.

- фразеологизмы: Но сла́бы были злые языки;
(Фразеологизмы - устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном смысле)

***

Стихотворение написано ровно без ритмических сбоев и сбоев в клаузулах, читается гладко. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины. Однако есть небольшие неточности и погрешности: в частности прыжки с пятистопного яма на шестистопный иногда дают ритмические сбои. Автор злоупотребляет глагольными рифмами — их с успехом можно было бы заменить другими, более оригинальными.

Касательно содержания, также имеются погрешности: в русском языке есть выражение «глубокий взгляд», но отсутствует понятие «глубокие зрачки». Это звучит, как медицинский термин или диагноз.

Вторая неточность: Из-за границы или из-заграницы - как правильно? Из-за границы – следует писать отдельно, потому что данное наречное выражение состоит из имени существительного и предлога.

Итог:

Техника — 2
Содержание — 2

____________________________________________________________________________

Стих №2


И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.

(А.С. Пушкин "Медный всадник")
.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.

 

Ай да Пётр – царь наш бравый!
Ай да Пётр – сукин сын!
Разбил шведов под Полтавой,
Русь поставил из руин!

Он пустил суда по Дону,
Топил шведов в северах.
Приказал он эскадрону
Их разбить и в пух и в прах.

Двумя потешными полками
Север исходил он весь.
Своими сильными руками
Со шведов наглых сбил он спесь!

Бороды срубал он смело,
И, чего ж греха таить,
Приказал за это дело
Сына своего сгубить.

Ну так что же делать, братцы?
Русь-то надо поднимать!
Надо б за руки нам взяться
Да из ямы хвать, да хвать!

Стальными, твёрдыми шагами
Вдоль болота он ходил:
Здесь босыми батрака́ми
Град свой новый возводил.

И приглашал он иностранцев,
Возводить себе дворцы,
Всяких разных итальянцев –
Вот они бы нам нужны!

И давал пышны́е ба́лы,
И ликует весь народ:
Проходя в красивы за́лы
Ме́ж двух италийских свод.

Жаль культуру, наш ты Царь,
Променял на ба́нты
И, опрокинув старь,
Натянул пуанты!

***

Cтихотворение состоит из 9-ти строф (всего 36 строк).

1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: бравый — сын — Полтавой — руин.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Дону — северах — эскадрону — прах.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: полками — весь — руками — спесь.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

4-я cтрофа — 4 троки, четверостишие.
Рифмы: смело — таить — дело — сгубить.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

5-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: братцы — поднимать — взяться — хвать.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

6-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: шагами — ходил — батраками — возводил.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

7-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: иностранцев — дворцы — итальянцев — нужны.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

8-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: балы — народ — залы - свод.
Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

9-я cтрофа — 4 строки, четверостишие.
Рифмы: Царь — банты — старь — пуанты.
Клаузулы: мужск — женск — мужск — женск
Рифмовка: ABAB — перекрёстная

***

Ай да Пётр царь наш бравый
!!!!!!- (7 слогов)
Ай да Пётр сукин сын
!!!!-! (6 слогов)
Разбил шведов под Полтавой
-!!-!!-- (8 слогов)
Русь поставил из руин
! -!-! -! (7 слогов)
Он пустил суда по Дону
! -! -!!!- (8 слогов)
Топил шведов в северах
-!!-!-- (7 слогов)
Приказал он эскадрону
--!! --!- (8 слогов)
Их разбить и в пух и в прах
! -!!!!! (7 слогов)
Двумя потешными полками
-! -!-- -!- (9 слогов)
Север исходил он весь
!- --!!! (7 слогов)
Своими сильными руками
-!-!-- -!- (9 слогов)
Со шведов наглых сбил он спесь
!!-!-!!! (8 слогов)
Бороды срубал он смело
!-- -!!!- (8 слогов)
И чего ж греха таить
! -! -! -! (7 слогов)
Приказал за это дело
--!!!-!- (8 слогов)
Сына своего сгубить
!- --! -! (7 слогов)
Ну так что же делать братцы
!!!!!-!- (8 слогов)
Русь то надо поднимать
!!!- --! (7 слогов)
Надо б за руки нам взяться
!-!!-!!- (8 слогов)
Да из ямы хвать да хвать
!!!-!!! (7 слогов)
Стальными твёрдыми шагами
-!-!-- -!- (9 слогов)
Вдоль болота он ходил
! -!-! -! (7 слогов)
Здесь босыми батраками
! -!- --!- (8 слогов)
Град свой новый возводил
!!!- --! (7 слогов)
И приглашал он иностранцев
! --!! --!- (9 слогов)
Возводить себе дворцы
--! -! -! (7 слогов)
Всяких разных итальянцев
!-!- --!- (8 слогов)
Вот они бы нам нужны
! -!!! -! (7 слогов)
И давал пышные балы
! -!!-!!! (8 слогов)
И ликует весь народ
! -!-! -! (7 слогов)
Проходя в красивы залы
--! -!-!! (8 слогов)
Меж двух италийских свод
!! --!-! (7 слогов)
Жаль культуру наш ты Царь
! -!-!!! (7 слогов)
Променял на банты
--!!!! (6 слогов)
И опрокинув старь
! --!-! (6 слогов)
Натянул пуанты
--! -!- (6 слогов)

***

АЙ да/ ПЁ-т(э)р/ ЦАРЬ наш БРА-вый!
АЙ да ПЁ -т(э)р/ СУ-кин/ СЫН!
РАЗ-бил/ ШВЕ-дов/ПОД пол/-ТА-вой,
РУСЬ по/-СТА-вил/ ИЗ ру-/ИН!

Стихотворение написано трёхстопным и четырёхстопным хореем. Имеется различие в том, как строки пишутся графически и произносятся на слух. С точки зрения фонетики, в слове «Пётр» между буквами «т» и «р» вклинивается нейтральный звук «э», который на слух даёт ещё один слог, что не виден на письме, но слышится и создаёт четкий ритм и стопу хорея в первом катрене.

Хорей - стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «!» (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема:! _

Схема первого произведения выглядит таким образом:

! _ /! _ /! _ /! _ /
! _ /! _ /! _ /! _ /
! _ /! _ /! _ /! _ /
! _ /! _ /! _ /! _ /

***

В произведении использованы различные выразительные средства лексики:

- инверсия:
Двумя потешными полками
Север исходил он весь.

(Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности)

- метафора:
Стальными, твёрдыми шагами
Вдоль болота он ходил:
Здесь босыми батрака́ми
Град свой новый возводил.

(Метафора - оборот речи, сос тоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)

- эпитет: ц арь наш бравый, наглые шведы, сильные руки, пышные балы, красивые залы (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)

- риторический вопрос/ восклицание/ обращение:
Ну так что же делать, братцы?
Русь-то надо поднимать!

(Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, так называемые фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность)

- фразеологизмы: Русь поставил из руин; разбить и в пух и в прах

(Фразеологизмы - устойчивые неделимые сочетания слов, употребляемые в переносном смысле)

 

***

Стихотворение написано с многочисленными ритмическими сбоями (хорей часто переходит в ямб, из-за чего автору приходится менять ударение в словах и ставить их на письме графически), имеются сбои в чередовании клаузул и в количестве слогов.
По содержанию также имеются неточности: в русском языке отсутствует выражение «в северах». В крайнем случае — на северах, и то это разговорное выражение.
Также имеется вопрос касательно последнего катрена:

Жаль культуру, наш ты Царь,
Променял на ба́нты
И, опрокинув старь,
Натянул пуанты
!

Пуанты (от фр. les pointes des pieds — «кончики пальцев») — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Не совсем понятно, кого именно царь Пётр Первый одел в балетную обувь и зачем.

Итог:

Техника — 2
Содержание — 2

 

______________________________________________________________________________

Благодарим авторов за проделанную работу и желаем дальнейших творческих успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: