Культура письменной речи




Орфография

Сформулируйте правила, необходимые для выполнения заданий

Задание 1.
Темы:

Правописание безударных гласных в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Чередующиеся гласные в корне.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Непроизносимые согласные.

Бюл…етень, кол…ектив, насл…ждение, ам…ральный, безмол…ствовать, см…рение, соед…нение, обр…тение, зам…рать от восхищения, пост…лить постель, уд…рать с места прои…шествия, изл…гать мысли, непром…каемый плащ, подр…внять волосы, подск…чить от неожиданности, изб…рательная к…мпания, туристическое аген…ство, ар…мат, хр…стоматия, р…зиденц…я, ор…нж…рея, р…ф…рендум, коф…денциальный, а…компан…мент, пр…зидиум, дир…ктива, влас…ный, юрис…консульт, преце…дент, инц…дент, компромис…ное решение, агрес…ивное поведение.

Задание 2.
Темы:

Правописание приставок.

Гласные ы и и после приставок.

Без…дейный, вз…скать, вз…мать налоги, дез…нфекция, пред…нфарктный, пост…нфарктный, рас…четный, бе…счетное, …двинутый, ни…провергать, бе…церемонное, ни…шая, ра…щедриться, пр…скорбный факт, пр…клонить ветки, пр…ходящий момент, пр…творить планы в жизнь, пр…зирать негодяя, пр…дать мечту, пр…данья старины глубокой, пр…емлемый вариант, пр…емственность поколений, пр…терпеться к боли.


Задание 3.
Темы:

Правописание гласных после шипящих и – ц - в разных частях речи и в разных частях слова.

Ц…гейковая шуба, ц…низм, иниц…алы, беспокойный пац…ент, дезинформац…я, бледнолиц…й, старые гостиниц…, ц…ганский, ш…рохи, модные ш…рты, ш…пот, реш…тка, печ…ный, ш…лк, сгущ…нка, туш…нка, ноч…вка, крепкая беч…вка, прож…рливый, кош…лка, щ…лочь.

Задание 4.
Темы:

Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

Учусь в институт…, жил в деревн…, говорили о лет… и об осен…, побывал в галере…, лечился в санатори…, в новом здани…, участвовать в соревновани…, отдохнуть на опушк… леса, представился по фамили…, был на лекци…, побывал в музе…, возвращались из Швеци…, подошел к Мари… - к Марь…, письм…цо, стол…к, здань…це, объезд…ик, разнос…ик, француж…нка, нищ…нка, изюм…нка, в дремуч…м лесу, любоваться син…м морем, совестл…вый, сирен…вый, матрос..кий, ветр..ный день, земл…ной вал, масл…ная лампа, стекл…ный шар, кож…ный п…ртфель, недюжи…ая сила, свин…я туш…нка, былин…ый герой, пламе…ый привет, ржан…ой хлеб, исти…ая правда.

Задание 5.
Темы:

Правописание сложных слов.

(Быстро) растворимый, (жаро) понижающий, (вязально) трикотажный, (двадцати) трехлетний, (дико) растущий, (серо) (буро) малиновый, (северо) атлантический, (торгово) промышленная палата, (снежно) белый, (четверть) финал, (социально) опасный, (экспрессивно) окрашенный, (ярко) окрашенный, (пол) литра, (пол) Москвы, (пол) столовой ложки.


Задание 6.
Темы:

Правописание суффиксов и окончаний глаголов.

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание н и нн в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных.

Легко дыш…тся, что-то ищ…т, народ вид…т, она постел…т скатерть, дождь усил…тся, ничем не уваж…шь, рван…ый рукав, перепуган…ые люди, жарен…ый в масле картофель, выкраше…ный пол, тка…ая золотом скатерть, копчен…ая рыба, испечен…ые блины, санки заброшен…ы на чердак, руки искусан…ы комарами, собрание прошло организован…о, она умна и воспитан…а.

Задание 7.
Темы:

Правописание предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание предлогов).

Слитное и раздельное правописание не и ни с разными частями речи.

(В) виду болезни; иметь (в) виду; разговоры (на) счет поздки; ваза (в) виде шара; (в) течени… двух лет; (в) следстви… по делу; (в) следстви… опознания; встретиться (в) последстви…; не видел (ни) кого; (ни) для кого не секрет; (ни) разу н… покаялся; н… свет н… заря; отвечать (не) колеблясь; проблема отнюдь (не) решена; (не) широкая, но глубокая речка; (не) медля (ни) минуты; он (ни) (при) чем; мне (не) сдобровать.

Задание 8.
Темы:

Правописание союзов.

Правописание частиц.

И все (таки); и все (же); говорил то (же), что и я; что (бы) все видели; это то (же) нужно; за (чем) пойдешь, то и найдешь; на взгляд (то) он хорош; давай (ка) начнем; он (таки) пришел; прочитал (таки) этот роман; она как (будто) загрустила; что (бы) мне почитать?


Задание 9.
Темы:

Употребление – ь - после шипящих..

Мимо рощ…, суп горяч…, выйти замуж…, достич… результата, вьющийся плющ…, необходимая помощ…, стремиш…ся к финишу, ветер свеж…, голубоватый луч…, денек хорош…, невтерпеж… поделиться радостью, меж грозовых туч…, хорошо пропеч…ся, охота на дич…, созревающая рож…, успех блестящ…, уйти проч…, песок сыпуч…, обнаруженная залеж… бокситов, ударить наотмаш….

Задание 10.
Темы:

Повторение орфографических правил.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Инт(е, и) (л, лл) (е, и) генция; инт(е, и) (л, лл) (е, и) ктуальный; вряд(ли) ему присни(т, ть)ся; (не, ни) кто иной, как Печ(о, е)рин; быть на к(а, о)нференци(е, и); в(е, и)н(е, и)грет; гу(м, мм)анизм и исти(н, нн)ый п(а, о) три(а, о)тизм; балова(н, нн)ый ребенок; сведения о пред(и, ы)стори(и, е); с(е, и)нт(е, и)ментальная история; без(и, ы)ску(с, сс)тве(н, нн)ый; говорить (по)русски; скажи, что(бы) он пришел; буду…щий д(е, и)кабрист; нравстве(н, нн)ость; мирово(з, зз)рение Базарова; (в)течени… лета; надо(же) разобраться; послушай(ка); (на)перерез течению; говорить (на)счет подписки; кто(либо); (кое)какой.

Пунктуация

Задание 1.

Расставьте знаки препинания в тексте.

ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВ

Небесполезно помнить что родоначальниками современных банков были менялы появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги менялы помогали разменять крупные деньги обменять одни на другие рассчитывали сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных монет. Однако постепенно деятельность менял расширялась. В частности они взялись за перевозку денег составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать безусловно стоило небезопасная доставка солидно оплачивалась.

Вскоре купцы не желавшие терять время на операции с деньгами стали поручать менялам производить расчеты а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея совершение расчетов без наличных денег.

В сундуках менял денег скопилось отнюдь не мало и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы на определенный срок беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц человек должен был вернуть 120 сделав это вовремя. Меняла знал что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит можно не опасаясь неприятностей пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды начисляя за них проценты и деньги стали приносить деньги.

Задание 2.

Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное).

Расставьте знаки препинания.

1. Налево чернело глубокое ущелье за ним и впереди нас темно-синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохраняющем последний отблеск зари.

2. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

3. Страшная мысль мелькнула в уме моем я вообразил ее в руках разбойников.

4. Закрою глаза и вижу на крутой пригорок поросший белой кашкой взбегает тропа а там на пригорке заворачивает влево за сосновый лесок.

5. К сукнам холстам страшно было притронуться они обращались в пыль.

6. Сыр выпал с ним была плутовка такова.

7. Иван Иванович подошел к воротам загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай.

8. Служить бы рад прислуживаться тошно.

9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках истинно богатырскую кровать сто пудов можно было положить на нее не прогнулась бы.

10. Пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку.

11. Молвит слово соловей поет.

12. Если вам писать противно скучно не пишите это все равно получится скверно фальшиво.

Культура устной речи

Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Включит, включим, включите, договоры, запломбировать, сироты, встречаемся по средам, на торгах, столяр, средствами, свекла, сок сливовый, красивые банты, воспринял, дозвонишься, завидно, занят…й человек, занят…е место, каталог, некролог, нувориш, красивее, ветеринария, кулинария, взрывчатое вещество, дефис, документ, домовая церковь, зубчатый, искра, ист…кший год, ист…кший кровью, кашлянуть, квартал, коклюш, нефтепровод, эксперт, языковая колбаса, языков…й институт.

Задание 2.

Объясните значения слов с разными ударениями.

1) броня – броня, 2) видение – видение, 3) кредит – кредит, 4) лоскут – лоскут.

Задание 3.

Расставьте ударения в топонимах.

Река – Анадырь, Селенга.

Город – Росток, Кимры, Сидней.

Столица Венесуэлы – Каракас.

Столица Колумбии – Богота.

Озеро – Сенеж, Ильмень.

Остров – Кижи.

Страна – Панама, Перу, Шри-Ланка.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко;

2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо.

Запишите полученный результат.

Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, резус, рейс, рейд, рейтинг, реквием, агрессия, адекватный, анемия, антитеза, апартеид, диспансер, безе, берет, бекон, кофе, музей, неологизм, непрезентабельный, купейный, термин, фанера, стратегия, телефакс, свитер, френч, юриспруденция, шинель, эфемерный, чартер, кодекс, интервал, резюме, дегенерат, декада, демарш.

Задание 5.

Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – ЧН -:

1) слова, где произносится «ЧН »;

2) слова, где произносится «ШН »;

3) слова, где возможны оба варианта произношения.

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный.

Лексика

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

Отредактируйте и запишите предложения.

1. Автоматическая линия явится новым этапом в технической вооруженности предприятия.

2. Старый моряк вышел на бульвар в своем нарядном кителе.

3. Трудно наладить работу при наличии отсутствия необходимых материалов.

4. В силу слабой разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов выполнения плана.

5. Мы намечаем встречу где-то в районе 18 часов.

6. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

7. На профсоюзной конференции присутствовало 120 человек делегатов.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).

Запишите исправленные предложения.

1. Работа написана простым языком, сразу уясняется (существо, сущность) вопроса.

2. Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав (встал, стал).

3. Испытание новой машины (проводится, производится) уже третью неделю.

4. Студенческая молодежь у нас (представлена, предоставлена) самой себе.

5. В работах художников и скульпторов (отражается, отображается) труд, быт и отдых забайкальцев.

6. Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно (дружеское, дружественное) отношение к нам французского народа.

7. У билетной кассы предъявляли свои (командировочные, командированные) удостоверения.

8. Мне кажется, что я припоминаю (лицо, личность) этого человека.

9. На диваны были (одеты, надеты) чехлы.

Задание 3.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.

1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела фиаско.

2. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера.

3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.

4. Идентичное решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.

Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Техничный – технический, террористическая – террористская, водные – водяные, национальные – националистические, желанный – желательный, гуманная – гуманитарная, редакционная – редакторская, изобретательная – изобретательская, гордость – гордыня, консервация – консервирование.

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то…

2) о работе, выполненной слишком быстро…

3) о том, что за окном стемнело…

4) о человеке, который похудел…

5) когда кого-либо обманывают…

6) когда кого-то хотят отругать…

7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением…

8) о человеке, ничего не значащем…

9) о человеке, резко отличающемся от других…

10) о нависшей опасности…

11) о человеке, на которого сваливают чужую вину…

12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо…

Грамматика

Задание 1.

Определите род существительного.

Дитя, плакса, умница, сирота, фойе, хаки, букле, атташе, какаду, протеже, кольраби, салями, визави, алоэ, авеню, хинди, сулугуни, ЛГУ, женщина-космонавт, самолет-амфибия, кафе-столовая, комедия-буфф, голосище, братишка.

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа.

1. Строгие (инспектор)-…

2. Талантливые (конструктор) - …

3. Наши (бухгалтер) - …

4. Подписанные (договор) - …

5. Вкусные (торт) - …

6. Военные (госпиталь)-…

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите их.

1. Несколько (баржи) - …

2. Пара (носки, чулки, гетры) - …

3. Не хватает (ясли) - …

4. Пара (погоны) - …

5. Шесть (килограммы помидоры) - …

6. Четверо (армяне) - …

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

1. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин).

2. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер).

3. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов).

4. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

5. Он состоял в охране при (Катрин Денев).

6. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь).

7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Аджани).

8. Пособие было составлено (Валентина Даниловна Черняк).

9. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей) было много способов раздобыть деньги.

10. Эта композиция была написана (Джордж Гершвин) в 20-е годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: