Первые шаги в освоении пляски как одной из форм фольклорной хореографии




Каждый фольклорный танец по-своему интересен и сложен. Войти в мир танца не так просто. Любое произведение танцевального фольклора раскрывает себя не сразу. Нужно вдуматься, вжиться в него, чувствуя, накапливая и передавая энергетику танца. Пришедшая к нам из глубины веков пляска так же, как и хоровод, и народно-бытовые танцы малой формы, является основным жанром русского танца. Пляска открывает большой простор для индивидуального и массового творчества.

Жанр пляски включает в себя наиболее древние, традиционные, достаточно распространённые виды, которые в прошлом носили обрядовый, культовый, но со временем приобрели бытовой характер:

- одиночная пляска;

- парная пляска;

- перепляс;

- массовый пляс;

- групповая пляска.

Одиночная (сольная) пляска – это самовыражение человека, это выплеск эмоций. Эта пляска всегда индивидуальна и по своей самобытности неповторима. В манере исполнения выявляется характер и настроение исполнителя. Основа этого вида танца – импровизация, опирающаяся на устоявшиеся практические навыки исполнительского мастерства.

Для мужского танца характерны широта и сложность движений, применение различных трюков. В мужской пляске встречаются хлопки в ладони, по голенищу, по груди, по коленям, об пол, полуприсядки, кружение на одной ноге, несложные, но очень яркие по ритму дроби, проходки. Положение рук зависит от традиционных особенностей той или иной местности.

Женская пляска, казалось бы, проще, чем мужская. В ней не используются силовые, акробатические «коленца», но и она, безусловно, является уникальным произведением народного творчества. Чаще всего пляска начинается с проходки. Затем плясунья, развивая в динамике свой танец, исполняет всевозможные простые и сложные дробные выстукивания, от которых не только сама получает огромное удовольствие, но и вызывает восторг у окружающих.

Парная пляска. При исполнении этого вида пляски большое значение имеет возраст. В основном эту пляску исполняют парень и девушка, проявляющие симпатию друг к другу. В этом танце они раскрывают свои взаимоотношения. Как вид парная пляска очень архаична. Вышли такие пляски из древних свадебных обрядов. Композиционная основа – это импровизации исполнителей со своими индивидуальными манерами и характером исполнения. Композиция парной пляски проста, исходит из возможностей плясунов. Пляска ровная по темпу, не насыщена сложными движениями, но выявляет отношения пары друг к другу.

Перепляс – э то соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений. Перепляс основан на импровизации в момент исполнения. В переплясе устанавливались свои правила, которые обговаривались участниками заранее. Изначально перепляс исполнялся только мужчинами, женское исполнение получило распространение позже.

Форма исполнения – устоявшаяся, ставшая традиционной. Исполняется под гармонь или балалайку. Позже в перепляс органично вошла частушка.

Групповая пляска. Массовый перепляс. Это древний вид русской пляски, который возник стихийно в связи с различными событиями в жизни человека, такими как встреча весны, свадьба, охота, различные формы развлечения молодёжи.

Пляшут и по одному, и по трое. Задача исполнителя – не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем тот, кто пляшет рядом. Каждый исполнитель в любой момент может выйти из пляски или, наоборот, войти.

Секрет пляски состоит в том, что участник определённого события не может всегда быть только зрителем. Наступает момент, когда происходит эмоциональный всплеск. Появляется потребность выплеснуть накопившуюся энергию в индивидуальном импровизационном танце, что и является характерной особенностью русской пляски.

Пляска со своей виртуозной импровизацией – красивейшая народная традиция. Она просто и естественно переходит от поколения к поколению – дети перенимают её у отцов, как те перенимали у дедов. Несмотря на то, что преемственность поколений в танце существовала всегда, плясунов-виртуозов встречалось мало. В селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района жил мастер импровизационной пляски, о котором вспоминала Захарова Матрёна Лукинична, 1920 г. р. (из материалов экспедиционных исследований 1997 года Е.Н. Эйхольц). Однажды в споре он переплясал самого цыгана, тем самым освободил своё село от систематического нашествия цыганского табора. В.А. Липинская в издании 1996 года «Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. XVIII – начало XX века» публикует информацию, полученную от сибирячки А.Е. Петровой, которая не одобряла новомодные манеры в танцах: «Сейчас танцуют – готовы пол проломить. А мы танцевали – свечку на голову поставишь, не упадёт». Переселенцы привезли в Сибирь «Товарочку» – пение частушек женской парой под гармонь и перепляс «дроби». «Пение сопровождалось плясками и дробным пристукиванием каблуками».

Во время исполнения своего танца участники как бы «приглядываются», «присматриваются» к себе, ловят собственный отклик на танец. Исполнительское мастерство приобреталось постепенно с самого детства. Из воспоминаний жительницы села Красный партизан Чарышского района: «При свободной минутке в школе, на переменке, обопрусь руками о столы, рядом стоящие, одной об один, другой о другой, как бы повисая в воздухе, и ну ногами перебирать, так и училась…» (из экспедиционных материалов 1998 года в с. Красный партизан Чарышского района Алтайского края). Хотя считается, что сама пляска не готовится заранее. Всё происходит как бы впервые. Процесс танца (создание – исполнение – восприятие) протекает естественно и непринуждённо. Мастер-исполнитель импровизирует на основе традиционных локальных движений и ритмов традиционных наигрышей, выплёскивая в своём танце сиюминутное душевное эмоциональное состояние.

Естественно встаёт вопрос: как научиться мастерству импровизации в пляске?

При обучении импровизации все формы практических занятий должны способствовать проявлению собственной инициативы обучающихся, их стремлению повторить (скопировать) этнографический материал и на основе этого создать что-то своё, новое, лучшее, естественно, не выходя за рамки осваиваемой традиции. В обучении импровизации большое внимание уделяется не самостоятельности отдельного танца, а внутренней связи движений с эмоциональными впечатлениями и музыкально-ритмической организацией. Исполнитель проживает в танце определённое событие, выражая своё состояние на данное время.

Формированию навыка импровизации способствуют:

- просмотр видеозаписей плясок мастеров народной хореографии с акцентированием внимания на определённой локальной традиции;

- развитие умения наиболее точно копировать танцевальные движения;

- умение вычленить мельчайшие нюансы при просмотре видеозаписей плясок мастеров народной хореографии;

- развитие способности сиюминутно выявить в движениях эмоциональное, импульсивное, спонтанное прочтение незнакомого музыкального наигрыша, умение слышать с опережением;

- внимательное освоение метроритмического построения в композиции танца, составленного самостоятельно, с помощью мастера- информатора или преподавателя.

Обучение импровизационной пляске – процесс достаточно сложный и длительный. Чтобы научить обучающегося языком движения тела выражать свои чувства, эмоции, которые возникают обычно спонтанно в различных ситуациях, сформировать у него умение найти, создать свой индивидуальный образ, обязательно нужно:

- создать атмосферу творческой заинтересованности, опираясь на знания характерных особенностей изучаемой локальной традиции, не только танцевальной, но и календарной, и семейно-обрядовой;

- мотивировать процесс обучения (ответив на вопрос «зачем?»);

- пробудить в ученике веру в себя;

- научиться уважать каждое самостоятельно найденное решение, даже если оно не всегда интересно.

Только тогда процесс обучения будет не только понятным, но и эмоционально увлекательным.

Импровизация – это сочинение в процессе исполнения на основе ранее выученных движений. Поэтому исполнитель обязан владеть запасом танцевальной лексики движений и танцевальной техникой, а для этого необходимо развивать следующие навыки:

- слышать музыку с опережением в начале музыкальных фраз, т.е. уметь слышать внутренний ритм музыки;

- владеть мышечным ощущением каждого движения;

- уметь организовать движения индивидуального танца в пространстве;

- уметь копировать движения мастеров пляски, характерные для определённой локальной традиции;

- знать основные исполнительские особенности, которые встречаются во всех региональных хореографических традициях.

К основным исполнительским особенностям относятся:

- синкретичность (синтетичность) музыкально-хореографических текстов – исполнение танцев под песни (хоровод), песен под танцы (кадриль);

- кантилена хода, которая достигается за счёт «рессорности» шагов, т.е. во время исполнения простых шагов в хороводе, дробей в пляске, различных танцевальных «проходок» колени танцоров не выпрямляются до конца, а остаются немного присогнутыми. Одна из причин наличия кантилены движения в хореографической традиции – необходимость сохранять устойчивое положение корпуса, чтобы дыхание не сбивалось и не мешало пению;

- полицентрика – принципиально разные по характеру движения рук и ног. Полицентрика особенно хорошо видна у мастеров-плясунов, когда их ноги выполняют жёсткую, чёткую партию (дроби), а руки при этом двигаются более свободно и плавно. Сочетание однохарактерных, синхронных и симметричных движений рук и ног иногда служит для создания комического эффекта в пляске;

- полиритмика – одновременное исполнение двумя или более танцорами движений с различными ритмическими рисунками («пересек»). В пляске каждый из исполнителей ритмически импровизирует, учитывая ритм звучащей песни или инструментального наигрыша как проявление общей ритмической основы;

- импровизационность исполнения – отсутствие заранее продуманного плана действий, рождение танца на ходу, без предварительной подготовки.

Все вышеперечисленные особенности народной хореографии позволяют исполнителям осуществить принцип импровизационности, который из чисто технического приёма переходит в категорию эстетическую.

Внешняя выразительность элементов танца, тончайшие нюансы не являются самостоятельными порождениями действий человека. Такая выразительность во многом формируется внутренним ритмом звучащей музыки, отражая в движениях, как ярких, так и еле уловимых, наиболее сильные акценты ритма. Ритм этот основан на внутренней пульсации.

Значение пульсации для исполнителя особенно важно: музыкальные наигрыши к пляске вызывают такую силу эмоций, которая, воздействуя на исполнителя, наилучшим образом способна привести к результату – созданию всегда разного хореографического произведения.

Без ощущения внутренней пульсации, непрерывной ритмической цепи невозможно импровизировать, а значит, создавать индивидуальный танец. Только чувствуя общее состояние ритма, можно произвести уже собственные элементы танца.

Влияя на активность движений пляшущего, внутренняя пульсация сама практически рождает движения. Гармония, возникающая от внутреннего ощущения ритма и внешнего его источника (наигрыша), упорядочивает слушание и приводит танцора в состояние эмоционального переживания.

При обучении импровизационному танцу выявляется ряд проблем:

- исполнитель, ощущая пульсацию, не может перевести самостоятельно одно движение в другое;

- или, наоборот, не может уже освоенные движения согласовать с музыкой, т.е. с различными её темпами.

Возникает вопрос: «Что делать?».

Опираясь на многолетний опыт своей работы в области народного танца, автор-составитель рекомендует в некоторых случаях работать над освоением танцевальных движений без музыкального сопровождения. При этом интуитивно нужно вычленять начало образования движения танца, варьировать длительностями: например, счёт по тактам можно укрупнить или, наоборот, уменьшить.

Освоив ряд движений, соединив их в комбинации, нужно пробовать исполнять их под музыку. И в данной ситуации могут возникнуть проблемы: некоторые движения просто не подойдут, «не лягут» на определённый музыкальный наигрыш. И вот теперь наступает момент импровизации. Исполнитель, чувствуя несоответствие внутреннего и внешнего ощущений, меняет или видоизменяет ряд движений, дополняя их соответствующим характером и определённой индивидуальной манерой.

Неоднократно повторяя освоенные движения, исполнителю непроизвольно захочется каждый раз при смене музыкального сопровождения добавлять в свой танец всё новые и новые движения. Появляется азарт в исполнении танца и невольный интерес: «А что же будет дальше?». А дальше «коленца» в пляске благодаря внутренней мышечной и зрительной памяти будут складываться из ранее увиденных или освоенных проходок, кадрильных шагов, дробных выстукиваний. Сольная пляска будет складываться, раскрываться из сиюминутного чувствования общего и личного настроения; перепляс будет захватывать своей соревновательностью, парная пляска – выражением отношения к партнёру, групповая пляска будет передавать общую историю национального единения.

Необходимо ещё раз отметить: чтобы процесс умения в определённой ситуации сиюминутно импровизировать приносил только положительные эмоции, нужно уделять особое внимание мышечному ощущению движений тела, которое вырабатывается осознанно систематическими упражнениями. Научиться управлять мышцами нужно в первую очередь для того, чтобы постепенно выработался навык саморегуляции, владения собственным эмоциональным состоянием. При целенаправленном и активном усвоении определённых упражнений происходит образование «мышечного корсета». Пластические возможности человека безграничны. Самостоятельное управление напряжением мышц тела снимает напряжение со всего опорно-двигательного аппарата исполнителя.

Следует напомнить, что формирование навыка управления мышечным напряжением корпуса помогает регулировать эмоциональное состояние человека и вне танца. Происходит скрытый процесс преобразования впечатлений, упорядочивания его нервного состояния. Поэтому импровизатору танца обычно не знаком психологический зажим, влияющий на подвижность тела и выразительность его эмоциональных переживаний.

Погружаясь в традицию, обучающийся регулярно занимается освоением дробных выстукиваний, копированием тех или иных «колен». Когда с помощью определённых упражнений, систематизированных во временном отрезке от «простого к сложному», а иногда наоборот, мышцы достаточно окрепнут, приобретут эластичность и пластичность, тогда и перераспределение мышечных нагрузок будет более управляемым, соответственно и координация движений более подвижной.

Умение перераспределять мышечные нагрузки поможет не только в исполнении танца, но и повлияет на внешнее впечатление, производимое исполнителем. Его осанка будет правильной, движения тела – красивыми. Ему самому уже не будут казаться сложными элементы движений и манера исполнения при копировании определённой осваиваемой традиции. Пляска – это не столько мастерство виртуозного исполнения комбинаций дробных выстукиваний, присядок, хлопушек, сколько умение чувствовать творческую ситуацию, согласовывая хореографический, песенный, музыкальный, эмоциональный текст, координируя его в пространстве.

Координация движений в пространстве определяется шагами: вперёд, назад, влево, в центр круга, из круга. Шаги эти в основном спокойные, короткие, почти шаркающие. Мелкие дробные выстукивания (дробь горохом, простая одинарная, двойная, «хромого», «в три ноги») – характерны для северорусской традиции. Прыгающие импульсивные шаги и дроби («пересеки»), «петушиные» проходки – для южнорусской традиции.

Для выработки умения координировать движения необходимо прививать обучающимся навык ориентации в круге, организовывая направления перемещения по часовой (по солнцу) или против часовой стрелки, в центр круга, из центра.

Повороты корпуса также ориентируются в круговых направлениях (четвертном развороте, половинном, целом повороте, что соответствует 90, 180, 360 градусов).

Цель упражнений по развитию координации движений в пространстве состоит в том, чтобы освоить как можно больше вариантов сочетания одноименных и разноименных движений.

Как правило, сочетание вращательных движений требует большего сосредоточения внимания, чем сочетание движений в направлениях «маятника». Однако, несмотря на простоту, движения в направлениях «маятника» в различных сочетаниях разнятся по степени усвоения. Большой успех при разучивании сложного движения достигается в том случае, когда от него не отказываются, несмотря на неудачи. Нужно стараться преодолеть трудности. Замена сложной комбинации на более простую (лёгкую), конечно, допустима, но эффект тренировки мышечных ощущений сводится к нулю.

Самостоятельный поиск – это тот путь, который поможет обучающимся прийти к пониманию импровизации в танце. Для того, чтобы он был успешен, обязательна исследовательская работа в экспедициях, а также выполнение следующих заданий:

- неоднократный внимательный просмотр видеозаписи этнографических образцов;

- повторение, «копирование» движений мастеров-исполнителей;

- движения, освоенные на занятиях, закончить своим вариантом;

- движения, освоенные на занятиях, исполнить в разной последовательности;

- выстроить освоенные движения в композицию («колено»);

- набрать как можно большее количество движений в определённый отрезок времени;

- найти варианты развития понравившихся движений;

- приобрести навык развития движений в динамике;

- на основе выученных движений сочинить варианты их комбинации («колен»).

Для развития координации перемещение в пространстве лучше всего организовать по кругу, что соответствует традиционному исполнению произведений танцевальной культуры русского населения Алтайского края.

Танцевальные движения могут быть построены на бытовом шаге или «кадрильном» шаге, шаркающем шаге, простых дробных выстукиваниях. Также их можно использовать:

- с четвертными разворотами (90 градусов);

- половинными поворотами (180 градусов);

- полным поворотом вокруг себя (360 градусов);

- со сменой мест в различных направлениях в парах – лицом друг к другу, спиной друг к другу, «до-за-до».

Танцевальные движения в пространстве обязательно сочетаются с движениями рук. Нужно знать, что движение и положение рук должно быть свободным и может зависеть от ощущения комфорта и удовольствия исполнителя, от чувствования произведения, от ощущения оторванности их от корпуса; от фантазии танцора. Положение рук зависит и от региональной традиции исполнения (северорусской, южнорусской):

- свободное движение рук перед собой или сбоку не выше уровня груди – северорусская традиция;

- свободное движение рук, разнообразные нюансы, положения и движения кистей выше уровня груди или даже головы – южнорусская традиция.

Добиться результатов в приобретении навыка импровизации поможет следующее задание (№ 2).

Исполнители стоят лицом друг к другу в следующих вариантах:

   
 
 

 
 
 
 
 

 

 

В пляске-импровизации важную роль играет музыкальный материал. Естественно, что это должны быть живые звуки гармони или балалайки. Наигрыши должны соответствовать тем или иным стилевым особенностям определённых районов, танцевальная традиция которых осваивается. При разучивании базовых движений необходимо, чтобы звучала одинаковая мелодия для более чёткого метроритмического деления, слышанья всех нюансов, которые будут влиять на характер исполнения танца. Только тогда, когда исполнители научатся слушать, слышать музыку, ориентироваться в ней, чувствовать её внутреннюю пульсацию, можно менять наигрыш как можно чаще для активизации их ощущений себя в танце. Самым сложным, но достаточно притягательным своей необычностью является аккомпанемент «под язык» (имитация музыкального наигрыша собственным голосом). «Под язык» исполнители пляшут, когда нет инструментального сопровождения, чем ещё больше удивляют и покоряют любителей традиционной пляски. Пляска «под язык» – это один из приёмов групповой пляски, бытовавших в районах Алтайского края, и это очередной шаг к исполнительскому мастерству, мастерству импровизации.

Бытовые фольклорные танцы зрелищны, но не рассчитаны на оценку «со стороны». Они рассчитаны на вовлечение в процесс исполнения всех присутствующих, так как это творчество как индивидуальное, так и коллективное.

 

 

Варианты плясок, записанные в фольклорно-этнографических экспедициях

Пляска «Метелица» (Алтайский край)

Усть-Пристанский район, с. Новоозёрное.

Записана Эйхольц Е.Н. в 2007 году.

Исполнение – парное, участвует любое количество пар.

Композиционное построение – круг, пары стоят лицом в круг.

Положения рук – пары обнимают друг друга за талию, свободные руки опущены вниз.

Основной шаг – простой на 1/4 такта, на протяжении пляски он не изменяется.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка, быстрый темп.

Наигрыш «Барыня». Каждая пара исполняет каждое «колено» пляски.

 

Такты   1-2

 

Рис. 1. Пара № 1 выходит в центр круга, исполняет поворот и останавливается в центре круга лицом к паре № 2.  
  3-4

 

Рис. 2. Юноша пары № 1 идёт к девушке пары № 2. Девушка пары № 1 идёт в центре по внутреннему кругу.    
  5-6

 

 

Рис. 3. Юноша пары № 1 и девушка пары № 2, взявшись под правую руку, делают один поворот. Юноша пары № 2 делает круг вокруг себя через левое плечо. Девушка пары № 1 продолжает движение в центре круга. Остальные участники стоят в исходном положении.
  7-8    

 

 

Рис. 4. Юноша пары № 1 идёт к девушке пары № 1 и берёт её под правую руку. Девушка и юноша пары № 2 берутся под правые руки и кружатся до конца пляски на линии круга. Юноша и девушка пары № 1 берутся под правые руки, кружатся в центре круга.
  9-10

 

Рис. 5. Юноша пары № 1 идёт к девушке пары № 3. Юноша пары № 3 идёт влево, делая оборот вокруг себя. Девушка пары № 1 идёт по ходу часовой стрелки в центре круга.  
  11-12

 

Рис. 6. Юноша пары № 1 и девушка пары № 3 берутся под левые руки и кружатся. Юноша пары № 3 продолжает оборот вокруг себя. Девушка пары № 1 продолжает движение в центре круга.
    13-14

 

 

Рис. 7. Девушка и юноша пары № 3 берутся под правые руки и кружатся до конца пляски. Юноша пары № 1 идёт к девушке пары № 1, берутся под правые руки и кружатся. Девушка и юноша пары № 2 и пары № 3 кружатся, юноша и девушка пары № 4 стоят
  15-16

 

 

Рис. 8. Юноша пары № 1 идёт к девушке пары № 4. Девушка пары № 1 идёт по ходу часовой стрелки в центре круга. Юноша пары № 4 делает поворот влево и идёт вокруг своего места. Девушка и юноша пары № 2 и № 3 кружатся на месте.
  17-18

 

 

Рис. 9. Юноша пары № 1 и девушка пары № 4 берутся под левые руки и кружатся. Юноша пары № 4 продолжает движение вокруг своего места. Девушка пары № 1 продолжает идти по кругу в центре. Юноша и девушка пары № 4 берутся под правые руки и кружатся.
  19-20

 

Рис. 10. Девушка и юноша пары № 1 берутся под правые руки и кружатся, продвигаясь на своё место. Пары №№ 1, 2, 3, 4 заканчивают вращаться.  

 

Танец может закончиться, когда все пары перекружатся с парой № 1, а может продолжаться, но новое «колено» начинает пара № 2, кружась с каждой парой. И так поочерёдно пары № 3 и № 4 проходят по своему кругу. Вот тогда пляска заканчивается.

 

«Чижик» ( Новосибирская область)

 

Исполняется любым количество пар.

Композиционное построение – линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь. Все участники поют песню «Чижик, чижик, где ты был…» в сопровождении гармони или без неё.

Темп средний без ускорения. Пляска исполняется до тех пор, пока все пары не протанцуют от начала до конца.

 

Такты Рисунки Описание движений
 

 

Исходное положение: девушки стоят в одной линии, парни – напротив своей девушки. Руки свободно опущены вниз.  
1-4

 

Девушка и парень пары № 1 идут навстречу друг другу к середине, встретившись, берутся за руку и идут между линиями до пары № 5 простым бытовым шагом (приплясывая), стоящие на месте участники при- плясывают (дробят). Пара № 1, развернувшись друг от друга и взяв себя за руку, возвращаются до пары № 2, встают лицом друг к другу.
5-8

 

Берутся под правые локти и кружатся один круг.  
9-12

 

Парень и девушка пары № 1, разомкнув руки, продолжают кружиться по одному на своём месте в своём направлении (по часовой стрелке).  
13-16

 

Девушка и парень пары № 1 берутся под левые локти и кружатся в другом направлении (против часовой стрелки).    
17-20

 

Девушка пары № 1 продолжает кружиться одна, не меняя направления, а парень пары № 1 в это время простым шагом идёт к девушке пары № 5.  
21-24

 

Парень пары № 1 берёт под правый локоть девушку пары № 5. Девушка пары № 1 подходит и берёт парня пары № 2 под правую руку. Одновременно кружатся один круг по часовой стрелке. Все стоящие участники пляски приплясывают на месте (дроби, хлопушки).
25-28

 

Парень пары № 1 оставляет девушку пары № 5 на своём месте. Девушка пары № 1 оставляет парня пары № 2 на своём месте. Парень и девушка пары № 1 двигаются по диагонали навстречу друг другу к центру.
29-32

 

Встретившись в центре, кружатся под локти против часовой стрелки.  
33-36

 

Девушка и парень идут к следующим по очереди: парень пары № 1 – к девушке пары № 4, девушка пары № 1 – к парню пары № 3. Кружатся под правые локти один круг.
37-40

 

Встретившись в центре, кружатся под левые локти.    
21-44

 

Девушка и парень идут к следующим: парень пары № 1 – к девушке пары № 3, девушка пары № 1 – к парню пары № 4. Кружатся под правые локти один круг.  
45-48

 

  Кружатся под левые руки.  
49-52

 

Кружатся под правые руки с чужими партнёрами, в центре под левые – со своими.  
53-56

 

Пляска завершается кружением пары № 1 до линии, где стоит пара № 5. Девушка пары № 1 идёт на линию, где стоят девушки. Парень пары № 1 идёт на сторону к парням. Встают с краю.

Пляска начинается с самого начала парой № 2 и продолжается, пока каждая пара не протанцует так же, как пара № 1.

 

«Подгорная» (Алтайский край)

Записана в августе 1998 года в с. Сростки Алтайского края.

Исполняют девушки – от четырёх до восьми человек.

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Подгорная».

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: девушки стоят лицом по ходу танца против часовой стрелки, левые руки вытянуты к центру, образуя «звёздочку»; правые руки свободно опущены вдоль корпуса.
1-8   Мелкой дробью (шаркающим ходом, «кадрильным шагом», стелящейся дробью) девушки двигаются по ходу танца под частушку, которую исполняет девушка (№ 1).  
9-16   Каждая из девушек двигается мелкими дробными выстукиваниями по своему малому кругу. На последнюю восьмую музыкального такта девушки встают в круг, повернувшись в другую сторону. В этом рисунке частушка не поется.
    Исходное положение: девушки стоят лицом против часовой стрелки, правые руки вытянуты к центру, образуя «звёздочку».
17-32   Все исполнительницы двигаются по ходу танца, по часовой стрелке. Частушку поёт девушка № 2. Рисунок повторяется с 1 по 8 т. без изменений.  
33-48   Рисунок повторяется без изменений с 9 по 16 т. (без частушки), в ногах – мелкие дробные выстукивания (импровизация), руки в свободном творчестве, не поднимаясь выше груди.

 

 

«Подгорная» ( Новосибирская область)

 

Исполняется парно, любым количеством пар.

Композиционное построение – линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Подгорная» 2/4.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: пары, держа друг друга за руки, стоят напротив друг друга. Руки опущены вниз.  
1-4   Выполняют 2 «кадрильных» шага (припадание) вперёд – друг к другу, 2 шага спиной назад – в исходное положение. Руки свободно покачиваются. Поют частушки (по одному).  
5-8   Исполняют рисунок «прочёс», пары идут навстречу друг другу, проходя правыми плечами; разворачиваются на чужом месте.  
9-16   Пара № 1 встаёт в вальсовом положении и, вальсируя (приставным шагом, приплясывая), продвигается на прежнее место в исходное положение. Пара № 2, двигаясь вперёд кадрильным шагом, пропускает между собой вальсирующую пару. Частушка не поется. Все встают в начальное исходное положение.
    Пляска исполняется с 1-8 т. без изменений. С 9-16 т. вальсирует пара № 2, пара № 1 проходит, приплясывая, пропуская её в центр. Все встают вновь в исходное положение. Пляска исполняется, пока участники поют частушки.

«Подгорная общая»

Групповая пляска Новосибирской области

 

Исполняют девушки с парнями.

Композиционное построение – линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Подгорная».

Такты Рисунки Описание движений
1-8   Исходное положение: участники пляски стоят в линии, руки свободно опущены вниз. Парень № 1 поёт частушку, все приплясывают на месте.
9-16   Парень и девушка № 1 поднимают руки вверх, образуя «воротики». Парень № 7 ведёт всех участников, которые держат друг друга за руки, в открытые «воротики». Двигаются импровизированным шагом (шаркающим ходом, кадрильным шагом, мелкими дробными выстукиваниями). Проходка осуществляется под наигрыш, без частушек.
17-32   В исходном положении следующий участник пляски поёт частушку. Повторяется без изменений рисунок 1-8 т.
    Без изменений повторяется рисунок 9-16 т. Пляска повторяется до тех пор, пока все участники не пропоют частушку.

 

«Четвёрка» ( Новосибирская область)

 

Исполняют четыре человека. В пляске могут принимать участие как девушки, так и парни.

Композиционное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Подгорная».

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: участники стоят по кругу против часовой стрелки, левые руки вытянуты к центру, образуя «звёздочку».
1-8   Девушки, приплясывая, двигаются «звёздочкой» по кругу против часовой стрелки и по одной поют частушки.
9-12   Исполняют хлопки в свои ладоши: - два медленных; - три быстрых. Меняют направление. Звучит половина музыкальной фразы.
    Повторяется без изменений 1-8 т. в другом направлении (по часовой стрелке). Музыкальное сопровождение повторять с 1-12 т.
    Повторяется рисунок 9-12 т. без изменений. Пляска повторяется до тех пор, пока участники не перестанут петь частушки.

 

«Саратова» ( Алтайский край)

 

Парная пляска под частушки.

Исполняется любым количеством пар.

Композиционное построение – линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Саратова» 4/4.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: пары стоят напротив друг друга, руки опущены вниз.    
1-2   Участники выполняют ритмические хлопки: - один за спиной; - второй – на уровне пресса (впереди); - правые ладони (хлопок); - левые ладони (хлопок); - три быстрых – в свои ладони.  
3-4   Идут, приплясывая, четыре шага, руки свободно двигаются внизу.    
5-6   Повернувшись лицом друг к другу, выполняют два приставных шага вправо, затем два приставных шага влево.  
7-8   Рисунок повторяется без изменений как рисунок 5-6 т. Пляска повторяется с 1-8 т., все поют частушки.  

 

 

Перепляс «Казачок» (Алтайский край)

 

Записан в селе Красный партизан Чарышского района Алтайского края летом 1998 года Сигарёвой М.Н., Головиным А.В., Эйхольц Е.Н. от Харитиньи Аристарховны Сосниной, 1929 г.р., уроженки с. Красный партизан Чарышского района.

По композиционному построению «Казачок» является переплясом. Исполняли обычно двое мужчин под балалайку, наигрыш «Яблочко», со слов информатора, следующим образом: один исполнитель вызывает поклоном своего соперника и отходит.

 

 

 


Тот, кого вызвали, пляшет, затем сам вызывает поклоном того, кто вызвал на соревнование его. Таким образом, исполнители пляшут по очереди. Побеждает тот, кто исполнит большее количество движений или более замысловатые и интересные движения, чем у соперника.

 

 

Сольная женская пляска (Алтайский край)

 

Пляска записана в селе Красный партизан Чарышского района Алтайского края летом 1998 года Сигарёвой М.Н., Эйхольц Е.Н., Головиным А.В. от Матрёны Григорьевны Сосниной, 1931 года рождения, уроженки села Песчаная Солонешенского района.

Музыкальное сопровождение – гармонь. Наигрыши, со слов информатора, могут быть различные – «Саратова», «Подгорная», «Товарочка».

Прежде чем войти в круг, женщина «проходкой» идёт по кругу. Проходка несложная – кадрильный шаг, перетопы. Но затем включаются дробные выстукивания, которые по мере развития пляски усложняются, и появляется новый элемент – ход «в три ноги» («трилистник»).

Пройдя по кругу, женщина выходит на середину. В центре круга исполняет всевозможные дробны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: