КОД | ЭЛЕМЕНТЫСОДЕРЖАНИЯ | |
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ | ||
1. | 1. ФОНЕТИКА | |
1.1 | Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. | |
1.2 | Установление числа и последовательности звуков в слове. | |
1.3 | Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками | |
1.4 | Различение гласных и согласных звуков | |
1.5 | Различение гласных ударных и безударных. | |
1.6 | Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих. | |
1.7 | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. | |
1.8 | Определение места ударения. | |
2. | 2. ГРАФИКА | |
2.1 | Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. | |
2.2 | Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков | |
2.3 | Функция букв е, е, ю, я. | |
2.4 | Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. | |
2.5 | Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. | |
3. | 3. ЧТЕНИЕ | |
3.1 | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук. | |
3.2 | Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. | |
3.3 | Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. | |
3.4 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений | |
3.5 | Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | |
4. | 4. ПИСЬМО | |
4.1 | Усвоение гигиенических требований при письме. | |
4.2 | Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. | |
4.3 | Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. | |
4.4 | Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. | |
4.5 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. | |
4.6 | Овладение разборчивым, аккуратным письмом. | |
4.7 | Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. | |
4.8 | Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. | |
4.9 | Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. | |
5. | 5. СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |
5.1 | Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. | |
5.2 | Различение слова и предложения. | |
5.3 | Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. | |
6. | 6. ОРФОГРАФИЯ | |
6.1 | Знакомство с правилами правописания и их применение: | |
6.1.1 | раздельное написание слов | |
6.1.2 | обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши | |
6.1.3 | прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных | |
6.1.4 | перенос слов по слогам без стечения согласных | |
6.1.5 | знаки препинания в конце предложения | |
7. | 7. РАЗВИТИЕ РЕЧИ | |
7.1 | Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. | |
7.2 | Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. | |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС | ||
1. | 1. ФОНЕТИКА И ГРАФИКА | |
1.1 | Различение звуков и букв. | |
1.2 | Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. | |
1.3 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова: | |
1.3.1 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь | |
1.3.2 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с гласными е, ё, ю, я | |
1.3.3 | Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с непроизносимыми согласными | |
1.4 | Использование небуквенных графических средств: | |
1.4.1 | Использование пробела между словами. | |
1.4.2 | Использование знака переноса. | |
1.4.3 | Оформление абзаца. | |
1.5 | Различение гласных и согласных звуков. | |
1.6 | Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. | |
1.7 | Различение качества согласных звуков: | |
1.7.1 | Различение мягких и твёрдых согласных звуков. | |
1.7.2 | Различение звонких и глухих согласных звуков. | |
1.8 | Определение качественной характеристики звука: | |
1.8.1 | Характеристика «гласный-согласный» | |
1.8.2 | Характеристика «гласный ударный – гласный безударный» | |
1.8.3 | Характеристика «согласный твёрдый – согласный мягкий» | |
1.8.4 | Определение парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных звуков | |
1.8.5 | Характеристика «согласный звонкий – согласный глухой» | |
1.8.6 | Определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. | |
1.9 | Деление слов на слоги. | |
1.10 | Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | |
1.11 | Фонетический разбор слова. | |
2. | 2. ОРФОЭПИЯ | |
2.1 | Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
3. СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА) | ||
3.1 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». | |
3.1.1 | Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | |
3.1.2 | Различение однокоренных слов и синонимов. | |
3.2 | 3.1.3 | Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. |
3.3 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. | |
3.4 | Различение изменяемых и неизменяемых слов. | |
3.5 | Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. | |
3.6 | Разбор слова по составу. | |
4. ЛЕКСИКА | ||
4.1 | Понимание слова как единства звучания и значения. | |
4.2 | Выявление слов, значение которых требует уточнения | |
4.3 | Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. | |
4.4 | Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова | |
4.5 | Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. | |
5. | 5. МОРФОЛОГИЯ | |
5.1 | Части речи. | |
5.2 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | |
5.3 | Имя существительное | |
5.3.1 | Значение и употребление в речи. | |
5.3.2 | Умение опознавать имена собственные. | |
5.3.3 | Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» | |
5.3.4 | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. | |
5.3.5 | Изменение существительных по числам. | |
5.3.6 | Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | |
5.3.7 | Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению | |
5.3.7 | Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов | |
5.3.9 | Морфологический разбор имен существительных. | |
5.4 | Имя прилагательное | |
5.4.1 | Значение и употребление в речи. | |
5.4.2 | Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин | |
5.4.3 | Морфологический разбор имен прилагательных. | |
5.5 | Местоимение | |
5.5.1 | Общее представление о местоимении. | |
5.5.2 | Личные местоимения, значение и употребление в речи. | |
5.5.3 | Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. | |
5.5.4 | Склонение личных местоимений. | |
5.6 | Глагол | |
5.6.1 | Значение и употребление в речи. | |
5.6.2 | Неопределённая форма глагола. | |
5.6.3 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?» | |
5.6.4 | Изменение глаголов по временам. | |
5.6.5 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). | |
5.6.6 | Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). | |
5.6.7 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | |
5.6.8 | Морфологический разбор глаголов. | |
5.7 | Наречие. Значение и употребление в речи. | |
5.8 | Предлог | |
5.8.1 | Отличие предлогов от приставок. | |
5.8.2 | Союзы и, а, но, их роль в речи. | |
5.8.3 | Частица не, её значение. | |
5.8.4 | Знакомство с наиболее употребительными предлогами. | |
5.8.5 | Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. | |
6. | 6. СИНТАКСИС | |
6.1 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). | |
6.2 | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. | |
6.3 | Различение предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | |
6.4 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | |
6.5 | Различение главных и второстепенных членов предложения. | |
6.6 | Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | |
6.7 | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но | |
6.8 | Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами | |
6.9 | Различение простых и сложных предложений. | |
7. | 7. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ | |
7.1 | Формирование орфографической зоркости. Использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. | |
7.2 | Применение правил правописания: | |
7.2.1 | Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. | |
7.2.2 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением. | |
7.2.3 | Сочетания чк-чн, чт, щн. | |
7.2.4 | Перенос слов. | |
7.2.5 | Проверяемые безударные гласные в корне слова. | |
7.2.6 | Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. | |
7.2.7 | Непроизносимые согласные. | |
7.2.8 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов). | |
7.2.9 | Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках. | |
7.2.10 | Разделительные ъ и ь. | |
7.2.11 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь). | |
7.2.12 | Безударные падежные окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин) | |
7.2.13 | Безударные окончания имён прилагательных. | |
7.2.14 | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. | |
7.2.15 | Не с глаголами. | |
7.2.16 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь). | |
7.2.17 | Мягкий знак в глаголах в сочетании -ться | |
7.2.18 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | |
7.2.19 | Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. | |
7.2.20 | Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. | |
7.2.21 | Безударные личные окончания глаголов. | |
8. | 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ | |
8.1 | Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. | |
8.2 | Практическое овладение диалогической формой речи. | |
8.2.1 | Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). | |
8.2.2 | Выражение собственного мнения, его аргументация. | |
8.2.3 | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком | |
8.3 | Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) | |
8.4 | Текст | |
8.4.1 | Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. | |
8.4.2 | Заглавие текста. | |
8.4.3 | Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев.) | |
8.4.4 | Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). | |
8.4.5 | План текста. Составление планов к данным текстам. | |
8.4.6 | Создание собственных текстов по предложенным планам. | |
8.4.7 | Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. | |
8.4.8 | Знакомство с жанрами письма и поздравления. | |
8.4.9 | Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. | |
8.4.10 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения ‑ повествования, сочинения ‑ описания, сочинения ‑ рассуждения. |