Этапы и закономерности постсоциалистической трансформации.




Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с либерализации цен и завершился в 1996-1997 гг., когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г., (правда кризис 1998 г. внес свои коррективы).

Третий этап – это этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца второго десятилетия XXI в.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

Их пять:

изменение роли государства;

макроэкономическая стабилизация;

приватизация;

трансформационный спад;

интеграция в мировое хозяйство.

Исторический путь нашей страны в сочетании с социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что результатом постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это, прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков:

1. Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни.

3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму.

4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций.

5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков.

6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения конкурентных начал экономической деятельности.

7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.

Сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов. Корпус рыночного хозяйственного права включает как минимум четыре основные части:

1)права собственности;

2)контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

4)поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

В течение 1992-1996гг. этот институциональный вакуум был в основном заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства. Особо важную роль сыграли экономические статьи Конституции РФ, Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках Федерации. За исторически короткий срок после начала реформ в 1992г. российская экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы рыночной системы.

В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам.

В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Институциональная неполнота – это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной не полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В России и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых банкротств постсоциалистическое государство стремится не допустить разорения предприятий. Наиболее важные, стратегические предприятия часто получают поддержку из госбюджета. В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.

Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

Так, товарный рынок и рынок услуг в России мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках. Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты значительно слабее.

Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

Заключение.

За исторически короткий срок после начала реформ в 1992 г. российская экономика проделала огромный путь. Результатом стало то, что в России сформировались основы рыночной системы.

И предполагается, что итогом этих процессов и реформ должно стать формирование рыночной экономики по типу тех, которые уже существуют в развитых странах. Насколько оправданы такие ожидания, покажет жизнь.

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально - регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

 

 

5. Список литературы:

1. Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М., 1996.

2. Теория переходной экономики. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под ред. Е.В. Красниковой. М., 2005 г.

3. «Трансформация экономических институтов в постсоветской России»/ Под ред. В. М. Нуреева. М., 2000.

4. Посткоммунистическая трансформация: опыт пяти лет. Сборник докладов. Институт экономических проблем переходного периода. М. 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: