Народно-бытовые танцы Алтайского края




От составителя

 

Русский народный танец является одним из наиболее древних и распространённых видов творчества русского народа. В своём танцевальном творчестве народ смело разрабатывает сложные взаимоотношения людей, так как именно танец выполняет функцию по восстановлению жизненной энергии человека и формированию его самоощущения как индивидуальности.

Когда-то основой для сохранения и развития фольклорных традиций были относительная неизменность уклада жизни, стабильность отношений в обществе и в быту. Обычай «совместных увеселений» объединял жителей села. Умение петь, плясать не требовало особой одарённости. В хороводах, играх, танцах каждый пел, танцевал, как мог. Но при этом каждому нужно было уметь держать себя в обществе согласно местному обычаю, быть естественным в манере исполнения.

Во время исполнения фольклорных танцев происходит активное общение участников, именно в танце раскрывается непосредственность и искренность эмоционального порыва человека, что немаловажно при современном отчуждении людей друг от друга. Неформальное общение в танце – наиболее доступная форма познания мира, окружающих людей.

Цель данного издания – систематизация теоретического материала по народно-бытовой хореографии (на основе локальной традиции) для его освоения на практике и применения в исполнительской подготовке. Первый из трёх выпусков содержит расшифровки и описания танцев, методические рекомендации по их освоению и видеоприложение с записанными в ходе фольклорно-этнографических экспедиций по Алтайскому краю танцами. В результате обмена опытом с другими специалистами по фольклорной хореографии Алтайского края и Новосибирской области реестр народно-бытовых танцев существенно пополнился их вариантами. Для сравнения в выпуске приводятся танцы, бытующие в Алтайском крае, в Республике Алтай и в Новосибирской области.

Ещё в 1998 году в статье «Освоение танцевального фольклора района Усть-Кокса, села Верх-Уймон (по материалам экспедиции)», опубликованной в различных изданиях, автор данного предисловия, давая оценку жизнеспособности жанра, говорила о немногочисленности сохранившихся образцов фольклорной хореографии. Одна из причин сложившейся ситуации – невнимательное, небрежное отношение специалистов к образцам, к их записи и расшифровке; другая – и главная – отсутствие понимания значимости танцевального жанра в контексте обрядовой культуры в целом.

Попробуем ответить на вопрос, есть ли сложности в освоении традиционного танца? И если таковые есть, как решить эту проблему?

Прежде всего, на освоение образцов фольклорной хореографии влияет недостаточный уровень подготовки специалистов. Если двадцать лет назад главной проблемой была их нехватка, то в настоящее время на первый план выходит вопрос качества сохранения и достоверности передачи информации. А значит, каждому специалисту в области традиционной культуры нужно пересмотреть методику записи, расшифровки и подачи этнографических образцов локальной традиционной культуры, методику преподавания. Но самое главное при этом – до конца осмыслить роль и саму суть традиционного народного танца как важной, неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Вспомним, что одним из основных принципов освоения традиционной культуры, а значит, и традиционной хореографии является принцип преемственности. Анализ жизненного круга отдельного человека от рождения до смерти по отдельным деталям в рассказах информаторов и уже имеющейся информации в литературных источниках позволяет выделить три этапа обучения фольклорному танцу в естественной деревенской среде.

Первый этап – «игровой». Дети 3 - 9 лет постигали основы танцевальной культуры, подражая взрослым. Это происходило через игровые хороводы, игры, в которых использовалась инструментальная музыка, пение, простейшие движения. При этом внимание играющих было направлено на партнёра, на суть игры, на переживание игровой ситуации.. Дети учились строить взаимоотношения в паре и группе, а не заучивали механически танцевальные движения.

Второй этап – «технический». Подростки 10 - 14 лет уже осваивали сложные по технике исполнения, замысловатые хореографические элементы (опять же копируя взрослых), разучивали танцы. Но в этом возрасте их ещё не принимают в общество танцующих взрослых.

Третий этап – «мастерский». С возраста 14 - 15 лет уже можно было посещать вечёрки. Молодёжь могла участвовать в танцах, в которых совершенствовала свою технику и манеру исполнения, а значит, приобретала мастерство.

Цель данного выпуска – помочь освоить первый и третий этапы обучения фольклорному танцу в приспособленной учебной среде или, как и предполагают принципы фольклора, нацелить на приобретение навыка танцевального мастерства в естественных условиях – времени, среды, коллектива.

В современной методике обучения фольклорной хореографии используются разные способы изучения материала: от простого к сложному или наоборот. При освоении практического материала происходит обязательное изучение истории той местности, материал которой осваивается; непосредственное общение с мастерами; копирование с показа мастера или педагога; копирование с аудио и видеозаписи; расшифровка описания танцев; тренаж хореографических элементов и танцевальных произведений в целом; формирование навыка импровизации.

Методы и приёмы обучения традиционной народной хореографии учитывают эмоциональные и физиологические особенности исполнителей, уровень их восприимчивости и интересов, основываясь, прежде всего, на законах народной педагогики и психологии. В процессе освоения русского народно-бытового традиционного танца рекомендуется использовать опыт и приёмы, существующие в традиционной культуре:

- поэтапное овладение хореографическими элементами (от простого к сложному);

- дифференцированное обучение мальчиков и девочек;

- формирование навыков синкретичного исполнительства.

В педагогике существуют основные этапы освоения материала: восприятие, осмысление, запоминание, применение, проверка результатов, обобщение и анализ результата. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно затягивать и разрывать этапы освоения во времени, так как они взаимосвязаны и последовательны. Восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения на практике. Таким образом происходит освоение не только хореографического материала, но и других жанров фольклора и видов деятельности материальной культуры, традиционной культуры в целом.

Отрабатывая технику исполнения движений, надо обращать особое внимание на все мелкие нюансы, которые могут приблизить к моменту ощущения пространственной и двигательной свободы, в результате чего появится новое восприятие танца. Владея определёнными знаниями и навыками, надо помнить: нельзя допускать ошибокв исполнении той или иной танцевальной комбинации или танцевального произведения в целом, танец необходимо исполнять, следуя той традиции, в которой произведение записано.

Нельзя также – и это будет грубейшей ошибкой – руководителям коллективов, преподавателям изменять композиционное построение, сами движения в этнографических образцах. Если того требует ситуация сценической практики, нужно очень бережно сократить танец, но не соединять фигуры и тем более не видоизменять их, так как это нарушит один из основных принципов фольклора – достоверность передачи информации, и произведение будет неоправданно искажено. К сожалению, такая ситуация часто наблюдается в последнее время. Молодые специалисты в тщеславной погоне за мнимой популярностью используют ценнейшие этнографические образцы хореографического народного творчества, искажая их для достижения своих целей. С этической точки зрения по отношению к этнографическому материалу это недопустимо.

 

Е.Н. Эйхольц,

ведущий методист по фольклору

КАУ «Алтайский государственный

Дом народного творчества»,

председатель предметной цикловой комиссии,

преподаватель КГБПОУ «Алтайский краевой

колледж культуры и искусств»

по виду «Этнохудожественное творчество»

Народно-бытовые танцы Алтайского края

малой формы и их варианты

 

«Во саду ли, в огороде» (Алтайский край)

Записан в Заринском районе Алтайского края Н.А. Герасимовой.

Танец парный, исполняется любым количеством пар.

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Музыкальный наигрыш – «Во саду ли, в огороде…» 2/4.

Танец исполняется в динамическом развитии – темп изменяется от медленного к быстрому. Закончить танец нужно в медленном темпе.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: исполнители парно стоят в общем круге, взявшись за руки
1-4   Двигаются по кругу против часовой стрелки простым бытовым шагом (8 шагов)
5-8   Не размыкая рук, все участники танца разворачиваются в другую сторону и продолжают движение по часовой стрелке (8 шагов)
    Два бытовых шага в круг
    На месте, в маленьком круге, три притопа, все держатся за руки
11-12   Не размыкая рук, двигаются простым бытовым шагом спиной (4 шага), образуя первоначальный большой круг
13-16   «Колено» с 9 по 12 т. повторяется без изменений
17-18   Пары в круге поворачиваются лицом друг к другу, исполняют хлопки в ладоши, на «раз и» – правая рука вытянута вверх, левая – внизу, двигаются навстречу друг другу, хлопок происходит на уровне груди; «два и» – такое же движение с хлопками (левая рука сверху) «три и четыре» – три маленьких хлопка перед собой («отряхиваем руки»); «и» – встать рядом, под правые локотки
19-20   Пары поворачиваются на месте по часовой стрелке один круг, левые руки свободно опущены вниз
21-24   «Колено» 17-24 т. повторяется без изменения до кружений в парах. Пары кружатся под левые локти против часовой стрелки один круг
    Исполнители встают в исходное положение. Танец повторяется с 1 такта
       

«Во саду ли, в огороде» (Новосибирская область)

Композиционное построение – круг.

Темп в танце ровный.

Танец исполняется любое количество раз.

Наигрыш «Во саду ли, в огороде».

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: участники стоят в круге парно, взявшись за руки
1-4   С началом музыки все двигаются простым бытовым шагом по кругу (8 шагов)
5-8   Не размыкая рук, развернувшись в другую сторону, двигаются по часовой стрелке (8 шагов)
9-12   Держась за руки, собираются в центре круга, двигаясь бытовым шагом (8 шагов)
13-16   Из маленького круга, двигаясь спиной, делая 8 небольших простых шагов, встают в большой круг. Руки не размыкают
17-18   Пары, повернувшись, друг к другу, выполняют два больших хлопка, три маленьких (скользящие движения ладонями)
19-20   Взявшись под правые локти, кружатся один круг на месте
21-22   «Колено» повторяется без изменений с 17-18 т. (хлопки в заданном ритмическом рисунке)
23-24   Взявшись под левые локти, кружатся в другую сторону один круг
    Все участники встают в исходное положение, взявшись за руки

 

Танец повторяется любое количество раз в зависимости от желания участников.

Нужно обратить внимание, что, двигаясь в быстром темпе, не следует переходить на бег ни в общем круге, ни в парах. Бытовые шаги – короткие, положение рук – в свободном естественном положении (специально не оформляются в позициях, характерных для народно- сценического танца). В парных кружениях нужно использовать лёгкие стелющиеся дробные выстукивания.

«Полька» (Алтайский край)

Танец записан в 2002 в с. Комариха Шипуновского района.

Композиционное построение – круг.

Танец исполняется парно.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Полька-бабочка» 4/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: пары стоят лицом против часовой стрелки. Своеобразное положение рук: правой рукой, приобняв сзади, держит её правую руку, согнутую в локте на уровне плеча. Левая рука держит левую руку перед собой на уровне талии
1-2   и на месте исполняют следующие движения ногами: - правые ноги выставляют на каблук, немного разворачивая корпус из круга; - затем переводят на носок (носок работающей ноги к носку опорной); - три притопа с разных ног на месте
3-4   и, разворачивая немного корпус в центр круга, левую ногу выставляют на каблук; - носок; - три притопа с разных ног на месте
5-8   Без изменений повторяется «колено» 1-4 тактов. Положение рук остаётся прежним
9-12   Шагом «польки» («припадание») двигаются по кругу против часовой стрелки. Положение рук прежнее
13-14   Пары останавливаются: кружится под правой рукой два круга
15-16   стоит на месте; , кружась (можно не кружиться), переходит к, стоящему по ходу танца (против часовой стрелки)    
    Танец начинается с самого начала с исходного положения, но с другим партнёром. Танец исполняется до тех пор, пока, протанцевав с каждым, не дойдёт до своего партнёра

 

«Полька в тройках» (Алтайский край)

Танец записан в 2002 году в с. Комариха Шипуновского района.

В других вариантах этот танец называют «Краковяк».

Исполняется любым количеством троек (две девушки и парень).

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Полька-бабочка» 2/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: исполнители тройками стоят по кругу, друг друга держат за руки, руки опущены вниз
1-4   Шаркающим ходом двигаются «дощечками» против часовой стрелки
5-6   Далее продолжают движение шагом, три простых бытовых шага, вместо четвёртого шага делают притоп
7-8   Двигаются спиной в исходное положение (три шага и притоп), руки не размыкаются
9-12   и, стоящие с внутренней стороны, поднимают руки вверх, образуя «воротики». , стоящая с внешней от стороны, не отпуская руки, приплясывая, проходит в «воротики», проводит за собой. Повернувшись, встают на своё место
13-16   Теперь и, стоящие с внешней стороны, поднимают руки вверх, образуют «воротики». , стоящая с внутренней стороны, проходит в воротики, проводя за собой. Повернувшись, встают на своё место
    Все участники встают в исходное положение. Танец начинается сначала

«Полька с выходом» (Республика Алтай)

Танец записан от Зыряновой Антонины Павловны, 1936 г. р., в с. Верх- Уймон Усть-Коксинскогог района, Республика Алтай.

Исполняется любым количеством участников.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Полька» 2/4.

 

«Танцующие стоят полукругом, около гармониста. Любой желающий выбегает из строя и пляшет, затем встаёт на своё место, выходит следующий.

Исполняется любое количество раз, пока гармонист играет «полечку» – со слов информатора.

По-видимому, любая пара, стоящая в полукруге, исполняет знакомые «колена» традиционной «Польки», поочерёдно, сменяя друг друга. Танец интересен тем, что участники импровизируют в рамках традиционного исполнения «колен», исполняя их столько раз, сколько хотят. Другую пару могут пригласить поклоном или просто встать на любое свободное место.

Нужно заметить, что традиционное, архаичное исполнение традиционных народных танцев почти всегда осуществлялось по кругу, поэтому композиционное построение «полукруг», используемое в этом танце, не свойственно традиции и возникло намного позже. Приспосабливаясь к концертным сценическим условиям, коллектив информаторов открыл круг для более полного зрительского просмотра.

 

 

«Полька» (Республика Алтай)

 

Танец записан от Аргоковой Ульяны Михайловны, 1924 г. р., в с. Верх-Уймон Усть-Коксинского района, Республика Алтай летом 1999 года.

Исполняется любым количеством участников.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Полька» 2/4.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Пары стоят по кругу. Положение рук: левая рука парня держит перед собой почти вытянутую руку девушки, а правой рукой держит чуть согнутую правую руку девушки на уровне плеча  
1-4   Сохраняя положение рук, ногами исполняют следующие движения: начиная с правой ноги, ставят её на пятку, затем на носок, поочерёдно исполняют каждой ногой три притопа  
5-8   «Колено» 1-4 т. повторяется без изменений, только с левой ноги. Парень разворачивает девушку к себе в пол-оборота (в круг)
9-12       Пары встают в вальсовое положение, затем кружатся приставными шагами с небольшим продвижением по кругу против часовой стрелки  

«Краковяк» (Алтайский край)

Танец записан от Л. Плотниковой в с. Чарышское Чарышского района Алтайского края в январе 2001 года Е. Эйхольц, М. Сигарёвой, А. Головиным, Н. Науменко.

Исполняется любым количеством участников.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Краковяк» 2/4.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Парень правой рукой держит левую руку девушки. Руки свободно опущены вниз
1-2   Пары делают три (небольших) простых шага вперёд. Вместо четвёртого шага делают притоп
3-4   «Колено» 1-2 т. повторяется, пары двигаются спиной на своё место
5-8   Рисунок 1-4 т. повторяется без изменений
    Приплясывают на месте: в ногах – вторая не выворотная позиция, вес тела переходит на правую ногу – почти незаметное припадание (покачивание). Соединённые руки приподнимаются вперёд на 25-30 градусов
    Повторяется «коленце» 9 т. Не меняя позиции ног, вес тела переносится на левую ногу – покачивание (припадание) назад. Руки плавно, через низ, приподнимаются в обратную сторону
11-12   Рисунок 9-10 т. повторяется без изменений
13-16   Вальсовое положение в парах. Кружатся мелкими приставными шагами

«Краковяк» (Алтайский край)

Записан в с. Войково Шипуновского района Алтайского края Е.Н. Эйхольц

Танец исполняется парно, любым количеством пар.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Краковяк» 2/4.

Композиционное построение – круг.

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: исполнители парами стоят по кругу против часовой стрелки, взявшись за руки. Руки опущены вниз
1-4   Шаркающим шагом пары двигаются по кругу против часовой стрелки
5-6   Продолжают движение, делая четыре шага вперёд
7-8   Меняют направление движения: двигаются спиной на своё место, исполняя три простых шага и притоп
9-10   Приплясывая (в ногах тройкой перетоп), партнёры, не размыкая рук, отворачиваются друг от друга. Приплясывая, разворачиваются лицом друг к другу
11-12   Рисунок повторяется как 9 и 10 такты, без изменений
13-14   Взявшись за руки, кружатся по часовой стрелке на своём месте
15-16   Меняют направление движения, кружатся в другую сторону и встают в исходное положение

 

 

«На реченьку» (Алтайский край)

 

Записан в Шипуновском районе Алтайского края.

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – круг или линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь (балалайка).

Наигрыш – «На реченьку» 4/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

Такты Рисунки Описание движений
      Исходное положение: и стоят лицом друг к другу; парень держит руки девушки на уровне талии (руки в локтях немного присогнуты)
1-2   На «раз» – исполнители против часовой стрелки делают шаг ногой На «и» – другой притоп
На «два и» «три и» «четыре и» приставные шаги против часовой стрелки, руки покачиваются, акцентируя направление движения  
3-4     «Колено» 3-4 такта повторяется без изменений как 1-2 т. по часовой стрелке приставными шагами, руки покачиваются, акцентируя направление движения
      На «раз и» – покачивание руками стоя на месте (против часовой стрелки). На «два и» – покачивание руками по часовой стрелке, вес тела перемещается с одной ноги на другую
    «Три и» – покачивание руками и корпусом по часовой стрелке. «Четыре и» – руки опускаются, пары разворачиваются друг от друга на 360° на своём месте
7-8   «Колено» 7-8 т. повторяется без изменений как 5-6 т.

 

«На реченьку» (Новосибирская область)

 

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – круг или линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь (балалайка).

Наигрыш – «На реченьку» 4/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

Такты Рисунки Описание движений
      Исходное положение: и стоят лицом друг к другу, парень держит перекрещенные руки девушки
    Приплясывая, двигаются в сторону, держась за руки на уровне груди
    Держась за руки, продолжают движение в том же направлении, исполняя два приставных шага
    На «раз и» – покачивание на месте в противоположную движению сторону. На «два и» – покачивание в другую сторону
    На «три и» – исполняют поворот. На «четыре и» – на месте вокруг себя
5-8     Все рисунки повторяются без изменений с 1 по 4 такт

«Коробочка» ( Алтайский край)

 

 

Запись Н.А. Герасимовой

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Наигрыш – «Коробейники» 4/4.

Темп – ровный.

Танец исполняется любое количество раз любым количеством пар.

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: пары стоят по кругу, взявшись за одну руку (парень правой рукой держит левую руку девушки)
1 - 2   Не размыкая рук, делают два приставных шага друг от друга
3 -4   Два приставных шага друг к другу (возвращаются в исходное положение)
5-8   «Колено» 1-4 т. повторяется без изменений
9-12   Парень и девушка двигаются в разных направлениях по кругу (8 шагов): девушки – лицом, парни – спиной, рисунок – круг в круге. На последнюю восьмую музыкального такта делают притоп
13-16   Меняют направление движения: девушки идут лицом по кругу, парни – спиной. Встречаются в исходном положении со своей парой
17-20
 
 
 
 
 
 
 
 

Парень и девушка встают правыми плечами друг к другу; правые руки лежат на талии у партнёров; кружатся по часовой стрелке
21-24
 
 
 
 
 
 
 
 

Парень и девушка обнимают левыми руками друг друга и кружатся на месте в другую сторону

 

 

«Ту степ» ( Новосибирская область)

 

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь.

Наигрыш – ту степ «Жила-была бабка у самой речки» 2/4.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: все участники парно стоят в общем круге, взявшись за руки; ноги вместе (шестая позиция)
  На «раз» – с правой ноги шаг в правую сторону. На «и» – левая нога поднимается на 15‑20° от пола с разворотом к правому плечу. На «два» – левая нога ставится в исходное положение (шестая позиция). На «и» – правая нога ставится рядом с левой ногой в шестую позицию. «Плетёнка» в ногах с движением против часовой стрелки
  2т     На «раз» – правая нога ставится в шестую позицию; левая нога ставится накрест правой. На «и» – правая нога выносится и ставится в шестую позицию. На «два» – левая нога ставится сзади накрест правой. На «и» – правая нога ставится рядом с левой ногой в шестую позицию. «Плетёнка» в ногах с движением против часовой стрелки
3-4   Повторяются «колена» 1 и 2 тактов по часовой стрелке
    Исходное положение: парень с девушкой поворачиваются лицом друг к другу; держат друг друга за руки; ноги вместе (шестая позиция)
5-6   «Колено» 1-2 тактов повторяется без изменений в парах против часовой стрелки. Движение происходит по малому кругу
7-8   «Колено» 3-4 тактов повторяется без изменений в парах по часовой стрелке
    Из малых кругов все исполнители встают в общий круг в исходное положение

 

«Светит месяц» (Алтайский край)

 

Записан в Заринском районе Н.А. Герасимовой.

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – круг или линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Музыкальный наигрыш – «Светит месяц» 4/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
      Исходное положение: и стоят лицом друг к другу, руки опущены вниз
    На «раз и» – хлопок в свои ладоши. На «два и» – хлопок в чужие ладоши. На «три и» – хлопок в свои ладоши. На «четыре и» – хлопок в правые ладоши. На «раз и» – хлопок в свои ладоши. На «два и» – хлопок в левые ладоши. На «три и», «четыре и» – три хлопка в свои ладоши.
 
 
 
5-6   Приплясывая, кружатся парами под правые локотки по часовой стрелке на своём месте
7-8   Приплясывая, кружатся парами под левые локотки против часовой стрелки

 

«Светит месяц» ( Новосибирская область)

 

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – круг.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Музыкальный наигрыш – «Светит месяц» 4/4.

Танец повторяется любое количество раз

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: парень и девушка стоят лицом друг к другу, образуя общий круг, руки опущены вниз
1-2   На «раз и», «два и» – исполняют два приставных шага – в одну сторону, – в другую (руки опущены вниз): на «три и, четыре и» все исполнители приставным шагом возвращаются на прежнее место в исходное положение
    и в парах выполняют ритмические хлопки: на «раз» все хлопают в свои ладоши; на «и» – хлопок правыми руками; на «два» – хлопок левыми руками; на «и» – хлопок правыми
    На «три и, четыре и» все двигаются по кругу против часовой стрелки; все двигаются по кругу по часовой стрелке, встречаясь левыми плечами (рисунок «шеи»)
5-8   Повторяются «колено» 1-4 такта без изменений

 

«Яблочко» ( Новосибирская область)

 

Танец исполняется парно.

Композиционное построение – линия.

Музыкальное сопровождение – гармонь, балалайка.

Музыкальный наигрыш – «Яблочко» 2/4.

Танец исполняется любое количество раз.

 

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: руки держат руки на уровне талии (руки свободны, немного присогнуты в локтях)
    Участники исполняют два приставных шага в одном направлении
    Двумя приставными шагами возвращаются в исходное положение
    Два приставных шага на, (девушка спиной двигается), парень держит руки девушки на уровне талии
    Два приставных шага на парня, взявшись за руки, до исходного положения
5-6     Исполняется вальсовый поворот (приставным шагом на своём месте); положение рук как в вальсе
7-10   Исполнители повторяют рисунок 1‑2 такта положение рук – прежнее  
11-12   Исполняют приставными шагами следующее «колено» (до-за-до). Каждому исполнителю выполнить: - один приставной шаг в сторону (и каждый первый шаг – вправо) - прямо (вперёд лицом) - в сторону (влево) - прямо (назад – спиной)
13-14   Вальсовый поворот (приставными шагами) на месте

«Фокстрот» (Алтайский край)

Танец записан в г. Барнауле, в с. Власиха Эйхольц Е.Н. от Лаврентьевой Нелли Алексеевны, 1950 г. р., Штерцер Людмилы Петровны, 1955 г.р.

Танец парный. Исполняется любым количеством пар.

Композиционное построение – каждая пара не ограничена в пространстве и стоит произвольно.

Музыкальный размер – 2/4.

 

Такты Рисунки Описание движений
    Исходное положение: парень с девушкой с


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: