УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ИСТОРИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» (к 85-летию региона)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД С КОНЦА 20-х гг. ХХ века до начала ХХI в.
Комплексный тренажер
Учитель истории
Высшей категории
МОУ «СОШ№ 3»
Абросимова Г.М.
ЮЖНОУРАЛЬСК 2019г.
Данное пособие охватывает содержание истории развития Челябинской области за 85 летний период (с 1934г. ХХ в. до начала ХХI в.) с включением элементов истории России, нацелено на создание у школьников целостного представления о крупных событиях истории региона. Особое внимание уделяется формированию аналитических и информационно-коммуникативных умений учащихся. Кроме справочного материала в пособие включены задания, направленные на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрации) для решения познавательных задач; аргументировать различные версии и оценки с привлечением исторических знаний; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Пособие состоит из четырех тем:
1. Конец 20-х -30-е гг. ХХ века;
2. 40-е – 50-е гг. ХХ в.;
3. 60-е – 80-е гг. ХХ в.;
4. 90-е гг. ХХ в. – нач. ХIв.
В тему включены разделы «Линия времени», «Историческая карта», «Словарь», «Лица исторического периода», «Эпоха в схемах и таблицах», «Историческое сочинение».
Литература: М.Салмина, История Южного Урала (ХХ- нач. ХХIвв.), Челябинск, «Взгляд» 2004.;
С.Гладких, рабочая тетрадь История Южного Урала, Челябинск, «Взгляд», 2002.;
Краткий справочник Челябинская область, «Абрис», 2006.
|
ТЕМА 1
Южный Урал в 20-30-е годы ХХ века
Период на линии времени
1. Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
1). Отметьте красным цветом изменения в административно-территориальном делении Южного Урала; синим цветом – период становления нового хозяйственного механизма; зелёным – изменения в культурной жизни региона.
Май 1918г. |
1920г. |
1923г. |
1929г. |
1930г. |
1.10.1930г. |
1931г. |
1933г. |
17.01.1934г. |
1935г. |
1936г. |
1937г. |
1938г. |
ТЕМА 1
Южный Урал в 20-30-е годы ХХ века
Период на линии времени
Внимательно рассмотрите схему. Выполните задания к линии времени.
Отметьте красным цветом изменения в административно-территориальном делении Южного Урала; синим цветом – период становления нового хозяйственного механизма; зелёным – изменения в культурной жизни региона.
Карта исторического периода – 20-е – 30-е гг. хх в.
Выполните задания к карте:
1. Обведите границу территории вновь образованной Челябинской области;
Напишите области, соседствующие с Челябинской областью; 3. Самостоятельно составьте легенду карты, исходя из того, что условные знаки должны отражать период индустриализации на Южном Урале.
СЛОВАРЬ
Задание 1. Напишите термины и понятия на месте пропусков:
Областные органы государственного управления ____________________________________________________________
Территориальное деление государства на экономические районы ______________________________________________
Процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике ___________________________________________________
|
Заповедная территория, которую запрещается посещать _______________________________________________________
Задание 2. Сформулируйте определение понятий:
«Срединно-союзная индустриальная база» ___________________________________________________________________
Пятилетка _______________________________________________________________________________________________
Культурная революция ____________________________________________________________________________________
ЧГРЭС __________________________________________________________________________________________________
4. Старая фотография рассказала…
1. Составьте небольшой рассказ по старой фотографии (с какими событиями связано данное фото).
1). 2).
3). 4)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИЦА ИСТОРИИ
1. Сгруппируйте имена известных уральцев по предложенным критериям:
Руководители гос. органов, гос. предприятий | Деятели искусства |
Сейфуллина Лидия Николаевна, Рындин Кузьма Васильевич, Горохов Иван Гаврилович,
Буров Андрей Константинович, Ловин Казимир Петрович
Соотнесите имена известных уральцев, изображения и краткие характеристики.
1. Основатель Челябинского краеведческого музея, которому отдал более сорока лет жизни и вместе с ним пережил взлет краеведения 1920-х годов и падение 1930-х, оберегал свое детище в эпоху Большого террора и в Великую Отечественную войну. Под его руководством музей стал крупным научным и культурным центром, здесь работали ведущие ученые региона.
|
2. Свою блестящую карьеру он начинал в 30 лет в Челябинске. В самом начале 30-х годов, как московский представитель ЧТЗ, проектировал тракторный завод.
Здания, построенные по проекту … и сегодня украшение Челябинска. В этом убеждаешься, совершая экскурсию в Тракторозаводский район. Проектирование и застройка соцгорода ЧТЗ.
3.С 22 января 1934 — 1-й секретарь вновь организованного Челябинского обкома и горкома ВКП(б). Руководил Челябинской областью неполных четыре года.
4.Русская советская писательница и педагог, общественный деятель, библиотекарь.
5. Первый начальник строительства ЧТЗ, директор завода. При его участии началось возведение не только предприятия, но и жилых комплексов в Тракторозаводском районе. Награжден орденом Ленина (1934). Его именем назвали улицу в Челябинске.