Стихотворение выкроено в блокноте Гумилёва в 1919 году и впервые издано в сборнике "Огненный столп" в 1921.
Жанр: философская лирика. Стихотворение относится к течению акмеизма, на это ярко указывает его необычайная вещественность и наделение абстрактных понятий материальной оболочкой.
Тема и основная мысль. Мысленно мы можем разделить стихотворение на три части:
1. Посвященные величаю слова первые две строфы. В них нам даётся экскурс в те времена, когда слово имело реальную мощь и силу, когда слово вершило судьбы людей и наций. Эти две строфы являются символом духовного, символом искусства и поэзии, живописи и литературы. В общем всего, что так дорого сердцу Гумилёва.
2. Расказывающие нам о роли чисел у предков третья и четвёртая строфы. В них идёт противопоставление предыдущим 2 строфам, да и слова и числа в целом. Если "словом остонавливали солнце", то число лишь "для низкой жизни", число покорено человеку. В этом видется явное противопоставление автора всего духовного(возвышенного) и материального(низменного).
3. В последних строфах автор нас переносит в современность, где по его мнению люди забыли силу слова, мир погряз в сплошном материализме.
"Мы ему поставили скудные пределы естества"-эти строки могут значить и ограниченность общества, утратившего веру в искусство и может быть отсылкой на после революционную цензуру.
"И, как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова."- этими строками поэт говорит нам, что слова потерявшие свою сакральную сущность лишь трупы слов, а все мёртвые слова дурно пахнут.
Размер стихотворения - пятистопный хорей. Вид рифмовки - перекрёстный.
В стихотворение поэт использовал такие художественные приёмы, как эпитеты (Новый мир, умные числа, розовое пламя и т.д.), метафоры (Бог склонял лицо своё, солнце остонавливали словом, словом разрушали города, мёртвые слова и т.д.),сравнения (Слово точно розовое пламя, числа - подъяремный скот, как пчёлы в улье опустелом дурно пахнут мёртвые слова). Также стоит отметить возвышенный тон стихотворения, который достигается путём наличия церковнославянских слов, отсылкам к библии и общим стилем повествования.
|
Анализ 2
Многие люди пренебрегают словом и ценностью слова, они более ценят дела, поведение. Тем не менее, трудно спорить со значимостью слова в этом мире, с высокой ценностью нужных слов. Особенно, если мы говорим об определенным образом записанных словах, которые могут формировать какую-то концепцию, учение, либо о словах, сказанных в нужной ситуации.
Тем более, для поэта слово является профессиональным инструментом, который определяет специфику работы. Конечно, поэт также обращается с мыслью и интуициями, но итогом становится слово, выражаемое в какой-либо форме, какойбы не была предшествующая работа, поэт пишет стихи. Подобные мысли и вообще значение слова Гумилев описывает в стихотворении Слово, которое было создано в 1921 году.
Сначала Гумилев рассматривает времена расцвета слова, когда оно обладало не просто магической, но фундаментальной властью над миром. Оно могло повелевать природой, могло давать возможность управлять мирами и целыми странами. Таким образом, грамотное владение словом позволяло получить власть и могущество, но и существенную ответственность.
|
Гумилев рассматривает использование чисел как альтернативы: «оттенки смысла умное число передает». Речь идет о возможности выражать некоторые простые чувства и мысли с использованием чисел. Такое отношение как бы подчеркивает священность слова, даже у седого патриарха, который «тростью на песке чертил число», когда нужно было выражать нечто простое.
Как известно из Писания, Господь, по сути, и является словом, но, как говорит Гумилев, люди об этом просто забыли и как бы опошлили слова. Теперь они теряют собственную цену и люди пользуются словом бездумно, хотя подобное отношение не является разумным. Автор Слова немного возмущается по этому поводу и видит собственную задачу (то есть задачу поэта) в том чтобы возрождать величие слова и делать его снова могущественным.
Сделаем слово снова великим – такова «политическая» программа Гумилева. Тем не менее, есть ли перспективы у этой программы – большой вопрос. Ведь завершается стихотворении на печальном «дурно пахнут мертвые слова», то есть слова, утратившие собственный истинный смысл и силу.
По сути, люди отошли от Господа. Они забыли Его, забыли Слово и в этом вина только людского пренебрежения и безответственности. Поэтому они обречены прозябать в собственном зловонии, и может ли поэт сделать нечто ценное из этих обесцененных слов?