Творчество Антона Павловича Чехова




(1860-1904)

 

Детство и юность

Родился 17 января 1860 г. в Таганроге, небольшом городе на юге России. Отец Антона Павловича, Павел Егорович, до 16 лет был крепостным, затем служил в магазине исполнителем небольших поручений. После женитьбы он открыл своё дело, был причислен к купеческому званию. Бывшему крепостному стоило больших усилий попасть в купеческое сословие.

Дети Чеховых росли в обстановке строгости, жизнь текла по установленному отцом порядку. По воспоминаниям брата писателя, Михаила Чехова, в семье «день начинался и заканчивался трудом». Каков был порядок? Домашние богослужения, церковный и домашний хор, в котором пели все дети Чеховых, работа в лавке отца.

Антон увлекался ловлей певчих птиц, держал дома голубей.

В 1876-м году Чеховы переехали в Москву, Антон остался в Таганроге, даже зарабатывал руками. Он много читал, активно ходил в библиотеку, любил смотреть спектакли в театре. Всё это, а также музыка, пробуждали в юноше стремление к творчеству. К окончанию гимназии Антона Павловича Чехова сформировались определённые убеждения и особенности характера. Важнейшей моральной ценностью он считал труд. Без труда, считал он, нет серьезной образованности, нет истинного патриотизма.

Получив аттестат зрелости в 1879-м году, он приезжают в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

 

Ранее творчество А.П. Чехова (1880–1885)

В Москве Антон Павлович сразу взял на себя заботу о семье. Начинает писать юмористические рассказы. Первый – «Письмо к учёному соседу», 1880 г., в журнале «Стрекоза».

Использовал разные псевдонимы: Антоша, Ан. Ч., Антоша Ч., Чехонте, Дон Антонио Чехонте, Человек без селезёнки, Прозаический поэт, а затем один из известных – Антоша Чехонте.

После окончания университета Чехов работал заведующим больницей в Звенигороде. Врачебная практика расширила впечатления Чехова, обогатила материалом, которым он позднее воспользовался в творчестве.

 

Особенности ранней прозы А.П. Чехова

1) главный литературный жанр – короткий юмористический рассказ;

2) основа рассказа – забавный случай (анекдот);

3) неожиданная развязка.

Рассказы:

1883-й: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»;

1874-й: «Хамелеон»;

1885-й: «Лошадиная фамилия».

Отзывы об этом этапе творчества:

«С особой силой обличает Чехов добровольное холопство, холопство по убеждению». (литературовед Г. Бердников)

«Антон Чехов уже в ранних рассказах своих сумел открыть в тусклом мире пошлости её трагические, мрачные шутки». (писатель М. Горький)

 

В 1880-е годы Чехов пытался понять и объяснить читателю, что такое свобода и счастье, призвать к духовному освобождению. Во второй половине 1880-х писатель стремился показать нравственное начало в человеке. Его интересовали социальные конфликты, проблемы, которые стояли перед Россией.

В этот период отмечается интерес А.П. Чехова к некоторым сторонам этического учения Л.Н. Толстого. Чехов учился у Толстого, пытался понять его художественную систему, как показана «диалектика души» (подумайте, как это потом проявится в драматургии Чехова, особенность его новаторства – «подводное течение»). Однако Чехов не испытывал слепого преклонения перед великим писателем и лишь выборочно повторял идеи Толстого в своей художественной системе. Так Чехов не принял учения Толстого о непротивлении злу насилием, а вот идея всеобщей любви захватила его.

 

Творчество в 1890-1900-х годах

В этот период углубилось представление Чехова о драматизме человеческого бытия, в его творчестве явно прослеживаются социально-исторические мотивы. В творчестве зрелого Чехова преобладают произведения, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, страдания и озарения. Но при этом писатель стремился к тому, чтобы в тексте позиция автора отражалось неявно, создавал иллюзию отсутствия авторов произведения.

Рассказы этого периода (1890-х)

«Попрыгунья», 1891

«Студент», 1894

«Дама с собачкой»

Но особо надо отметить рассказы:

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

«Ионыч»

В этих произведениях писатель ставит вопрос: а что значит жить по-настоящему? Герои Чехова бояться этого. Многие из них, образованные и культурные, делают всё, чтобы спрятаться от жизни. Так в художественной системе Чехова появляется термин «футляр». Кто-то создает его прямо на себе: галоши, зонтик, пальто на вате; кто-то цепляется за одну-единственную идею, ради которой человек отказывается от подлинной жизни. Что было дальше с этими героями, смогли ли они изменить свою жизнь? Прочитайте данные рассказы и снова задумайтесь о цели человеческой жизни.

Мечта Чехова – написать роман – так и не воплотилась, однако свою творческую судьбу он нашёл в драматургии.

 

Новаторство А.П. Чехова-драматурга

Пусть на сцене всё будет так же сложно и

так же вместе с тем просто, как в жизни.

Люди обедают, только обедают, а в это время

слагается их счастье, и развиваются их жизни.

А.П. Чехов

 

Напоминаю, в литературе есть три большие группы произведений, каждая из которых называется род: эпос, лирика, драма. В основе эпоса – событие, лирики – чувство героя, его переживания, в основе драмы – конфликт, столкновение, действие, поэтому драматическое произведение создаётся таким образом, чтобы его можно было поставить на сцене (деление текста на реплики героев и ремарки – комментарии автора). Вся эта система в литературе выстраивалась на протяжении столетий, но вдруг появляется Антон Павлович Чехов…

Он становится новатором в области драматургии и одним из самых важных драматургов в мировой литературе. Как и почему? Новый взгляд на человека и время, а, следовательно, на героя, конфликт произведения, само «действие» пьесы. Рассмотрим подробнее.

В период наступления нового общественного движения (1890-1900-е годы), когда в обществе назревало предчувствие перемен, Чехов создает пьесы, в которых отсутствуют яркие героические характеры, сильные человеческие страсти, а люди теряют интерес с взаимным столкновением, к борьбе. Почему?

Чеховские герои недовольны не только внешними обстоятельствами жизни, но и самими собой. Они находится в состоянии глубокого духовного кризиса, связанного с утратой веры.

Причины утраты веры:

- социальное неблагополучие, несправедливость;

- новое и старые философские идеи.

Говоря о философских идеях, обратимся к высказыванию известного немецкого философа, Фридриха Ницше. «Бога нет», – утверждал он, и эта мысль оказала огромное влияние на мировоззрение людей, последующее развитие мировой философии и культуры.

Подобное настроение витало и в молодёжной интеллигентной среде русского общества конца XIX века. Вспомним Родиона Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Поиск веры и смысла жизни пронизывает всё творчество и Достоевского, и Чехова.

В 1905 г. русский философ Сергей Булгаков писал: «В произведениях Чехова ярко отразилось русское искание веры, тоска о высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души, её больная совесть».

Потому герои Чехова действуют нерешительно в столкновениях с внешними обстоятельствами: прежде нужно навести порядок в собственной душе.

Так на рубеже XIX-XX веков с творчеством А.П. Чехова в мировой литературе возникает понятие «новой драмы», где новаторами становятся три драматурга: русский – Антон Чехов, швед – Август Стриндберг и норвежец – Генрик Ибсен.

 

Особенности пьесы Чехова как «новой драмы»

1. Нет ключевого события.

2. Нет деления на положительных и отрицательных героев; нет главного героя, потому персонажи пьес Чехова имеют «общее» настроение и судьбу.

3. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий жизни.

4. Прием, который называется «подводное течение». Как он работает? Слова героев имеет скрытый подтекст, который помогает понять сложность их душевной жизни. Реплики героя показывает его тревогу, уход в воспоминания, некоторую потерянность.

5. Новый тип диалога, который показывает, как:

Þ люди разобщены, не умеют понимать друг друга;

Þ люди погружены в собственную внутреннюю драму;

Þ показывает общение «как в жизни».

6. Ремарки отражают внутреннее состояние героев.

7. Появление символики в пьесах.

Особенность мироощущение Чехова: конфликты не разрешают глубинных противоречий жизни и не касаются их, а потому нет какого-либо итога, развязывания жизненные «узла», жизненной проблемы.

 

Пьеса «Вишнёвый сад» (1904)

Изначально ударение в слове «вишнёвый» падало на первый слог – «вИшневый». Такова была орфоэпическая норма в XIX века. Познакомимся с небольшой статьёй «Как Чехов ударение в слове «вишневый» изменил» о произношении этого слова и выборе А.П. Чеховым «своего» ударения:

«Знаете ли вы, что словом «вишнёвый» без каких-либо других вариантов написания мы в какой-то степени обязаны Антону Павловичу Чехову? В XIX – начале XX века существовали две нормы – «ви‘шневый» и «вишнёвый». Первый вариант был предназначен для объектов, которые тесно связаны с вишней как деревом, а «вишнёвый» характеризовал цвет. Исходное название знаменитой пьесы звучало непривычно: «Ви‘шневый сад». Но Антону Павловичу это не понравилось…

Вот что вспоминал об этом К.С. Станиславский – театральный режиссер и создатель уникальной актерской системы, который впоследствии стал первым Народным артистом СССР:

 

«Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», – объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идёт речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук «ё» в слове «вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе».

Такую замену гласной впоследствии одобрил и сам Станиславский. Он писал, что «ви‘шневый сад» ассоциируется с коммерческим проектом, приносящим доход его владельцу. В пьесе же сад «хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни», то есть олицетворяет цвет.

Премьера пьесы состоялась в 1904 году в МХТ, а одну из ролей – Гаева – сыграл сам Константин Сергеевич. Постановки «Вишневого сада» продолжаются до сих пор, в том числе за рубежом, а название пьесы стало известным широкой публике. Это сделало популярным слово «вишнёвый», что спустя годы привело к вытеснению из языка его «конкурента». Теперь вариант с ударением на «и» в словарях отмечен как устаревший.

И еще один интересный факт:

В честь героини «Вишневого сада» Любови Раневской взяла себе псевдоним легендарная актриса Фаина Фельдман. Вы знали?»[1]

 

Эту пьесу А.П. Чехов писал в Ялте, будучи уже тяжело больным. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», – жаловался он друзьям.

Однако Чехов мечтал написать пьесу смешную, легкомысленную.

«Тема пьесы – продажа разорившимися дворянами, которые бездумно прожили свое состояние, имения с молотка всё более крепнущему третьему сословию».

Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. Но современники воспринимали его новую вещь как драму. Это противоречие разрешается путём такого рассуждения. Чехов не отделял смешного от серьезного, потому что в жизни нет такого деления: «В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным».

Но для Чехова важно было определение комедии, которое дал Н.В. Гоголь: «Истинно общественной комедией считали такое драматическое произведение, в котором критически оцениваются общественные нравы, воспроизводится дух эпохи, отражаются закономерности жизни, времени».

 

Анализ пьесы «Вишнёвый сад»

 

Если анализировать пьесы с точки зрения драматургии до Чехова, то вот что мы получаем:

1 д. – экспозиция (+ завязка вне сцены – продажа вишнёвого сада);

2 д. – «развитие действия» (дано в кавычках, условно, потому что действия как такого не происходит);

3 д. – кульминация;

4 д. – развязка.

 

Сравним со мнением литературоведов, которые говорят об особом построении пьес Чехова:

1 д. – представление героев;

2 д. – лирические раздумья, подготовка кульминации;

3 д. – кульминация всего произведения;

4 д. – действие возвращается в привычную колею => медленное течение будней.

Заметим: отдельно выделяются раздумья героев, это важное отличие от дочеховских пьес.

Такая композиция отражает особенный конфликт пьесы =>

Конфликт пьесы Чехова

Внешний (продажа имения) Внутренний (человек в поисках своего места в жизни; тема человека и времени)

Уже современники Чехова заметили, что «главное, невидимое действующее лицо» в его произведениях – беспощадно уходящее время» (В. Курдюмов). В центре внимания Чехова – повседневное течение жизни, течение времени. В своей последней пьесе Чехов размышляет о том, что делает с человеком время и в какие отношения вступает он с этой неуловимый и беспощадной силой.

У: В чём же сила времени? Что оно меняет?

- Самого человека (возраст, внешность, интересы, жизнь), мир вокруг.

Интересно, что разрешение внешнего конфликта не меняет судьбы персонажей. Их неустроенность в мире так и осталось. Даже Лопахин, человек нового времени, говорит: «Мы друг перед другом нос дерём, а жизнь разная себе проходит».

 

Образ времени в пьесе

1. Есть временные границы: май – октябрь;

2. Упоминание времени:

- поезд Раневской опоздал на два часа;

- пять лет назад Раневская уехала из имения;

- шесть лет назад умер её муж;

- сыну Раневской – семь лет;

- время – в образе воспоминаний.

3. Герои Чехова утратили чувство настоящего, поскольку они не готовы к действию в эпоху «безвременья».

4. Единственный герой, который контролирует время, – это Лопахин.

Характеристика героев

Система образов

Своеобразный конфликт (внешний и внутренний) влияет на способы раскрытия персонажей:

1. Это новый тип диалога, где герои роняют случайные реплики, не слышат друг друга;

2. Важность настроение героя;

3. Подтекст фразы персонажа;

4. Ремарка (слова автора) о состоянии героя;

5. Противоречивость героя.

Тем не менее человек и время, находясь в конфликте, отражают закономерное

движение жизни, перемены и сдвиги в разных сферах жизни.

Интересно, что связующее элемент в комедии – это сад.

Сад – это…
имение
дача
покупка
прошлое
символ красоты
будущее

Вывод

Несомненно, что в пьесе «Вишнёвый сад» мы видим, как и в дочеховских пьесах, сталкиваются два типа людей: разорившиеся дворяне и новый тип людей, капиталисты. В соответствии с изменениями в экономическом укладе общества это представляется как столкновение образов «прошлого» и «будущего». Однако благодаря внутреннему конфликту классовое противопоставление (капитализм vs. дворянство) не выходит на первый план.

Главное, о чём нужно задуматься, читая пьесу Чехова, это Время. Оно меняет нас, и иногда мы не можем найти своё место в нём.

Желание Чехова создать произведение, близкое к жизни, показывает неоднозначность финала, это

- и драма человека и времени,

- и жизнеутверждающее начало новой жизни.

Однако, по Чехову, в человеке должны быть ценности, без которых невозможно обновление жизни: трудолюбие, устремлённость в будущее, к свободе и счастью.

Проблемы произведения

(материал можно использовать для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Проблема безответственного отношения к судьбам окружающих (Раневская);

Проблема реализации человеком своих возможностей (все герои);

Проблема одиночества (все герои);

Проблема истинных и ложных ценностей (Лопахин);

Проблема поиска места в жизни, счастья, свободы (все герои).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: