Творчество Верди – высшая точка развития итальянской оперы XIX века, одна из вершин мирового музыкального искусства. Он продолжил традиции Россини, Доницетти, Беллини, освоил опыт других национальных школ (большая французская опера, творчество Гуно и Вагнера). Его мелодии опираются на итальянскую народную музыку. Стиль – ярко театральный, включает гибкую вокальную декламацию, непрерывное сценическое развитие, насыщенное драматическими контрастами, мастерство ансамблей с индивидуализацией каждой партии. Создал 26 опер.
I. Детство и юность. Родился в деревне Ле Ронколе, близ г. Буссето в Пармской области. Отец имел харчевню, мать была пряхой, жили бедно. Церковный органист стал первым учителем. В 12 лет переехал в город, учился в школе, работал подручным в лавке Бареццо, который помогал Верди учиться музыке, стал ему вторым отцом (на его дочери впоследствии Верди женился). В 15 лет появились первые сочинения. Верди работает как дирижер, органист, пианист. В 18 лет на средства, отпущенные городом, едет в Милан, крупнейший музыкальный центр Италии. Не приняли в консерваторию, занимался с дирижером театра La Scala. Когда Верди исполнился 21 год, под его руководством прозвучала оратория Гайдна «Сотворение мира». Сочинял концерты, симфонии, кантаты, духовную музыку. Вернулся в Буссето (1836), возглавил там музыкальную жизнь. В 1838 году едет в Милан, там с успехом ставится его первая опера «Оберто, граф Бонифачо» (1839), Верди становится популярен, издатели и антрепренеры предлагают ему сотрудничество. Он получил заказ на комическую оперу «Король на день, или мнимый Станислав». В течение достаточно короткого времени умирают двое его маленьких детей и любимая жена. Несмотря на тяжелейшие душевные муки, он должен был закончить комическую оперу, чтобы исполнить контракт. Это был провал. Верди решает бросить музыку.
|
II. Начало пути. В руки Верди попадает либретто оперы «Набукко» (итальянское произношение имени Навуходоносор). Тяжелые страдания иудеев под игом вавилонского плена были созвучны тому, что испытывали итальянцы (Италия состояла тогда из восьми мелких обособленных государств, находящихся под властью Австрии, Франции и Ватикана). Творчество Верди развивалось в период борьбы за объединение Италии (объединение завершилось в 1871 году, когда Рим стал столицей итальянского королевства). Публичные собрания были запрещены, оперный театр был тем местом, где итальянцы могли встречаться, после спектаклей они подхватывали свободолюбивые напевы, нередко толпу разгоняла полиция. Патриотические сюжеты, героические личности, борьба за независимость – такие темы привлекали Верди в ранний период творчества. Успех «Набукко» был грандиозен. Хор плененных иудеев стал неофициальным гимном Италии (его подхватила многотысячная толпа, когда хоронили Верди). Путь Верди был сложен, он испытывал гонения со стороны австрийских властей, католической церкви, по требованиям цензуры неоднократно вынужден был вводить изменения в либретто.
Вскоре последовали оперы: «Эрнани» (по Гюго), «Макбет» (по Шекспиру).
В Париже Верди встретил певицу Джузеппину Стреппони, с которой они прожили вместе около 50-ти лет.
«Битва при Леньяно» (о битве за объединение Италии в XII веке) завершает линию ранних героическо-патриотических опер Верди (поставлена в Риме в 1849 году за 10 дней до восстания).
|
«Луиза Миллер» (по драме Шиллера «Коварство и любовь», 1848) открывает новую линию творчества Верди – лирическую.
III. Расцвет творчества начинает «триада» 1850-х годов: «Риголетто», «Трубадур», «Травиата» (1851–1853). Композитора привлекает внутренний мир героев, обличение социальной несправедливости.
В 1850–1860-е годы происходит рост национально-освободительного движения, Верди обращается к историко-героическим сюжетам: «Сицилийская вечерня», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад». «Сила судьбы» написана по заказу Мариинского театра (в связи с постановкой Верди дважды ездил в Россию – 1861, 1862). Далее последовали «Дон Карлос» (1867) и «Аида» (1870). Близок «Аиде» Реквием (на смерть писателя Мандзони).
IV. Позднее творчество. Выход из творческого молчания связан с сотрудничеством с Арриго Бойто, замечательным итальянским композитором и либреттистом. Бойто предложил Верди два либретто по Шекспиру. Итогом их сотрудничества стала музыкальная драма «Отелло» (1886) и комедия «Фальстаф» (1892). Здесь мы видим нового Верди: он отказывается от традиционных арий и дуэтов, заменив их монологами и диалогическими сценами сквозного развития, музыка слита с драматическим действием. Комическая опера «Фальстаф» завершается фугой «В жизни нужна нам шутка»: музыка в сложной полифонической форме искрится юмором и молодым задором. Удивительный пример творчества, развивающегося по нарастанию!