IV. Объяснение нового материла




РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс

Урок 127 31.03.2020г.

Тема урока:

Развитие речи 11. Описание и структура описания. Сфера употребления описания.

Цель урока:

познакомить обучающихся с описанием как типом речи, его композиционной схемой; формировать умение создавать собственные тексты описания;

развивать способности различать тексты разных типов речи, обогащение активного и потен­циального словарного запаса, совершенствование ор­фографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики русского языка;

способствоватьвоспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности, человек, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство полу­чения знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной дея­тельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи.

Предметные: представление об основных типах речи в русском языке; усвоение правил использования описания в устной и письменной речи.

Тип урока: урок текстоведения.

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Оборудование: раздаточный материал: тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Скажите, пожалуйста:

- Какие типы речи вы знаете?

- Какой практический приём позволяет различать типы речи? (Постановка вопроса. При описании – какой? рассуждение – почему?

- О чем говорится в описании? (Об одновременных признаках)

- О чём говорится в повествовании? (О последовательных действиях)

- О чём в рассуждении? (О причинах свойств или явлений)

- А можем ли мы обойтись одним из типов речи в нашей жизни? Почему?

II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.

Проверка домашнего задания.

(результаты тестирования)

Подготовительная работа.

- Давайте прочитаем небольшой текст о нашем любимом времени года.

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!

- Эти предложения можно назвать текстом? (да)

- Докажите, что перед нами текст. (Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически).

- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

- Каждый текст имеет свою тему, определим ее. (Описание лета)

- К какому типу речи относится текст? (описание)

- Почему? (описываются признаки явления).

Определение темы и целей урока.

- Давайте определим тему нашего урока, цели: типы речи (описание). (ответы обучающихся).

- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.

IV. Объяснение нового материла

-Текст – описание строится по своим законам.

- Как построено описание?

Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.

1 часть – Ясный летний день. (предмет)

2 часть – Описание (признаки)

3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)

Обучающиеся записывают в рабочие тетради композицию текста описания.

- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?

- К каким частям речи относятся эти слова?

Ответ: прилагательные и наречия.

-Выпишите (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.

- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы

- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.

Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!

- О каком времени года теперь идет речь?

Ответ: о зиме

- Верно, теперь это описание зимы.

- Что мы с вами описывали? А что еще можно описать? Дайте определение описанию как типу речи. (Описание – перечень признаков предмета или явления. Можно описать памятники, человека, метель, осень, комнату и т. п.).

(Перенести схему в тетрадь).

V. Закрепление знаний.

Перед вами 2 сочинения. Кто из авторов, по вашему мнению, правильно понял и выполнил задание, а кто с заданием не справился? Почему?(Ответить письменно).

1. В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягодки. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.

2. Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягодка не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво!

- Какой стиль речи использовали ученики при описании клубники? (художественный)

- А какие языковые средства употребили? (эпитеты (красивая клубника), сравнения (дольки, как у мандарина, словно маленькое красное яблочко), метафоры(зелёный воротничок).

Работа с учебником. Устно упр. 586

VII. Подведение итогов.

Итак, ребята, что мы можем сказать об описании? Давайте повторим, чем отличается художественное описание от делового? (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки). А художественное описание животного обычно подчинено определённой мысли и раскрывает её с помощью использование различных языковых средств. Такими языковыми средствами в худ.описании часто бывают эпитеты. Обычно являющиеся именами прилагательными).

- в каком типе речи говорится о последовательных действиях? (повествование)

- в каком типе речи говорится об одновременных признаках? (описание).

Составление синквейна «Время года»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: