РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс
Урок 127 31.03.2020г.
Тема урока:
Развитие речи 11. Описание и структура описания. Сфера употребления описания.
Цель урока:
познакомить обучающихся с описанием как типом речи, его композиционной схемой; формировать умение создавать собственные тексты описания;
развивать способности различать тексты разных типов речи, обогащение активного и потенциального словарного запаса, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики русского языка;
способствоватьвоспитанию духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человек, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа.
Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи.
Предметные: представление об основных типах речи в русском языке; усвоение правил использования описания в устной и письменной речи.
Тип урока: урок текстоведения.
Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, творческая работа.
Оборудование: раздаточный материал: тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Скажите, пожалуйста:
- Какие типы речи вы знаете?
- Какой практический приём позволяет различать типы речи? (Постановка вопроса. При описании – какой? рассуждение – почему?
- О чем говорится в описании? (Об одновременных признаках)
- О чём говорится в повествовании? (О последовательных действиях)
- О чём в рассуждении? (О причинах свойств или явлений)
- А можем ли мы обойтись одним из типов речи в нашей жизни? Почему?
II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.
Проверка домашнего задания.
(результаты тестирования)
Подготовительная работа.
- Давайте прочитаем небольшой текст о нашем любимом времени года.
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!
- Эти предложения можно назвать текстом? (да)
- Докажите, что перед нами текст. (Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически).
- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?
- Каждый текст имеет свою тему, определим ее. (Описание лета)
- К какому типу речи относится текст? (описание)
- Почему? (описываются признаки явления).
Определение темы и целей урока.
- Давайте определим тему нашего урока, цели: типы речи (описание). (ответы обучающихся).
- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.
IV. Объяснение нового материла
-Текст – описание строится по своим законам.
- Как построено описание?
Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.
1 часть – Ясный летний день. (предмет)
2 часть – Описание (признаки)
3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)
Обучающиеся записывают в рабочие тетради композицию текста описания.
- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?
- К каким частям речи относятся эти слова?
Ответ: прилагательные и наречия.
-Выпишите (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
- О каком времени года теперь идет речь?
Ответ: о зиме
- Верно, теперь это описание зимы.
- Что мы с вами описывали? А что еще можно описать? Дайте определение описанию как типу речи. (Описание – перечень признаков предмета или явления. Можно описать памятники, человека, метель, осень, комнату и т. п.).
(Перенести схему в тетрадь).
V. Закрепление знаний.
Перед вами 2 сочинения. Кто из авторов, по вашему мнению, правильно понял и выполнил задание, а кто с заданием не справился? Почему?(Ответить письменно).
1. В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягодки. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.
2. Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягодка не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво!
- Какой стиль речи использовали ученики при описании клубники? (художественный)
- А какие языковые средства употребили? (эпитеты (красивая клубника), сравнения (дольки, как у мандарина, словно маленькое красное яблочко), метафоры(зелёный воротничок).
Работа с учебником. Устно упр. 586
VII. Подведение итогов.
Итак, ребята, что мы можем сказать об описании? Давайте повторим, чем отличается художественное описание от делового? (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки). А художественное описание животного обычно подчинено определённой мысли и раскрывает её с помощью использование различных языковых средств. Такими языковыми средствами в худ.описании часто бывают эпитеты. Обычно являющиеся именами прилагательными).
- в каком типе речи говорится о последовательных действиях? (повествование)
- в каком типе речи говорится об одновременных признаках? (описание).
Составление синквейна «Время года»