Составление «сжатых таблиц» при подготовке к сочинению в рамках ЕГЭ по русскому языку




В настоящее время преподавание русского языка с опорой на уроки литературы стало особенно актуальным, поскольку именно это способствует не только постижению норм грамотности, но и воспитанию читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы.

Как привить эту любовь нашим ученикам? Как воспитать "ответственную волю" к пониманию того, что хотел сказать автор изучаемого произведения?

Ответы на эти вопросы особенно важны сейчас, когда во время итоговой аттестации ученики должны показать не только навыки практической грамотности и понимание закономерностей языка, но и умение тактично вести диалог с текстом: уважительно относиться к чужому мнению и отстаивать, если это необходимо, свое, приводя достойные аргументы.

Именно на аргументации я хотела бы остановиться. Как показывает практика, поиски аргументов в подтверждение своей позиции вызывают у выпускников особые трудности. Причина – не только поверхностные знания текстов художественных произведений, но и неумение сопоставить факты, вопросы, проблемы, неспособность строить ассоциативные связи и проводить параллели.

Можно ли научить этому учащихся? Можно и необходимо, но с учетом того, что новые условия требуют новых решений. Так я начала работу по составлению "сжатых" таблиц при подготовке учеников к третьей части единого экзамена по русскому языку. Цель этой работы - максимальное использование материала, изучаемого на уроках литературы, при подготовке учащихся к написанию рецензии. Данные таблицы помогают определить проблематику произведения, учат проводить художественные параллели с произведениями других писателей, а также определять общую позицию авторов. Данная методика помогает восполнить дефицит времени и способствует развитию компетентности у учащихся. Подобные таблицы мы начинаем составлять, как правило, на заключительном уроке по изучению того или иного произведения классики. Определив проблемы и идею изучаемого произведения, учащиеся отражают литературный материал в таблице. Кроме того, сюда вносятся и произведения искусства (живописи и др.), где отражена та же тема. В таблицу рекомендуется также записывать ключевые цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой. Это помогает учащимся быстро ориентироваться в поисках аргументов, основанных на произведениях классической литературы и искусства.

Советую начинать эту работу с седьмого класса. Работаю я по программе Образовательной системы «Школа 2100». Авторы учебника «Путь к станции «Я» - Р. Н. Бунеев и Е. В. Бунеева.

 

Проблематика раздела учебника В каких еще произведениях литературы и искусства ставятся эти вопросы? Общая позиция
«Я и другие» (взаимоотношения личности и коллектива)   Какими правилами должны руководствоваться люди, общаясь друг с другом? Кто создает эти правила?     Всегда ли большинство право?     Имеет ли человек право в коллективе на собственное мнение?     Что такое преданность и предательство?       1. С. Дали, картина «Три возраста».   2. Р. Киплинг, стихотворение «Заповедь».   3. В. К. Железников, повесть «Чучело».     4.А. Алексин, повесть «Безумная Евдокия».   5. Джотто, фрагмент фрески «Поцелуй Иуды»     1. Мир и человек едины; детство, зрелость и старость – 3 вехи на пути развития человека; в любом возрасте человек хочет познать других людей, проникнуть в тайны бытия.   2.Человек должен быть хозяином собственной личности, своего внутреннего «я». Он никогда не идет на поводу у толпы, заставляя считаться с собой и уважать себя. Только такой человек способен принять «мир во владение».   3. Лена Бессольцева в момент опасности не трусит и не прячется. Видя, что её друг боится сказать правду, не желая его унижения, Лена берет всю вину Димки Сомова на себя. Героиня повести «Чучело» выполнила главный завет Р. Киплинга.   4. Герой повести, Оленькин отец, пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью. Он анализирует события, свои мысли, свое поведение, свое отношение к дочери и окружающим и понимает, что воспитал поверхностную во всем, что касается человеческих взаимоотношений, эгоистку, никогда не считавшую себя частью коллектива, занятую только собственным величием.   5. Фрагмент знаменитой фрески – иллюстрация к повести «Чучело»: к Христу подходит один из его учеников, Иуда, чтобы его поцеловать. По этому знаку римские воины узнают Христа и возьмут под стражу.
Что такое уроки добра?     Можно ли унизить человека добротой?   Может ли человек совершить плохой хороший поступок?   1. Микеланджело, деталь фрески «Сотворение человека»     2. В. Г. Распутин, рассказ «Уроки французского» 1. Напряженная энергичная рука Бога – отца сейчас коснется пальцем слабой, безвольной руки человека, и человек обретет силу жизни.     2. Одиннадцатилетний герой рассказа – самостоятельный, ответственный человек, не привыкший получать что бы то ни стало даром от чужих людей. Поэтому все благодеяния Лидии Михайловны представлялись ему подачкой.   3. Ради того, чтобы мальчик взял деньги, Лидия Михайловна начинает игру в «замеряшки». Она совершает плохой хороший поступок, нарушая все этические нормы, кроме одной: не бросает своего ученика и воспитанника в беде.
«Я и мир»   Что в нашей жизни является вечным, а что преходящим?     Каковы взаимоотношения человека с миром?     Что входит в понятие «нравственный стержень»?     Есть ли ценности более дорогие, чем собственная жизнь?     Существуют ли на войне какие-либо нравственные правила, моральные нормы: оправдывает ли высокая цель любые средства её достижения?     1. С. Дали, картина «Архитектурное воспоминание».     2. М. Эшер, картина «Рука с отражающей сферой».   3. Д. С. Самойлов, стихотворение «Зрелость».   4. М. Шолохов, рассказ «Судьба человека».   5. В. Быков, повесть «Круглянский мост».     1.Жизнь человека недолговечна, человек мал и хрупок по сравнению с древним вечным миром.   2. Человек и хозяин мира, и его пленник. Отношение к миру – мерило нравственных ценностей человеческой личности.   3. Доброта и умение прощать – вот то мудрое и вечное, что должно переходить из поколения в поколение.   4. Андрей Соколов совершил подвиг нравственный: он морально не сдался врагу, хотя много раз смотрел смерти в лицо. Сила характера, умение взять на себя ответственность, любовь к товарищам, чувство собственного достоинства – вот что таится под «обычностью» этого героя, ставшего на многие годы олицетворением солдата Великой Отечественной войны.   5. «Вечное» - доброта и человечность – должно торжествовать над «преходящим» - войнами и прочими историческими катастрофами. В. Быков в повести опасается нравственной слепоты своих героев. Он хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильный нравственный выбор. Иначе они потеряют человеческое обличие.

Как видно из представленных таблиц, объектом внимания становится не только круг проблем произведения. Во второй графе таблицы рекомендуется упоминать произведения литературы со схожей проблематикой и произведения искусств. Чтобы достаточно наглядно показать, что большинство затронутых в литературе вопросов относятся к категории "вечных", переходящих из века в век, из поколения в поколение, примеры во второй графе таблицы располагаются согласно хронологии. Что касается "нелитературных" примеров, то трудно переоценить значение произведений искусства в эстетическом и нравственном воспитании. Недаром ещё Аристотель утверждал, что общение с искусством "очищает" человека, освобождает от дурного и наделяет прекрасным. В качестве аргумента произведение искусства является прекрасной иллюстрацией мыслей. Умение выявлять общую позицию (третья графа таблицы) – показатель того, что ученик достаточно образован и чуток, способен одновременно понимать "придуманность" художественного мира и его соответствие реальной жизни, вымышленность и глубокую правду, способен видеть преемственность в понимании основных духовных ценностей.

Одна из самых главных опасностей в работе учителя – бессистемность. Работу с таблицей необходимо проводить постоянно. Только тогда можно действительно добиться желаемого: научить ребят видеть главное, сравнивать, сопоставлять, делать глубокие обобщения. Это поможет успешно выдержать не только единый экзамен, но впоследствии и более сложные испытания, которые готовит жизнь.

 

Дейлова Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ Солнцевская СОШ, I категория, 26 лет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: