Физическое развитие младенца




МЛАДЕНЧЕСТВО

(до 1 года)

1. НОВОРОЖДЕННОСТЬ

 

Ребенок рождается и первым криком оповещает этот мир о своем появлении.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные

условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания.Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

 

Безусловные рефлексы новорожденного

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света   Шлепок по переносице   Хлопок руками возле головы ребенка   Поворот головы ребенка направо     Разведение локтей в стороны   Нажатие пальцем на ладонь ребенка   Нажатие пальцем на подошву ребенка   Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке   Укол булавкой подошвы   Поднимаем лежащего животом вниз ребенка Глаза закрываются   Глаза закрываются   Глаза закрываются   Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается   Руки быстро сгибаются   Пальца ребенка сжимаются и разжимаются   Пальцы ног сжимаются   Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются   Колено и стопа сгибаются   Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

 

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. На 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредотачивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-4-й неделе.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму (или другого близкого человека), останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

 

2. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

 

Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы. Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3-4 месяца. Активный интерес к цвету возникает позже, с 6 месяцев.

Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Движение и действия.

 

Физическое развитие младенца

Время появления движений Развитие моторики
1 месяц   2 месяца   3 месяца     4 месяца   5-6 месяцев   7 месяцев   8 месяцев   9 месяцев   10 месяцев     11 месяцев   12 месяцев Поднимает подбородок   Поднимает грудь   Тянется за предметом, но, как правило, промахивается   Сидит с поддержкой   Хватает рукой предметы   Сидит без поддержки   Садится без посторонней помощи   Стоит с поддержкой; ползает на животе   Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками   Стоит без поддержки   Ходит, держась одной рукой

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руки и т.п. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Тем не менее к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно сделать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: