Эссе на тему «Почему я хранитель года?» участников конкурса 2021.




 

Воробьёва Светлана Леонидовна
Государственное бюджетное учреждение культуры и искусства
Республики Башкортостан
Национальный музей Республики Башкортостан

 

Эссе я хотела бы посвятить не себе лично, а вообще профессии и призванию «хранитель музейных ценностей» и пишу его не из желания выиграть этот конкурс, а из желания обратить внимание на эту профессию и людей, которые отдали «лучшие годы расцвета своего профессионализма» на дело сохранения культурного наследия!

Когда я пришла в музей и подписала акт на ответственное хранение на 45 тысяч предметов основного фонда, я вообще имела смутные представления об учете и хранении музейных предметов и только со временем, благодаря наблюдательности за работой коллег из нашего музея и в процессе общения с коллегами из других музеев, поняла, насколько это трудная, интересная и зачастую абсолютно не понимаемая обществом профессия.

Когда говоришь постороннему человеку, что ты работаешь в музее, люди думают, что ты либо охраняешь экспонаты в залах, либо их протираешь в каких-то темных комнатах (как библиотекарь, книги от пыли), либо водишь экскурсии. А что в музее есть постоянная работа, которая еще и может «гореть», это для многих просто фантастика.

В едином квалификационном справочнике и профстандартах очень подробно расписано, чем должны заниматься хранители музейных ценностей, к ним предъявляются высокие требования – высшее профессиональное образование и стаж работы в музее от одного года. Но в большинстве музеев, где я была лично, хранители – это особая каста, которую либо боятся другие сотрудники, либо не воспринимают вообще. И это идет от руководства, потому что основная работа, которую требуют от музея все вышестоящие инстанции – посещаемость, мероприятия, выставки, финансы. Конечно, в крупных федеральных музеях, хранителям проще – там их работу, как правило, ценит руководство, потому что в таких музеях посетитель всегда приходит за экспонатом – оригиналом предмета и за «музейным брендом» и поэтому посещаемость зависит, прежде всего, от того, как музей сохраняет культурные ценности, от вида экспоната, а не от его представления. Конечно, эти музеи идут «в ногу со временем», меняя форматы, делая великолепные выставки, тем самым дают задел в развитии для всего музейного сообщества.

Но, основная масса музеев в нашей стране – это муниципальные музеи и государственные музеи краеведческого профиля, где формирование коллекций идет по принципу «что принесли» или «археология» (потому что ее много и она занимает меньше места в хранилище). Именно в таких музеях хранители – это люди, «которые мешают работать»:

- надо срочно вывезти экспонаты на очередной праздник на уличной площадке, а они говорят «на улице температурно-влажностный режим не соответствует инструкциям» (и никого не волнует, что на дворе октябрь) или «предметы основного фонда можно вывезти за пределы музея только через регистрацию в госкаталоге в разделе «сделки»;

- надо провезти мероприятие для слепых, а они говорят «предметы нельзя давать трогать руками»;

- надо снять фильм про тот или иной народ, а они «экспонат 19 века на себя надевать нельзя, а уж тем более в нем танцевать»;

- надо организовать открытое хранение, потому что так сказал учредитель, а они говорят «у нас нет места для обычного хранения, а вы про открытое, где мы это будем делать»;

- экспозиционеры приносят из дома предметы на выставку, а они (хранители) «в музее все экспонаты, даже на временных выставках должны быть учтены и вам надо описать предметы для передачи на временное хранение»;

- денег не выделяют, а они все время что-то просят (микалентную бумагу стоимостью в 15000 р. за рулон, бескислотный картон, оборудование для хранения и т.д.);

- надо сделать выставку завтра для высоких чинов, о которой узнали вечером накануне, а они опять не хотят – «за ночь не успеем подготовить экспонаты и документы по ним с актуальным описанием сохранности»;

- хранитель в отпуске, вспомнили про памятную дату и тут говорят – ну пусть Иванов В. зайдет в фонды, что найдет – возьмет, пороется в ящиках и стеллажах, а ему – опять «нельзя одному, входить в помещение, можно только комиссионно в составе трех человек, оформив акт вскрытия помещения»;

- экспозиционер возвращает экспонаты с выставки и искренне удивляется, что «этикетаж нельзя клеить на двойной скотч на предмет, как так?!»;

- надо срочно подобрать предметы на совершенно новую тему, к завтрашнему дню, а они «у нас горит госкаталог, сроки поджимают».

«Ох уж эти хранители, вечно они чинят препятствия и что-то там придумывают», «Вы все время говорите о госкаталоге и что у вас много работы – уже надоело» - именно такие фразы постоянно звучат в большинстве музеев России!

Это как вечный спор – «отцы и дети», «что первично, курица или яйцо», «что важнее в музее – экспонат или посетитель»! А учитывая, что сейчас появляется очень много интерактивных музеев, парков, экспозиционных площадок, где нет экспонатов, то спор этот неминуемо все чаще и чаще проигрывают экспонаты, а вместе с ними и те, кто «борется» в музее за их сохранность и популяризацию – хранители! Думаю, что баланс в этом вечном споре можно достигнуть – по своему опыту (около 10 крупных выставок сделала сама) и опытам коллег, знаю, что достойное сохранение предмета всегда возможно при достойной популяризации. Надо только этого захотеть. Подтверждение этому – музей археологического дерева в Свияжске (Республика Татарстан), например. В этом музее и экспонаты сохранены и представлены так, что там интересно любому посетителю – с любым уровнем знаний, подготовленностью, целями посещения. И такие музеи – яркий пример того, как надо относиться к экспонатам, особенно, к археологическим!

Работа хранителей, как ни кого, строго регламентирована в музеях нормативно-правовыми актами (законами, положениями, инструкциями, правилами и т.д.). Кто вообще эти люди?! Как правило, опять же из своего опыта, я вижу, что это очень специфическая категория музейных работников – никто так не вкладывает душу в свою работу в музее, как хранители. Они в большинстве своем не публичные люди, предпочитают кропотливую работу над экспонатами выступлениям, проведению мероприятий и т.д. И поэтому их работу никто не видит. Я встречала много людей, которые своей работой вдохновляют на «подвиги» - хранители, с экспонатами которых работать одно удовольствие – ведь, когда хранитель разобрался с источником поступления, составил несколько перекрестных каталогов, описей, предмет легко найти, его сохранности ничего не угрожает – это, и только это, основной показатель работы хранителя музейных ценностей! Высший пилотаж – это когда предмет еще и опубликован, но если это сделает и кто-то другой по материалам, собранным и систематизированным хранителем, ценность работы не пострадает.

Большинство из тех профессионалов, которых я знаю, никогда не захотят написать эссе и подать заявку на конкурс «хранитель года», но это не умаляет их заслуг перед российской культурой, только благодаря им, есть надежда, что большая часть культурного наследия все-таки пока еще будет сохранена.

Музей – это ПРЕЖДЕ ВСЕГО, экспонат и без экспоната у музея нет ни выставок, ни мероприятий. Конечно, я понимаю, что сейчас в первую очередь во всех музеях страны, главный – это посетитель и то, что он хочет. Но все-таки, надо не «опускаться до уровня масс», а с помощью просвещения «подтягивать массы» до уровня «интеллектуального общения к экспонатом», потому что экспонат (в том числе и нематериальное культурное наследие) – это уникальное явление истории, природы или культуры, которое может быть, конечно, скопировано, но не может быть воспроизведено теми же мастерами, материалами, с теми же чувствами и эмоциями, как появился сам экспонат! Кстати, в будущем, как мне кажется, логично появление хранителей нематериального культурного наследия, которое тоже надо фиксировать для потомков. Именно экспонат требует уважительного, бережного отношения к нему, сохранения, изучения и правильной популяризации, потому что сохранить, возможно только через изучение и достойную популяризацию. Например, если мы разбросаем по всему музею неорнаментированные стенки сосудов и будем их давать посетителям трогать, уносить с собой (это же массовый археологический предмет), мы никогда не сможем воспитать уважение к древним артефактам. А если мы будем в перчатках показывать и рассказывать о том, как именно люди делали сосуды 5 тысяч лет назад и то, что от них остались только эти уникальные немые свидетельства, у нас есть шанс задеть струны душ посетителей, тогда мимо этих «черепков» они не пройдут просто так, а принесут их в музей, если увидят у себя на огороде или в лесу.

Не представляю, как можно выбрать одного единственного хранителя года, особенно в масштабах страны! Мне кажется, в каждом музее есть свои хранители года, иногда даже «хранители десятилетия» и мы никогда не узнаем их имен.

Поэтому, хотелось бы перечислить только тех, кого я лично знаю и кто меня вдохновил, потому что я лично работала с предметами, которые они хранят или видела результаты их работы (буду перечислять только их должности на момент написания эссе, без имен): хранитель документального фонда Национального музея Республики Башкортостан, хранитель фондов драгметаллы Национального музея Республики Башкортостан, хранитель фондов металл, стекло керамика Национального музея Республики Башкортостан, главный хранитель Республиканского музея Боевой Славы (в Республике Башкортостан), главный хранитель музея-заповедника «Древняя Уфа» (в Республике Башкортостан), хранитель фондов драгметаллы и археология Научных фондов Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН.

Но одного человека особо отмечу – человек, которая около 50 лет проработала хранителем фондов археологии Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда. Это Останина Таисия Ивановна – археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики. Много лет назад она вместе с химиками изобрела ингибитор - раствор, благодаря которому сохраняется металл. Им обрабатывается не предмет, а коробка. Ее 25-летние наблюдения за предметами показали, что сохранность предметов остается в неизменном виде. К сожалению, ингредиенты для этого раствора уже не производят на заводах бывших советских республик, но, как мне кажется, только глубоко любящий свою профессию человек, мог изобрести этот ингибитор. Я видела организацию хранения, документацию в фонде – для меня это «вершина хранительской работы в археологических фондах»!

А что касается меня, то, наверное, о моей работе должны судить те, кто придет после меня в фонды археологии Национального музея Республики Башкортостан. И если им будет хоть чуточку легче, чем мне, понятнее, то тогда есть какой-то смысл в моей работе. Если мне удастся восстановить историю разных коллекций, описать их и сохранить для потомков – то только это может быть критерием оценки моей работы. А то, что я иногда пытаюсь популяризировать профессию через социальные сети (делаю это совершенно осознанно) – это, как мне кажется, не так важно и не имеет отношения к миссии хранителя в музее.

Да, к сожалению, сейчас в условиях меняющегося мира, у каждого хранителя есть миссия – сохранение через изучение и достойную популяризацию музейных предметов! Я эту миссию вижу по-своему – конечно не всегда она «доставляет удовольствие руководству» - это постоянные служебные записки, что мне надо одно, второе, третье, это споры на ЭФЗК о необходимости принятия очередных 1000 фрагментов лепных сосудов и объяснения день за днем, какую ценность они представляют, это и где-то покупка на свои деньги разных канцелярских товаров, отвоевывание помещений для фондов, личные уговоры разных узких специалистов (нумизматов, антропологов, археозоологов), чтобы они пришли и дали заключение о предметах, по которым я не специализируюсь, это постоянные общения с коллегами из других музеев и перенимание у них опыта – только так, на мой взгляд, можно чего-то достичь, хоть как-то приблизиться к тому времени, когда будет моральное спокойствие за то, что после меня будет легче!!!

Хранитель в музее – это только призвание и никак не иначе!

 

Конопляник Елена Ивановна
МУК «Музей истории и археологии г.Надыма»

 

Конопляник Елена Ивановна, главный хранитель музейных предметов МУК «Музей истории и археологии г.Надыма». Моя позиция – в здоровом теле – здоровый дух. Я не просто хранитель, а хранительница домашнего очага. Замужем, двое детей. Люблю спорт. Принимаю участие в спортивных соревнованиях среди трудовых коллективов по лыжным гонкам в городе Надыме. Участвую в ежегодной акции «На работу – на велосипеде», участвую в велопараде, посвящённому дню молодёжи.

Оглядываясь на события 13 летней давности… Мой профессиональный путь привёл меня в фонды еще в студенческие годы. Так случилось, что ещё, будучи студенткой, я пришла работать в музей моего города, в котором родилась и выросла. Выросла с хранителя фондов до главного хранителя музейных предметов, общий стаж работы в музее насчитывает более 13 лет. Пройдя собеседование, узнав о пыльной работе (имея аллергию на пыль, и мех животного оленя), не испугалась и пришла познавать для себя неведанное и неизвестное. Так как первое высшее образование у меня гуманитарное. В музее время течет по-своему. Жизни людей проходят, а предметы старины остаются. За время работы сменились многие сотрудники, и руководство. Сталкивалась со многими трудностями (маленькая зарплата, работы по учету и хранению столько, что не хватало 24 часа в сутки и др.), и проблемами (работая на голом энтузиазме) преодолевала их, путём самообразования, командной работе, поддержки руководителя. Позднее прошла обучение в области музееведения.

С июня 2008 года только узнавая о специфике своей должности, мне интересно было начинать свою деятельность с археологической коллекции и узнавать о событиях, произошедших много-много лет назад. Через 6 лет была переведена с должности хранителя фондов на должность главного хранителя. Одна из самых незаметных для посетителей профессий и очень важная для музея. За время моей трудовой деятельности проведена работа по сохранению экспонатов. Составлены заявки и сметные расчеты в муниципальные и окружные программы. На основании составленной заявки в 2017 году проведена реставрация музейных предметов коллекции «Археология» специалистами (реставраторами) Свердловского областного краеведческого музея. Проведена работа по занесению учетных записей в автоматизированную музейную программу «КАМИС5». На 01 декабря 2021 года в информационную базу данных внесено 13 004 музейных предметов, что составляет 100 %. (внесение музейных предметов в базу данных, внесение цифровых изображений, внесение в электронные формы учётных документов). Проведена работа по включению предметов в Реестр музейных ценностей, приобретённых за счёт Окружной долгосрочной целевой программы «Культура Ямала», находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа. Получены Свидетельства регистрации о включении в реестр музейных ценностей. Проводится работа по внесению сведений о музейных предметах в Госкаталог Музейного фонда РФ. На 01 декабря 2021 года внесено 97 %. Являюсь председателем экспертной фондово-закупочной комиссии музея. Размещаю фотоматериалы музейных предметов, мероприятий, популяризирующих фондовые коллекции музея на официальном сайте учреждения, социальных сетях Вконтакте, одноклассники ежемесячно. Выхожу в эфиры онлайн по ознакомлению с нашей профессией, и с нашими коллекциями. Готовлю информацию для СМИ, для публикации в журналах и газетах. Провожу музейные занятия «Чай, чаёк, чаёчек», «Тайны старого сундука» из цикла «Из музейной кладовой». Цикл направлен на популяризацию фондовых коллекций музея. Принимаю участие в различных мероприятиях, проводимых на базе музея и за его пределами. Среди них - подготовка и участие к акциям «Куда приводят мечты», «Квест игра - Музейный дозор», «Кинокросс». Работаю по организации передвижных выставок «Музей – людям!» в посёлки Надымского района, в «Приуральском районном краеведческом музее» с. Аксарка, и «Мы помним…» в ДШИ №1 г. Надыма. В 2017 году включена в молодёжный кадровый резерв Администрации муниципального образования Надымский район.

Познать прошлое нам помогает Музей. В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Понимание настоящего невозможно без знания прошлого. Проводником между прошлым, настоящим и будущим является Хранитель –Музея! На данное время в фондах нашего музея собрано и бережно хранится более 12 тысяч музейных предметов. Не каждый может стать главным хранителем фондов. Нужны определенные человеческие качества характера: усидчивость, аккуратность, терпеливость, порядочность, ответственность, интерес к изучению и описанию экспонатов. Работа хранителя очень разноплановая. Работа действительно важна и нужна – мы сохраняем то ценное, что рассказывают о нашей истории и людях. В заключении про свою удивительную профессию, считаю себя - хранителем года!

 

Лаврик Виктория Юрьевна
МБУК «Быстринский районный этнографический музей»
Камчатский край, Быстринский район, село Эссо

 

Когда я училась в университете, то над моей специальностью «Музейное дело и охрана памятников» мои ровесники подшучивали: «Что будешь под памятником стоять и охранять его?». А теперь я главный хранитель фондов, и действительно, каждый музейный предмет я охраняю и забочусь о нем.

Хранитель для меня – это не должность, а неотъемлемая часть моей жизни.

Овладеть этой профессией сразу конечно же не получится. Нужны годы кропотливой работы, изучение литературы и различных источников и до сих пор я учусь и совершенствуюсь.

Я считаю, что наша специальность несправедливо остается в тени. Мы знаем писателей и журналистов, известных историков и искусствоведов, а как же хранители музея? Как часто мы слышим о них?

Хранитель музея должен обладать несколькими важными для этой профессии качествами: быть образованным, дисциплинированным, высоконравственным, усидчивым и с большой жаждой познавать новое, получать знания, развиваться.

Не нужно считать хранителя музея – кладовщиком. Эта специальность очень глубокая, творческая, требующая специальных знаний. Ведь только задумайтесь, сколько всего зависит от музейного хранителя? Все те экспонаты, которые вы видите в музее, увидят ваши дети и внуки, правнуки и т.д. – это все благодаря ежедневному, кропотливому труду хранителя. Наша задача – сохранить ценнейшие предметы из прошлого так, чтобы каждый желающий мог окунуться в другую эпоху, почувствовать ее атмосферу, представить себя в той эпохе, и чтобы все эти предметы благополучно перешли в будущее!

А как много музейный хранитель делает для кинематографа и литературы! Откуда писатель, сценарист или режиссер может узнать, как выглядит одежда или предметы интерьера? Только из музея!

Я счастлива, что вот уже 9 лет я работаю по специальности. Мои личные качества, любовь к порядку тесно переплелись с моей работой. Я люблю порядок в работе, люблю, когда найдено оптимальное место хранения, музейный предмет систематизирован и атрибутирован.

Какой восторг я испытываю, когда новым музейным предметом пополняется коллекция музея. Музейные предметы - живые, могут многое рассказать и за каждым из них стоит человек со своей интересной историей, его судьба.

На мой взгляд, самое интересное в работе хранителя то, что мы - хранители оберегаем предметы прошлого, достойно храним и заботимся в настоящем, для того, чтобы передать их в будущее.

 

Нахлави Светлана Виталиевна
Коммунальное учреждение
«Художественный музей «Арт-Донбасс»
города Донецка»

 

Меня зовут Светлана Нахлави, я – главный хранитель фондов Художественного музея «Арт-Донбасс», г. Донецк (ДНР). Узнав о конкурсе «Хранитель Года – 2021», я решила принять в нём участие, чтобы иметь возможность рассказать о нашем молодом, но заслуживающем внимания музее. Я, как и все мы в «Арт-Донбассе», очень любим наш родной музей и стремимся сделать это пространство важнейшим культурным центром Донецка, интересным и популярным местом притяжения для художников и посетителей.

«Арт-Донбасс» был открыт в августе 2011 года, в День Шахтера, как подарок любимому городу в главный праздник угольного Донбасса. Тогда он был современным художественно-выставочным центром. Его открытие вызвало большой резонанс среди донецких любителей изобразительного искусства, а я, наблюдая за церемонией открытия, мечтала работать в этом замечательном месте. И моя мечта сбылась! С 2015 года и по сей день я – часть дружного и невероятно талантливого коллектива «Арт-Донбасса» во главе с бессменным директором Екатериной Калиниченко.

Существуют музеи с многовековой историей, чьи богатства бережно хранили и передавали друг другу не одно поколение хранителей. А мне выпала честь стать первым хранителем фондов новорождённого музея в 2017 году, чья коллекция произведений искусства была собрана буквально на моих глазах, с первых полотен, переданных музею. Наша музейная коллекция началась с пяти картин кисти донецкого художника Евгения Грейлиха, совершившего героический поступок во имя искусства (он прятал во время фашистской оккупации от разграбления несколько картин старых русских мастеров, сохранив их для нас). А наша старейшая работа этого мастера называется «Завод восстанавливается», она написана в 1943 году... Теперь «Арт-Донбасс» обладает обширным собранием произведений художников Донбасса, которое, благодаря авторитету нашего музея в творческой и зрительской среде, постоянно растет. Особенно хочется отметить, что все работы, составляющие фондовую коллекцию музея – это дары художников Донбасса и их семей, теперь они - культурное достояние нашей Республики. Мы видим нашу миссию в популяризации изобразительного искусства Донбасса и используем все возможности, чтобы рассказать о талантливых мастерах широкой аудитории. Например, на радио «Республика» (99.ФМ) уже третий сезон в эфир выходит программа «Пойдем в музей!», посвященная художникам Донбасса. Я тоже принимаю участие в этом цикле радиопередач в качестве эксперта.

Быть первым – всегда немного страшно… Нужно изучать законодательную базу, инструкции, материалы, безошибочно заполнять инвентарные книги, акты. Бесценные советы коллег из других музеев, посещение профильных лекций помогли мне в освоении новой специальности. Важной вехой в профессиональном развитии для меня стал 2018 год. Я прошла обучение для хранителей фондов при Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга. Лекционные и практические занятия курса, посвященные учету движения экспонатов внутри и вне музея, оценке, оформлению документации для новых поступлений позволили расширить знания в сфере музейного дела. Пройдя путь от экскурсовода до главного хранителя, я каждый день продолжаю узнавать что-то новое в профессии, я расту вместе с «Арт-Донбассом». Сейчас я – главный хранитель в нашем музее и пока– единственный. Но я с большим вниманием присматриваюсь ко всем молодым сотрудникам - начинающим музейщикам, пытаюсь разглядеть в ком-то из них моего помощника и преемника, будущего хранителя фондов ХМ «Арт-Донбасс». Ведь доверить все то, что тщательно и с любовью было собрано нами всего за четыре года, и все то, что значительно расширит нашу коллекцию (в этом я не сомневаюсь!) в будущем, можно доверить только тому, кто искренне влюблен в безграничный талант людей родного края, нашего Донбасса!

Произведения искусства не стоят в запасниках «Арт-Донбасса», они постоянно экспонируются, радуя посетителей. Напряженность нынешнего военного конфликта в Донбассе, к несчастью, сохраняется, но наш музей ни на минуту не прекращал свою работу. Творческим итогом первого десятилетия «Арт-Донбасса» в августе нынешнего года стала большая юбилейная выставка «Квинтэссенция АРТа», на которой было представлено около трёхсот предметов основного фонда. Многие из произведений выставки, охватывающей восьмидесятилетний период творчества художников Донбасса, гости музея увидели впервые. Десять лет для музея – совсем немного. Я верю, что в «Арт-Донбассе» будет крупнейшее собрание произведений изобразительного искусства художников нашего края, а мы приложим максимум усилий, чтобы преумножить коллекцию и сберечь её для потомков. И показать художественное достояние Республики в других странах!

Для справки: Художественный музей «Арт-Донбасс» находится в Донецке, (Донецкая Народная Республика). Он расположен у подножия монументу «Твоим освободителям, Донбасс!». На данный момент музеем подписано 17 Соглашений о сотрудничестве с музеями Российской Федерации и Договор о сотрудничестве с Советом музеев Приволжского федерального округа. Современное выставочное пространство ХМ «Арт-Донбасс» составляет 1500 м² и позволяет экспонировать одновременно около полутысячи картин. Ежегодно в «Арт-Донбассе» проходит от 50 до 70 экспозиций.

 

Павленко Игорь Анатольевич
ГБУК «Белгородский государственный историко-художественный
музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»

Мне посчастливилось работать в одном из основных музеев Белгородского региона – музее-диораме «Курская битва. Белгородское направление». Я считаю – что мне повезло. Потому, что занимаюсь интересной, важной во всех отношениях и необходимой во все времена работой. Хранение истории прошлого страны, региона, людей – это в каком-то плане формирование будущего, воспитание и образование подрастающих поколений, и самое главное - хранение памяти прошлых поколений наших сограждан и земляков, их деяний, вклада в развитие общества и государства, и просто их героического военного, трудового и жизненного подвигов. Прожить достойно жизнь в нашей стране в любое время и при любом политическом режиме – это уже подвиг.

ГБУК «Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» был открыт 4 августа 1987г. Крупнейшая в РФ и Европе. Диорама «Огненная дуга» запечатлела события встречного танкового сражения 12 июля 1943 года в районе посёлка Прохоровки. Созданный по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, за прошедшие десятилетия музей стал центром патриотического воспитания жителей Белгородчины. Ежегодно его посещают более 150 тыс. человек.

В музее успешно работала постоянно действующая экспозиция «На земле опалённой» (В настоящее время у нас капитальный ремонт здания, предстоит реэкспозиция и реставрация диорамы «Огненная дуга»). Нам выделено дополнительное здание, где мы продолжаем осуществлять свою музейную деятельность по всем направлениям. Коллективом проводится активная выставочная работа – ежегодно вниманию гостей и жителей Белгородчины предлагаются новые выставочные проекты с участием ведущих музеев и архивов страны – Центрального музея Вооружённых Сил (г. Москва), Военно-медицинского музея (г. Санкт-Петербург), Российского государственного архива кинофотодокументов (г. Красногорск Московской области), а также музеев и архивов области.

Что касаемо меня – моя биография достаточно проста, как и у многих граждан нашего государства и нашего времени: в 1986 г. закончил историко-филологический факультет Белгородского государственного педагогического института имени Михаила Степановича Ольминского по специальности: «История, обществоведение и английский язык». Трудовую деятельность начал в 1986 г. в Афанасовской средней школе Корочанского района Белгородской области в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, учителя истории, обществознания и английского языка. С 2003 года, после переезда на постоянное место жительства в город Белгород, служу в музейной сфере делу сохранения истории и памяти. В 2007 г. прошёл обучение в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ, г. Москва) по теме «Научно-исследовательская деятельность», в 2012 г. там же по теме «Учётно-хранительская деятельность», в 2020 г. – в АНО ВО «Национальный институт дизайна» по теме «Государственный учёт и временный вывоз музейных предметов» (МК РФ). Выполняю практически все виды общемузейных работ. Кроме этого - являюсь председателем Реставрационного совета; принимаю участие в работе ЭФЗК; участвую в работе комиссий по сверке музейных предметов фондовых коллекций и инвентаризации оружия номерного учёта; с 2007 г. по 2020 г. участвовал в работе комиссии при Губернаторе области по комплексной ревизии культурных ценностей в музейном фонде РФ и хранящихся в музеях области.

 

С 2011 года мне на ответственное хранение была передана музейная коллекция «Техника и оружие» (ТО). Коллекция небольшая, на данный момент всего 741 единица хранения. Но она очень важна для нашего музея, поскольку он посвящён завершающей битве коренного перелома в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. - Курской битве, которая проходила с 5 июля по 23 августа 1943 года. И поэтому военная техника, оружие, боеприпасы и много другое из коллекции ярко и реалистично иллюстрируют события военного времени.

Особенность этих музейных материалов состоит в том, что они одновременно являются составной частью Музейного фонда Российской Федерации и профильными музейными экспонатами по военной тематике, наиболее привлекающими интерес и внимание посетителей.

Начало комплектования коллекции «Техника и оружие» музея-диорамы относится к 1988 года. Первые макеты оружия были приняты в мае 1988 года. Им были присвоены первые номера по книгам поступлений основного фонда. Это были четыре пистолета-пулемёта системы Шпагина образца 1941 г. (ППШ-41) (КП 2,3,4,5; ТО 1,2,3,4) и две винтовки системы Мосина образца 1891-1930 гг. (КП 6,7; ТО 5,6), ручной пулемёт системы Дегтярёва образца 1927 г. (РПД – 27) (КП 8, ТО 7), 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3 образца 1942 года (КП 10, ТО 9), мотоцикл «Урал» М-66 (КП 9, ТО 8) и автомобиль «Москвич - 401» (КП 11, ТО 10). Данные предметы и заложили основу коллекции «Техника и оружие» музея-диорамы. Они были скомплектованы во время работы художниками-баталистами студии военных художников им. Грекова (г. Москва) над созданием художественного полотна диорамы и натурного плана. Вышеперечисленные музейные предметы находятся на натурном плане перед художественном полотном с целью экспонирования с первых дней деятельности музея.

В эти же годы музею был передан ряд единиц бронетехники, составивший основу внешней экспозиции музея-диорамы: ИС-3, ИС-3 — в\ч 52299 г. Курск (май 1986 г.); САУ-152, САУ-СУ-100, ИС-2 — в\ч 52682 г. Москва (апрель 1986 г.); Е- 34-85 — в\ч 42717 г. Артёмовск, Донецкая область (апрель 1986 г.); БМ-13 «Катюша» — в\ч 27898 г. Белгород (май 1986 г.); 160-мм миномёт обр. 1943 г. — в\ч 64176 Московский военный округ (май 1986 г.). Макет самолёта ЛА – 5 изготовлен в натуральную величину на Харьковском авиационном объединении и передан 5 мая 1989 года.

В 1990-е годы и первые десятилетия 21 века процесс накопления оружия и боеприпасов усиливается в основном за счет экспедиций, проводимых научными сотрудниками музея в районах Белгородской области и пожертвований-поступлений от частных лиц. Определённое количество предметов были переданы членами Белгородской региональной организации «Историко-патриотическое объединение «Поиск» (руководитель – Андреев И.И.) и Военно-исторического клуба «Высота» г. Белгород) (руководитель – Мазниченко С.Н.). Часть предметов коллекции была передана сотрудниками подразделений МЧС по Белгородской области. Необходимо отметить, что подавляющее большинство предметов были найдены на местах боёв периода Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. на территории современной Белгородской области.

Помимо поступлений от общественных организаций и частных лиц, коллекция «Техника и оружие» пополнялись за счёт закупки в специализированных магазинах городов РФ (Москва, Белгород, Воронеж и др.) и у коллекционеров.

За 34 года существования музея-диорамы было собрано значительное для нас количество разнообразных по тематике музейных предметов, составляющих основу коллекции.

Коллекцию «Техника и оружие» можно условно разделить на следующие группы с определением процентного соотношения:

- Бронетехника, техника, артиллерийские орудия - 3 %;

- Стрелковое оружие - 7 %;

- Холодное оружие - 5 %;

- Боеприпасы (патроны, гильзы, магазины, снаряды, мины …) - 71 %;

- Техническое оборудование, приборы - 3 %;

Таким образом, основную часть, почти 71 % коллекции составляют боеприпасы, но, к сожалению, их представление фрагментарно.

В результате многолетней собирательской работы научных сотрудников музея-диорамы коллекция «Техника и оружие» превратилась в собрание основных видов оружия, боеприпасов РККА и Вермахта периода Великой Отечественной войны, образцы которых так же использовались воюющими сторонами и в летней военной операции 1943 года на Курском выступе. Коллекция активно пополняется и в последние годы.

 

По своей внутренней сути я мирный человек. Я не мог и не могу понять – зачем человек, декларируя себя мирным существом, создаёт огромное количество оружия, для того чтобы убить себе подобного. В принципе, я не приемлю оружие и его использование. Но, с другой стороны применение оружия необходимо для защиты себя лично, своих близких, своей Родины. Так и было во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и мы храним и экспонируем, таким образом оружие победителей фашизма или другими словами – оружие Победы. И поэтому, не случайно внешняя экспозиция музея так и называется – «Оружие ПОБЕДЫ».

Ещё предметы коллекции связывают лично меня, представителя старшего поколения с моими родными, воевавшими на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Со стороны мамы в войне принимали участие её четыре родных брата: двое вернулись, двое погибли (один в конце апреля 1945 года уже в Германии). Со стороны отца воевали его отец - мой дед и старший брат - оба погибли. И иногда при осмотре предметов коллекции, мне представляется, что с такой же винтовкой или карабином системы Мосина шёл в атаку мой дед, такой же пистолет-пулемёт системы Шпагина или системы Судаева был у моих родных дядей. А шит станкового пулемёта Максима возможно спас жизнь одному из моих дядей, приняв вражескую пулю или осколок гранаты на себя. И в результате этого - память о моих близких подталкивает меня ещё более ответственнее и внимательнее относится к хранению предметов вверенной мне коллекции.

И вот с такими убеждениями и настроем я стараюсь добросовестно и ответственно хранить вверенную мне коллекцию на протяжении десяти лет. И только хранители музейных предметов знают не понаслышке как это трудно. Необходимо не только вести правильно и в срок учётно-хранительскую документацию в соответствии с требованиями, сейчас уже «Единых правил…», но создать и поддерживать микроклимат и условия для того, чтобы музейные предметы, вверенные вам, сохранились как можно дольше, можно даже сказать смело – на века.

А если у вас комплексное хранение? Или проблемы с организацией обеспечения светового и температурно-влажностного режимов. В таких условиях хранитель музейных предметов заботится о коллекции как о части своей жизни. Я уверен, что проработавший более 10 лет хранитель, испытал на себе и на музейных предметах все классические тяготы хранительской работы и заботы (суровых будней) (не буду писать о тазиках с водой, о клеёнке при «потопах» и об изменении влажности не туда куда положено; о санитарных днях; о ежегодных по окончанию года плановых сверках наличия и о не плановых при изменении ситуации в стране; о первых признаках «болезни» предмета и твоём желании ему помочь (хорошо - если есть в музее реставратор, у нас – есть к счастью). Это возможно и надо пройти хранителю музейных предметов и понять – что всё-таки мы выполняем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: