Уголок покупателя
Уголок потребителя регулируется двумя нормативными документами — это Закон РФ «О защите прав потребителей» (Статья 8–10) и Правила продажи отдельных видов товаров (Пункт 10). Однако в данных актах название «уголок потребителя» отсутствует, но указывается что в нём должно быть.
Уголок потребителя должен быть расположен в местах розничной торговли, а также оказания услуг населению. В нём должен быть выставлен определенный набор документов.
Полный перечень документов в законе нигде не определён, но это может стать причиной споров с контрольно-надзорными органами.
Сам по себе уголок потребителя должен представлять собой стенд, стеллаж или иную конструкцию позволяющую клиенту ознакомиться с документами на основании которых осуществляется деятельность организации или ИП, а также с законами и правилами, защищающими права потребителей. Данный уголок потребителя должен размещаться в заметном и легко доступном месте. Клиенты должны иметь возможность беспрепятственно подойти к нему и ознакомиться с представленными материалами.
Перечень документов уголка потребителя
Согласно действующему законодательству Российской Федерации в уголке потребителя для ООО и ИП должен быть представлен следующий пакет документов:
1. Копия закона РФ „О защите прав потребителей“, лучше во избежание нареканий со стороны контролирующих органов помещать там официально изданные брошюры. Купить их можно в любом книжном магазине.
2. Лицензия на определенный вид деятельности, либо заверенная копия.
3. Свидетельство о регистрации, либо заверенная копия.
4. Копия заключения Роспотребнадзора о соответствии товаров и услуг санитарным требованиям.
5. Книга жалоб и предложений. Надо отметить, что ее-то как раз необязательно выставлять непосредственно на стенде, однако если она хранится у продавца или приемщика, в уголке потребителя должно быть об этом написано. Она предоставляется любому желающему по первому требованию, мешать делать записи запрещено. К оформлению предъявляется список требований, который выглядит следующим образом:
· книга прошивается, все страницы имеют нумерацию;
· содержится подробная информация о собственнике бизнеса;
· предоставление книги происходит после первого требования;
· повысить уровень доверия можно простым способом. Достаточно поместить ее на информационном стенде, на самом видном месте;
6. Правила пожарной безопасности и план эвакуации при пожаре. Их можно оформлять в виде отдельного стенда, однако рекомендуется объединять с уголком потребителя.
7. Номера телефонов экстренных служб, а также телефоны и адреса организаций, осуществляющих контроль за деятельностью, осуществляемой ИП или фирмы. Эта информация важнее всего — не случайно ее размещают не только в магазинах, но даже в маршрутных такси. Также журнал проверок с отметками органов.
Помимо основного перечня документов существуют дополнительная документация не регламентированная законодательством, однако которую могут затребовать контролирующие органы:
1. Прайс-лист по предлагаемым товарам и услугам.
2. Правила осуществления бытовых услуг.
3. Режим работы фирмы.
4. Правила продажи отдельных товаров, а также оказания услуг общественного питания в зависимости от деятельности.
5. Определенные законодательством льготы (ветераны ВОВ, инвалиды и т. д.), а также условия обслуживания некоторых категорий населения.
6. Информация связанная с некоторыми видами товаров, такими как алкоголь, табачная продукция и т.д.
7. Адрес и номер телефона местного отдела по защите прав потребителя.
Также для индивидуальных предпринимателей могут потребоваться:
1. Свидетельство о регистрации в налоговой инспекции в качестве ИП.
2. Свидетельство о присвоении ИНН.
Ответственность за нарушение правил оформления уголка потребителя
В случае нарушения правил оформления уголка потребителей, предпринимателей может ожидать ответственность согласно Статье 14.5 Административного кодекса РФ.
Нарушениями считаются отсутствие установленных документов, информации об изготовителе, продавце, либо любой другой информации необходимой и предусмотренной законодательством РФ.
Штрафы за подобное нарушение могут быть:
1. Для граждан от 1500 до 2000 руб.
2. Для должностных лиц от 3000 до 4000 руб.
3. Для юридических лиц от 30000 до 40000 руб.
Штрафные санкции применяются даже в том случае, если стенд с необходимой информацией имеется, но к нему затруднительно подойти для ознакомления с документами
Оформление уголка покупателя
Конкретных указаний на то, где должен располагаться и как выглядеть уголок покупателя в законе не указывается, однако есть общие критерии для его оформления. В данном случае можно ориентироваться на требования Роспотребнадзора:
1. Для размещения стенда лучше выбирать самое обозреваемое место, являющееся доступным для любого желающего ознакомиться с информацией.
2. Документация должна легко извлекаться из ячеек.
3. Текст закона категорически запрещено вкладывать в распечатанном варианте, взятом из сети интернет–это должно быть печатное издание.
4. К грубому нарушению относят неверную трактовку закона.
5. Соблюдаются условия к беспрепятственному доступу посетителей к уголку потребителя.
Специальных требований к внешнему виду нет. Главное – доступность для каждого посетителя, возможность желающим беспрепятственно подойти к стенду и ознакомиться с интересующей информацией.