Предмет и задачи психологии развития.




Психология развития – раздел психологии, в котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.В качестве объекта может выступать психика человека, а предметом является развитие психики в онтогенезе.Чтобы объяснить и описать процесс психического развития человека исп-ся 4 осн. категории: развитие, созревание, рост, становление. Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных образований психики и поведения человека. Необратимость – способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над уже имеющимися. Направленность – способность сис-мы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Закономерность – способность сис-мы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Созревание – процесс, зависящий от индивидных (унаследованных) св-в чел-ка и состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида орг-ма, но и его сложности, организации и функций. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Становление – созревание и рост, развитие навыков, усовершенствование ф-ций; – саморазвитие чел-ка. Формы развития:1. филогенез – эволюционное развитие2. антропогенез – развитие психики в процессе истории, историческое развитие чел-ка3. онтогенез – развитие человека на протяжении его жизни.

4. актуалгенез – разворачивание какой-либо ф-ции в данный момент (напр. формир-е образов восприятия) Сферы развития: психофизическая, психосоциальная, когнитивная. Цели псих. развития = направленность Факторы психического развития: 1. наследственность- генотип- фенотип 2. Среда 3. активность личности Задачи, которые решает возрастная психология: 1. Описание, феноменология возраста – описание того как выглядит поведение ребенка на каждом этапе 2.Обоснование категории «возраст» и построение периодизации психического развития. 3.Определение факторов и причин психич. развития. 4.Выявление закономерностей и механизмов психического развития. 5.Разработка норм психического развития

 

2. Возраст и возрастные категории

Возраст – категория психологии развития, обозначающая исторически изменчивые, хронологически и символически фиксированные интервалы онтогенетического развития индивида (эпохи, стадии, фазы). Понятие возраста выводится из конкретной теории развития и принципов его периодизации. Обычно выделяются: младенчество (от рождения до 1 года);ранее детство (1-3 года); дошкольный возраст (3-6/7 лет); младший школьный возраст (6/7 – 11/12 лет); отрочество (подростковый) (11/12 – 15/17 лет); юность (15/17 – 19/21 лет); молодость (ранняя взрослость) (19/21 – 25/30 лет); зрелость (средняя взрослость) (25/30 – 55/60 лет); старость (поздняя взрослость) (от 55/60 лет …)

. Виды возрастов: физический; биологический; социальный; Психологический

Психологический возраст культурно и исторически обусловлен. Культурно-историческая обусловленность возраста проявляется в том, что его содержание различно в примитивных и современных цивилизованных обществах. С развитием культуры общества происходит удлинение периода детства. Особое значение для психологии развития имеет понятие «нормы развития». Выделяют следующие нормы развития: среднестатистические; социокультурные; индивидуально-личностные; комбинированные (представление о норме не как о среднем, а как о том лучшем, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях).

В соответствии с возрастными периодами выделяют следующие разделы в психологии развития: внутриутробного развития, дошкольника, младшего школьника, подростка, юности, взрослости, геронтопсихология.

 

3. Основные закономерности психического развития человека

- Неравномерность – неодинаковость темпа и направленности психич. развития отдельных ф-ций, процессов, св-в. Выделяют стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида. - Гетерохронность – разновременность, несовпадение во времени, асинхронность фаз развития отдельных органов и функций (формирование характера, мышления). - Неустойчивость развития – проявляется в том, что есть периоды постепенного развития – литические, и есть кризисы. В крит. пер. происходит быстрая перестройка психики, всей личности. - Сензитивность. Выделяются Сензитивные периоды развития – период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию). - Кумулятивность означает, что результат каждой предшествующей стадии развития включается в следующую, определенным образом трансформируясь. Например, развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления – каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя. - Дивергентность / конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция‚ сыертывание‚ с другой стороны.

 

4. Организация исследования в психологии развития. Экспериментальный план исследования.

Принцип объективности: Полученные выводы не должны зависеть от личных особенностей и пристрастий исследователя, должны быть получены в рез-те применения научного метода исследования, основы на использовании методов, адекватных предмету исследования.. Проведение исследования включает 4 этапа: 1. постановка проблемы исследования. При этом проблема должна быть сформулирована конкретно при помощи научных понятий 2. формулировка гипотез 3. проверка гипотезы (сбор данных, стат. обработка данных, содержательная интерпретация данных) 4. формулировка выводов. Экспериментальный план исследования – выбор исследователем условий исследования, испытуемых, методов измерения и анализа данных при изучении психического развития, позволяющий упорядочить сбор данных и структурировать полученную инф-цию.. Виды условий: лабораторные и естественные.

Типы экспериментальных планов исследования: 1. лонгитюдный план (метод) – одних и тех же испытуемых изучают на протяжении длительного времени.2. метод поперечных срезов – представители разных возрастных групп сравниваются между собой.3. комбинированный – люди разных возрастных групп наблюдаются на протяжении установленного времени.

 

5. Эксперимент в психологии развития

Даёт возможность целенаправленно вызвать то или иное изучаемое явление. Разновидности эксперимента: - констатирующий (констатация состояний, функций личности) - формирующий (моделируются условия развития функции): изучаемое явление формируется (моделируется) в процессе проведения эксперимента, что позволяет актуализировать логику и факторы его развития. Одной из форм экспериментального метода является тестирование. Тесты представляют собой стандартизированные задания, предназначенные для выявления тех или иных характеристик психического развития. Преимущества метода тестирования: 1) возможность определения нормы развития 2) возможность проведения повторных сравнительных испытаний 3) возможность одномоментного сбора большого объема материала и обследования большого количества испытуемых 4) не требует длительной специальной подготовки. Выделяются тесты достижений и способностей, метод самоотчета, проективные методы.

 

6. Опросные методы и тесты в психологии развития

Методы исследования педагогических процессов, основанные на получении вербальных (словесных) откликов от его участников на применяемые воздействия, называются опросными. Они осуществляются с помощью особых приемов (исследовательского инструмента) - бесед, интервью, анкет, тестов. Достоинствами опросных методов являются: 1)быстрота получения информации, 2)возможность получения информации в широких пределах заданной тематики, 3)возможность математической обработки полученной информации, 4)сравнительная легкость получения большого количества данных. Различают: 1)сплошной и выборочный, 2)индивидуальный и групповой, 3)очный и заочный, 4)гласный и анонимный опросы. Общие требования к опросным методам: соответствие вопросов целям и задачам исследования; адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов; нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов; доступность и понятность вопросов; самостоятельность ответов; доверительная психологическая обстановка при опросе. Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых. Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. По форме вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые, прямые и косвенные. При закрытом вопросеиспытуемый должен выбрать ответ из числа предложенных (включающих вариации содержания, качественных признаков, степени интенсивности, удовлетворенности или комбинацию этих вариаций). При открытом вопросе ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Такие анкеты труднее поддаются обработке, но зато содержат иногда большую информацию, чем закрытые. Применяются анкеты с комбинацией открытых и закрытых вопросов. В профессионально составленных анкетах предусматривается (в целях надежности) дублирование одного и тогоже вопроса в разных вариантах (прямой и косвенной вопросы). Если ответы противоречат друг другу, они отбрасываются как недостоверные. Тест представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале.
Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают: интеллектуальные тесты, тесты достижений, тесты специальных способностей, личностные тесты, тесты интересов, тесты, диагностирующие межличностные отношения.

 

7. Качественные методы исследования и диагностики психического развития

Задания для качественного эксперимента могут быть те же, что и для количественных методов. Вопрос в интерпретации полученных данных, а не в их содержании.

Диагностика психического развития – система исследовательских методов, направленных на определение реального уровня психического развития, достигнутого ребенком. Помимо результатов развития необходимо выявить также созревающие психические процессы, что выявляется в определении зоны ближайшего развития. Определение актуального уровня развития и ЗБР – две задачи возрастной диагностики – называют нормативной возрастной диагностикой. В результате проведения возрастной диагностики выявляются различные показатели психического развития: 1) развитие познавательной сферы 2) формирование системы личностных отношений 3)овладение системой практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной творческой деятельности. Характеристика психического развития человека строится в соответствии с эмпирическими проявлениями его показателей. Эмпирический предмет психологического изучения – психологический факт. Выделяют следующие типы психологических фактов: 1) физический и умственные действия (например, как ребенок пытается достать игрушку, находящуюся вне поля его досягаемости) 2) речь ребенка: активный и пассивный словарь, разговорчивость, темп и ритм речи 3) социальное поведение: установление контакта, социальная активность, уверенность. Решительность. Настойчивость.

 

8. Задачи возрастно-психологической диагностики и понятие психологического диагноза. Этика научного исследования.

Диагностика возрастного развития – система исследовательских методов и методик, направленных на выявление актуального уровня развития ребенка – первая задача в.-п. диагностики (то, чего ребенок достиг, те задачи, которые он решает самостоятельно). Однако необходимо (вследствие неравномерности и гетерохронности развития) оценивать не только то, что уже созрело, но и то, что находится в процессе созревания. Это является второй задачей в.-п. диагностики, которая решается нахождением зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития определяет перспективу развития ребенка.

Например, для определения зоны ближайшего развития можно предложить ребенку следующую по уровню сложности задачу и смотреть, сможет ли он ее самостоятельно решить. Если ребенок в 8 лет решает задачи, по уровню соответствующие 11 годам, то зона его ближайшего развития равна 3 годам. Зона б.р.ребенка помогает определить оптимальные сроки обучения детей.

Потенциал развития ребенка выявляется во взаимодействии со взрослым.

Очень важно понятие сензитивного периода, в который отдельные психические функции, особенности личности чувствительны к внешним воздействиям.

Нормативная возрастная диагностика – определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка.

Показатели психического развития: 1) Развитие познавательной сферы (ощущение) – 2) Формирование системы личностных отношений (эмоции, чувства, установки, ценности) 3) Овладение системой практических и умственных действий (интеллект)

Факты развития: 1) физические и умственные действия 2) речь ребенка (темп, ритм, звукопроизношение, активный и пассивный словарь) 3) социальное поведение ребенка (как он устанавливает контакт: замкнутость, общительность, особенности его адаптивного поведения). Этика научного исследования. Этические нормы проведения психологических исследований: 1)«Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если после­днего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб пси­хическому здоровью человека, довольно трудно. Сегодня при многих научно-исследовательских учреждениях США и Западной Европы существуют специальные комиссии, задача которых — следить за тем, что­бы проводимые исследования не причиняли вреда испытуемым. Федеральные влас­ти указывают на то, что в социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов Контроль таких специальных комиссий становится все бо­лее жестким. Многие из этих организаций считают, что на них лежит ответственность за защиту человеческого достоинства, и отстаивают право человека участвовать толь­ко в тех исследованиях, которые улучшают ихЯ-концепцию 2) Получение добровольного согласия. Все профессиональные организации придерживаются того мнения, что испытуемый должен участвовать в исследова­нии добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных по­следствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего воз­раста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Это дела­ется в надежде на то, что родители в состоянии позаботиться об интересах детей лучше, чем они сами смогли бы это сделать. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Легко ли, например, 9-летнему школьни­ку или 70-летнему пациенту частной лечебницы отказать человеку, который выгля­дит как учитель или администратор? Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании. 3) Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность инфор­мации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирова­ния. Для облегчения классификации данных тестирования на бланках ответов мо­гут встречаться выражения типа «снижение умственного развития», «склонен к правонарушениям», «слабый самоконтроль», «импульсивен» и т. д. Подобные «яр­лыки», попавшие на глаза родителям, учителям или начальству, могут быть пре­вратно истолкованы. Такие характеристики могут обернуться самоосуществимыми пророчествами: если психолог говорит учителю, что у ребенка низкий интеллект, с ним, возможно, будут обращаться так, что сказанное обернется правдой. 4) Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить инфор­мацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям. 5) принцип исключительных прав: участники исследования обладают привилегиями, о которых они должны быть проинформированы заранее.

 

9. Основные научные школы зарубежной психологии развития

Биогенетический подход. Теории рекапитуляции. Человеческий организм в своем внутриутробном развитии повторяет весь ряд форм, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Некоторые ученые расширили рамки этого подхода за пределы утробного развития. Так, С.Холл полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры.

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости: 1)период дикости (стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, ребенок тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Длится до 5 лет, своего максимума достигает в 3 года). 2) период охоты и захвата добычи (страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость, составление детских шаек, преобладание игр в пленных, засады, прятки. Длится от 4 до 12 лет, пик – в 7 лет). 3)период пастушества (нежность к животным, любят строить хижины, шалаши, подземелья. Длится от 9 до 14 лет, пик – в 10 лет). 4)земледельческий период (садоводство, от 12 до 16 лет, пик – 14 лет). 5)промышленно-торговый период (денежные интересы выходят на первый план, обмен, продажа, торговля.начинается с 14 лет и продолжается у взрослого. Пик – в 18-20 лет). Социогенетический подход.

Делается акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций». Теории научения (N16). Концепция Эриксона (N14, 15). Персоногенетический подход. Представители: К.Роджерс, А.Маслоу. Психическое развитие человека – результат собственного выбора, сделанного человеком. Процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (Маслоу) или стремление к актуализации (Роджерс). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации и актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». Различия в их подходах: 1)Маслоу: поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. 2)Роджерс: «личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения». Экологическая модель развития. УриБронфенбреннер: развитие человека – динамический процесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реконструирует свою жизненную среду, а с другой – испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных друг в друга систем: 1)Микросистема – сам субъект и его ближайшее окружение: семья, ровесники, социальные группы, к кот. Он принадлежит и т.п. 2)Мезосистема – взаимоотношения между микросистемами (события в школе, связи между школой и группой сверстников). Изучают частоту, качество и степень влияния взаимодействий (например, как отношения в семье влияют на процесс адаптации ребенка в школе). 3)Экзосистема – элементы среды, в которых ребенок не играет активной роли. Например, проблемы на работе у родителей, влияют на них, а родители в свою очередь на ребенка. Опосредованные влияния. 4)Макросистема – идеология, нравы, традиции, установки, ценности окружающей среды. Общие стандарты. Когнитивные теории.

Ведущими детерминантами считаются и генотипическая программа, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка.

 

10. Когнитивные теории развития

Когнитивное направление возникло в 60 г 20 в. В сша. Основатели: Брунер, Вернер, Найсер. К представителям данного направления относят также Ж. Пиаже. Среди особенностей когнитивных теорий можно назвать след: 1) люди понимаются как активные (а не реактивные) существа, субъекты. 2) развитие понимается как процесс эволюции ментальных (мыслительных) структур и способов обработки информации (акцент делается на изучении познавательной сферы человека). 3) изучаются стадиальные изменения поведения. Ж. Пиаже – представитель структурализма в психологии. Он занимался изучением структур интеллекта. Его подход – генетическая эпистемология – направлен на изучение происождения знания человека. Различия интеллекта, мышления у взрослых и детей не ограничиваются объемом знаний, но заключаются и в способе познания, качественно. Такая гипотеза подтолкнула пиаже отойти от колличественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта. Им применялся метод клинического интервью. Согласно Ж. Пиаже, важно выявление самих процессов мышления, а не знаний, посредством получения ответов на нестандартные вопросы. Объем знаний ребенка не должен влиять на его ответы. Интеллект понимается Ж. Пиаже как инструмент приспособления организма к окружающему миру. Знание добывается из процесса взаимодействия субъекта с объектом. В силу этого особое значение имеет активность субъекта. Интеллект представлен как механизм установления организма со средой, т.е. выполняет функцию биологической адаптации. Выделяются два процесса когнитивного уравновешивание организма со средой: ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – процесс приспособления новой информации к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их в принципе. Аккомодация – пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает старые схемы действий и вырабатывает новые. Интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией. Направление когнитивного развития, по Ж. Пиаже, состоит в движении аутистического, эгоцентрического мышления к логическому, ориентированному на объективные логические законы, к мышлению социализированному.

 

11. Психоаналитические теории развития индивида.

Согласно Фрейду, развитие личности соответствует психосексуаль­ному развитию человека, причем каждый из этапов этого развития характеризуется определенным способом проявления (или непроявле­нием) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.

В детстве удовлетворение либидо связано (в хронологическом поряд­ке) с оральной зоной, анальной зоной и областью половых органов после некоторого латентного периода, продолжающегося с 5 или 6 лет до полового созревания, половое «пробуждение» заставляет подростка искать удовлетворения либидо с партнером Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии и у него фиксируются определен­ные черты личности.

На оральной стадии (от 0 до 1 года) удовлетворение либидо дости­гается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникно­вению таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность и т п, а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.

На анальной стадии (от 1 года до 2 лет) приучение ребенка к чисто­плотности ведет к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребенка потерять контроль над сфинкте­рами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребенка и в то же самое время выражающих свое отвращение к его экскрементам, или слишком суровым воспитанием Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуаль­ность (точная своевременность действий), скупость, чрезмерная чистоплотность (стремление убирать все грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие)

На фаллической стадии (с 2 до 5 лет) ребенок интересуется и мани­пулирует своими половыми органами и половыми органами других детей В результате он обнаруживает различия между девочками и мальчиками.

На фаллической стадии развивается также эдипов комплекс (у маль­чиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комп­лексы характеризуются нежной привязанностью ребенка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребенок рассматривает как соперника и подсоз­нательно хочет «устранить» Конфликт, связанный с эдиповым комплек­сом, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола (что представляет для ребенка меньшую опасность, чем агрессивное отношение) В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентации (иногда ребе­нок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может толкнуть на поиск партнера, который был бы «заменой» роди­теля, и т. п.

Латентный период (от 5 до 11 лет) характеризуется заметным снижением активности и интересов, связанных с сексом,--на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.

На гениталъной стадии (которая начинается вместе с половым созреванием) подростки обоего пола все больше ориентируют свой поиск полового удовлетворения на других людей--как правило, проти­воположного пола.

Так человек приближается к зрелости, главными критериями кото­рой, по Фрейду, являются стремление работать, создавая нечто полезное и ценное, и способность любить 1 другого человека ради него самого, а не из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам, сформировавшимся в результате случайных фиксаций в период эдипова комплекса или комплекса Электры.

13. Концепция психосоциального развития личности Э.Эриксона.

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности человека. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти. Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетическая концепция развития (греч. "после рождения") базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, возникающим как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты..

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формирование базального доверия или недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) – мышечно-анальная – предполагает формирование автономии или стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) – локомоторно-генитальная – способствует формированию инициативности или вины. Четвертая стадия (6-12 лет) – латентная – предполагает развитие трудолюбия или чувства неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) – подростковая – закладывает основы Эго-идентичности или ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) – ранняя зрелость – направлена на формирование чувства интимности либо изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) – средняя зрелость – связана с появлением чувства продуктивности или застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) – поздняя зрелость – предполагает формирование Эго-интеграции или отчаяния. Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетической последовательностью развития. Если первый кризис вовремя не разрешается (как и любой последующий), дилемма доверие-недоверие будет возникать снова и снова на каждой последующей стадии развития. Обществу и человеку придается равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития практически полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение конфликтов на более поздних возрастных этапах становится все более зависимым от внутренних факторов.

Достоинства теории Эриксона: 1)Рассматривается развитие человека на протяжении всей жизни 2)Рассматривается переходы от одной стадии к следующей, накапливание изменений.

14. Базовые противоречия и кризисы возрастного развития в концепции Э. Эриксона

1. Орально-сенсорная стадия (от рождения до 1 года). Значимые другие: Мать. Результат развития, конфликт: Базовое доверие/недоверие к миру. Нормальная линия развития: Базовое доверие к людям. Осознание себя как части мира. Аномальная линия развития: Недоверие ко всему. 2. Мышечно-анальная (1-3 года). Родители. Автономия/зависимость. Нлр: Самостоятельность, уверенность в себе, ощущение себя как субъекта. Алр: Сомнение в себе, чрезмерно выраженное чувство стыда. 3. Локомоторно-генитальная (3-6 лет). Родители, братья, сестры. Инициатива, уверенность в себе/чувство вины. Нлр: Активность как интеллектуальная, так и социальная (мышление, воображение, предприимчивость, прогнозирование). Алр: Пассивность, зависимость от других, зависть. 4. Латентная (6-12 лет). Школа, соседи, знакомые. Трудолюбие/чувство неполноценности. Нлр: Трудолюбие, чувство долга, стремление к достижениям, самостоятельность в решении и постановке задач. Алр: Чувство неполноценности, избегание соревнований, конформность, рабское поведение. 5. Подростковая (13 -20 лет) Сверстники. (стремление к идеальному (юношеский максимализм)). Идентичность/смешение ролей. Нлр: Жизненное самоопределение, построение планов на будущее, поиск себя, четкая гендерная поляризация в формах поведения. Алр: Смешение ролей, кидаются в разные сферы, но ни в чем себя не находят, стремление разобраться в себе, смешение форм полоролевого поведения. 6. Ранняя зрелость (21-25 лет). Близость/изоляция. Нлр: Близость, душевная теплота, любовь, умение посвятить себя другому человеку, делу. Алр: Изоляция, одиночество, ощущение своей отчужденности. 7. Средняя зрелость (25-50,60 лет). Генеративность/стагнация. Нлр: Генеративность, целеустремлённость, продуктивность. Алр: Застой, стереотипность, неизменность, обеднение личной жизни. 8. Поздняя зрелость (старше 60). Цельность/отчаяние. Нлр: Целостность личности, чувство завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности. Алр: Отчаяние, неудовлетворённость прожитой жизнью, недовольство всем и всеми, обвинение всех и во всем.

 

 

15. Персогенетический (гуманистический) подход к развитию личности

Представители направления: Маслоу, Олпорт, Роджерс. Направление представляет собой особую парадигму в психологии, возникшую в 60 гг. 20 в. В США, как основу для психологической практики. Направление получило признание в психотерапии, образовании и воспитании. Между тем развернутой теории детского развития здесь создано не было. Персоногенетическим подходом отвергается детерминизм внутреннего или средового програмирования развития личности. Психическое развитие есть результат собственного выбора, сделанного человеком. В кач-ве основной движущей силы развития признается стремление к самоактуализации (маслоу) или актуализации (роджерс), которое является врожденным. Его смысл состоит в реализации и развитии человеком своих способностей, своего потенциала.

 

16. Бихевиоризм и теория соц. Научения

Научение – процесс приобретения новых форм поведения. Научение происходит посредством классического и оперантногообусловливания. Оперантное (инструментальное) обусловливание объясняет научение сложным формам поведения (вождение автомобиля), которые не вызываются автоматически. Бандура считает, что дети приобретают новые формы поведения благодаря имитации поведения др. людей. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию явл-ся формой соц. научения. Подкрепление необходимо, чтобы сохранить и усилить усвоенные благодаря подражанию формы поведения. Люди научаются не только на собственном опыте, но и наблюдая за поведением других людей и его последствиями. В теории социальногоначения представлены 4 стадии научения: 1. Внимание (необходимость обратить внимание на образец) 2. сохранение (интерпретация поведения другого+ сохранение) 3. моторное воспрои



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: