Власенко В.А., к.п.н., департамент образования
Администрации Владимирской области
Ганеев А.Р., к.т.н., руководитель
Центра экологических проектов и перспективных
Разработок в сфере образования НИТУ «МИСиС»
ПОДХОДЫК ОЦЕНИВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Необходимость решения актуальных задач российской экономики требует опережающего развития профессионального образования. В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируются новые элементы образовательной инфраструктуры подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, с учетом требований новых образовательных стандартов разработаны новые программы обучения, на основе модернизации материально-технической базы образовательных организаций получили развитие инновационные формы и технологии обучения. Все это требует внедрения в практику работы руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования новых экономических механизмов и процедур управления образовательными организациями, а значит и новых компетенций, прежде всего в сфере проектного управления и закупочной деятельности. Необходимость реализации положений функционирования контрактной системы привела к необходимости развития профессиональных компетенций руководителя в области проектно-закупочной деятельности. Основой эффективности реализации закупочной деятельности является профессионализм и компетентность специалистов в сфере закупок. Именно поэтому в ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» одним из главных принципов выступает принцип профессионализма.
|
С другой стороны, понимание особенностей динамичного развития жизнедеятельности образовательной организации, тенденции к обособлению управленческих функций от трудовых функций педагогических работников обусловило необходимость разработки на федеральном уровне новых нормативных документов, связанных со стандартизацией управленческой деятельности. Характеристика компетенций руководящего работника может быть представлена как подробное описание измеряемых требований к результатам и качеству управленческих действий, основанное на их функциональном анализе.
Проведенный в рамках проекта «Разработка и апробация инструментария комплексной оценки сформированности профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере проектно-закупочной деятельности для повышения эффективности управления ресурсами образовательных организаций», реализованного в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации, сбор и анализ отечественных и зарубежных практик оценивания сформированности профессиональных компетенций руководителей профессиональных образовательных организаций и оценивания эффективности деятельности самих организаций, в том числе анализ теоретических работ и мониторинг зарубежной и российской практики (действующие профессиональные стандарты, действующие практики оценивания эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО)) позволяют обозначить следующие противоречия между:
|
- высокими требованиями со стороны общества к эффективности образовательных организаций среднего профессионального образования и недостаточным уровнем управленческих компетенций руководителей таких организаций;
- высокими темпами изменений в содержании управленческой деятельности руководителя образовательной организации среднего профессионального образования и недостаточностью инструментария для организации эффективного управления такой организацией.
В качестве методологических подходов и принципов, выступающих концептуальным основанием использованной системы критериев оценки деятельности руководителя, можно выделить:
Объективность: опора основных процессов (проектирования системы критериев, оценка подготовки руководителей ПОО) на результаты научного анализа объективно существующих фактов, явлений и процессов, а не на частные мнения или конъюнктуру.
Интегративность: использование механизмов, содействующих интеграции теоретической и практической составляющих, когнитивного и деятельностного содержания при оценке деятельности руководителей ПОО.
Оптимальность: нацеленность на достижение максимально возможного результата при минимально возможных ресурсных затратах в заданный промежуток времени. Перечень критериев должен быть оптимальным (необходимым и достаточным) для определения эффективности деятельности руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере проектно-закупочной деятельности.
|
Измеряемость: критерии должны позволять определять их значения расчетным путем.
Целостность и системность: рассмотрение единой и целостной системы критериев, состоящей из взаимодействующих элементов. Требование полноты набора критериев, необходимых для достижения поставленных целей и задач; согласованность, непротиворечивость связей между ними. Критерии должны учитывать возможные негативные и позитивные внешние и внутренние (по отношению к ПОО) условия и факторы, которые могут оказывать влияние на эффективность функционирования ПОО.
Актуальность – нацеленность процесса оценки руководителей ПОО на актуальные условия их профессиональной деятельности, на современное состояние сферы образования.
Контекстность: рассмотрение значимых для руководителей проблем развития ПОО на основе анализа социального опыта, элементом которого является их собственный опыт.
Проблемная направленность: направленность процесса оценки на выявление наиболее трудных вопросов их практической деятельности.
Прогностичность: ориентация процесса оценки на будущее, на последующее расширение потенциальных возможностей руководителей ПОО в рамках повышения квалификации по выявленным проблемным областям.
Субъектная ориентация: нацеленность процесса оценки на развитие руководителя ПОО как субъекта профессиональной деятельности, что обеспечивается: доминированием гуманистических ценностей; персонализацией – отказ от ролевых позиций и включение реального личностного опыта.
Рефлексивность: широкое использование в оценке обратных связей в форме диагностики и самодиагностики, внешней оценки, групповой и индивидуальной самооценки с последующим использованием результатов оценивания для совершенствования процесса профессионального саморазвития.
Для проведения анализа сформированности профессиональных компетенций руководителей ПОО в сфере проектно-закупочной деятельности в рамках указанного проекта были разработаны:
- критерии качества и дескрипторы для каждой точки цикла качества (планирование, внедрение, оценка и совершенствование);
- общие индикаторы оценки, некоторые из которых основаны на статистических данных, другие являются качественными.
Механизм разработки критериев анализа сформированности профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования в сфере проектно-закупочной деятельности можно представить следующим образом:
1. анализ квалификационных требований и профессиональных стандартов, а также действующих практик оценивания эффективности деятельности ПОО, анализ международного и российского опыта;
2. выбор наиболее важных характеристик профессиональной деятельности в анализируемой области2;
3. принятие во внимание тенденций развития среднего профессионального образования, влияющих на профессиональные требования;
4. разработка критериев оценки, которые должны позволять определять уровень сформированности компетенций в рассматриваемой области.
5. Разработка алгоритма подсчета результатов оценивания.
В рамках реализованного проекта анализировались следующие области:
- методологические основы разработки и реализации проектов по управлению образовательными организациями в целом и образовательными процессами, в частности (с учетом направлений профессиональной подготовки ПОО, финансово-экономических особенностей функционирования ПОО, особенностей месторасположения ПОО и иных условий);
- тактическое и стратегическое планирование деятельности ПОО;
- проведение закупочных процедур для целей организации эффективных управленческого и образовательного процессов;
- владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях решения управленческих задач ПОО;
- владение современными информационно-коммуникационными технологиями в целях организации образовательного процесса в ПОО.
Структура оценивания представлена на рис. 1.
Рисунок 1 - Структура оценивания эффективности деятельности руководителей в сфере проектно-закупочной деятельности
Спроектированные критерии направлены на реализацию процесса оценки компетентности руководителей образовательных организаций среднего профессионального образования в сфере проектно-закупочной деятельности адекватными средствами. В общем виде, система критериев состоит из шести взаимосвязанных компонентов (блоков):
– блок оценки методологических основ разработки и реализации проектов по управлению образовательными организациями в целом и образовательными процессами, в частности (с учетом направлений профессиональной подготовки ПОО, финансово-экономических особенностей функционирования ПОО, особенностей месторасположения ПОО и иных условий);
– блок оценки тактического и стратегического планирования деятельности ПОО;
– блок оценки проведения закупочных процедур для целей организации эффективных управленческого и образовательного процессов;
– блок оценки владения современными информационно-коммуникационными технологиями в целях решения управленческих задач ПОО;
– блок оценки владения современными информационно-коммуникационными технологиями в целях организации образовательного процесса в ПОО.
Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке подготовки руководителей, являются особенности назначения руководителей именно для образовательных организаций. Как показывают результаты анализа карьерного роста директоров образовательных организаций3 можно выделить две основные группы руководителей организаций среднего профессионального образования:
специалисты, проявившие профессионализм и управленческие качества в образовательной системе;
специалисты непедагогического профиля, успешно зарекомендовавшие себя на рынке труда в области менеджмента.
Для этих двух категорий специалистов процесс освоения необходимых компетенций должен строиться, исходя из особенностей выделенных групп. Для первой группы работа в качестве руководителя образовательного учреждения связана со сменой круга решаемых задач и уровня ответственности, но в одной и той же области действий – образовании. Акценты при организации процесса подготовки этой группы руководителей в области профессиональных, технических знаний и навыков должны ставиться на формировании компетенций из сферы экономики организации, менеджмента, нормативно-правовых управленческих компетенций, в первую очередь, в области проектной деятельности и проведения закупочных процедур. Вторая группа руководителей имеет сформированные навыки менеджмента. Формирование специальных профессиональных компетенций для успешной работы этой категории руководителей должно идти в направлении адаптации этих навыков и профессиональных компетенций применительно к образовательной среде, формирования педагогических компетенций.
В одинаковой степени для всех категорий руководителей востребованы формы работы, направленные на формирование лидерских компетенций (стратегическое мышление, проектное управление, управление персоналом, управление изменениями, коммуникативные навыки).
Литература:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.
2. Покосовская, О.В. Подготовка руководителя многофункциональной образовательной организации к эффективному управлению ресурсами (13.00.08 — теория и методика профессионального образования). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2015.
3. Чечель, И.Д. Профессиональная компетентность руководителя общеобразовательного учреждения. Журнал «Управление образованием: теория и практика». Выпуск № 1 (5) / 2012.