СПЕЦКУРС «УРОКИ ПАМЯТИ». ТЕМА № 15




Автор разработки: Шлыгина Виктория Петровна, учитель МОУ г.Горловки «Школа № 21»

1. Класс: 5-11 кл Дата проведения урока:

2. Урок №

3. Тема урока: Тема 15. Берлинская операция. Разгром фашистской Германии.

4. Тип урока: урок-лекция или урок изучения нового материала

5. Планируемые результаты обучения (УУД): формирование морально-нравственных качеств личности и социально-ценностной мотивации своих поступков, понимание смысложизненных ценностей и мотивации поступков людей, живших, сражавшихся и отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной Войны

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, развитие морального сознания и компетентности, обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей:формирование важнейших ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества.

Метапредметные УУД: владеть приемами обобщенной характеристики, развитие умения сопоставлять и оценивать информацию, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные УУД: умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, готовность применять знания для сохранения исторических и культурных памятников, усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания, развитие аналитического мышления

Познавательные УДД: развивать умения извлекать информацию из различных источников (документов, стихов, песен, исторических карт), обобщать ее; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД: развивать умение высказывать свое предположение, составлять план собственных действий, прогнозировать результат, осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

6. Планируемые методы, приемы, технологии: работа с картой, работа над понятиями, опрос, электронная презентация, видеоматериалы, лекция

7. Ключевые дефиниции, даты, личности: третий рейх, сепаратный мир, капитуляция, ВМФ, Рейхстаг, А. Гитлер, Г. Вейдлинг, В. Кейтель, Ева Браун, М.В. Кантария,

А.И. Егоров,

Г.К Жуков, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский

 

8. Домашнее задание: Выучить стихотворение (размер стихотворения в зависимости от возраста обучающихся) и приготовить открытку для ветренов и военнослужащих

 

9. Коэффициент реализации пункта 5 (краткий самоанализ) –__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ход урока

I Организационный момент

II Повторение изученного материала.

III Изучение нового материала

1 слайд

Учитель: Посмотрите на экран. Озвучьте тему нашего урока и запишите в тетради.

Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о Берлинской операции и разгрома фашистской Германии.

Просмотр видеоролика. https://www.youtube.com/watch?v=LGcdEpkhyIY

2 слайд

Взятие Берлина — еще одна неоднозначная страница в истории Второй мировой войны. В стремительной операции по окончательному разгрому Третьего рейха советские войска понесли колоссальные потери.

3 слайд

Цели советского руководства были очевидны — как можно быстрее взять Берлин — до того, как немецкую столицу начнут штурмовать союзники. Весной 1945 г. правители Германии вели оживленные переговоры с США и Великобританией, надеясь на заключение сепаратного мира,

4 слайд

который мог бы спасти руководство рейха от физического уничтожения, а Германию — от прокоммунистического правительства. Сталин же не жалел средств для того, чтобы самому диктовать условия Западу после окончания войны.

(Запись в тетрадь) Сепара́тный мир — мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников. Сепаратный мир обычно заключается до всеобщего прекращения войны.

В результате зимнего наступления 1945 г. войска 1-го, 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов освободили всю Польшу, вышли к рекам Одер и Нейсе. До Берлина оставалось 60 км.

Слайд 5

Германия все еще оставалась сильным противником. К началу операции оборона состояла из Одерско-Нейсенского оборонительного рубежа и Берлинского оборонительного района. Наиболее сильным участком обороны на второй полосе являлись Зееловские высоты.

Слайд 6

Улицы Берлина перегораживались баррикадами и минными полями. На берлинском направлении немецкое командование сосредоточило крупную группировку.

Слайд 7

Советское командование планировало силами трех фронтов при поддержке Балтийского флота окружить и уничтожить всю берлинскую группировку противника. 1 -й Белорусский фронт (Жуков) должен был, перейдя в наступление на участке Шведт, Грос-Гастрозе, разгромить Берлинскую группировку гитлеровцев, овладеть Берлином и, развивая удар на запад, выйти на Эльбу.

1-й Украинский фронт (Конев) получил задачу разгромить группировку противника в районе Коттбуса и южнее Берлина и выйти на рубеж Беелитц, Виттенберг и далее по Эльбе до Дрездена.

2-й Белорусский фронт (Рокоссовский) получил задачу разгромить Штеттинскую группировку противника и овладеть рубежом Анклам, Виттенберг, обеспечивая наступление 1-го Белорусского фронта от контрудара противника с севера.

На участке 1-го Белорусского фронта было создано превосходство над противником более чем в три раза, на участке 1-го Украинского — в 8–10 раз. Все три фронта к началу операции насчитывали 2,5 миллиона человек, 41 600 орудий и минометов, 7500 боевых самолетов, 6250 танков. Столь большое количество сил и средств не применялось еще ни в одной операции.

Слайд 8

В 5 часов 16 апреля 1945 г. началась артиллерийская и авиационная подготовка, а спустя 20 минут и общее наступление. С началом наступления было включено 143 прожектора, лучи которых направлялись в сторону противника. Когда советские войска вышли ко второй, а на некоторых участках к третьей позиции, огневое сопротивление противника возросло. Войска 1-го Белорусского фронта резко затормозили наступление. В связи с этим Жуков для завершения прорыва главной полосы ввел в сражение 1-ю и 2-ю гвардейские танковые армии. В результате к исходу первого дня удалось завершить прорыв главной полосы вражеской обороны и выйти ко второй полосе. Попытки с ходу прорвать вторую полосу не увенчались успехом. Приходилось действовать в условиях сплошного оборонительного плацдарма противника, со множеством рек, каналов и озер. Значительно сложнее, чем казалось до начала операции, было взять Зееловские высоты. Здесь погибло огромное количество советских солдат.

Слайд 9

С утра 17 апреля после артиллерийской подготовки войска ударной группировки фронта начали прорыв второй полосы обороны и к исходу дня прорвали ее, продвинувшись за день на 6–13 км. В следующие два дня войска 1-го Белорусского фронта завершили прорыв третьей полосы вражеской обороны. 16 апреля войска 1-го Украинского фронта утром форсировали реку Нейсе, захватили плацдарм на противоположном берегу и к исходу дня прорвали главную полосу обороны противника. 18 апреля советские войска форсировали Шпрее и взломали третью полосу обороны противника. Танковые армии приступили к окружению Берлинской группировки противника. На четвертый день наступления 1-й Украинский фронт прорвал Нейсенский оборонительный рубеж на всем фронте.

Слайд 10

18 апреля начались боевые действия войск 2-го Белорусского фронта. В течение двух дней войска фронта форсировали Восточный Одер, очистили междуречье от противника, заняли исходное положение для наступления на восточном берегу Западного Одера.

Завершив прорыв Одерско-Нейсенского оборонительного рубежа, войска ударной группировки 1-го Белорусского фронта продолжали наступать на Берлин с северо-востока и востока, а войска 1-го Украинского фронта — с юга и юго-востока. 20 и 21 апреля войска 1-го Белорусского фронта ворвались на окраину города. 21–22 апреля с юга к Берлину вышли и части 1-го Украинского фронта. 24 апреля войска 1-го Белорусского фронта соединились юго-восточнее Берлина с армиями 1-го Украинского фронта. Этим они рассекли Берлинскую группировку противника на две части и одновременно окружили его Франкфуртско-Губенскую группировку.

25 апреля советские войска завершили окружение всей Берлинской группировки противника. В тот же день основные силы 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта вышли в районе Торгау на восточный берег Эльбы и встретились с войсками 1-й американской армии. Территория Германии и ее вооруженные силы были рассечены. Войска 2-го Белорусского фронта 20 апреля форсировали Западный Одер. Группировка противника юго-восточнее Берлина была окружена и подверглась уничтожению.

Ликвидация берлинского гарнизона, насчитывавшего более 200 тысяч человек под командованием генерала Вейдлинга, проходила в ожесточенных уличных боях. Нацисты дрались за каждый квартал и за каждый дом. Советские войска 28 апреля вышли к центральному сектору Берлина. На следующий день Берлинская группировка немцев была разделена на три изолированные части.

Слайд 11

Накануне капитуляции город представлял собой ужасное зрелище. Улицы были непроходимы из-за груд обломков. Из подвалов домов выскакивали смертники с бутылками с зажигательной смесью и кидались на советские танки. Переходящие в рукопашную бои шли повсюду.

Слайд 12

В течение 30 апреля развернулись ожесточенные бои за Рейхстаг, здание которого являлось одним из важнейших узлов сопротивления центрального сектора обороны Берлина. Подступы к нему прикрывались рекою Шпрее, каменными зданиями и простреливались огнем зенитной артиллерии. Здание Рейхстага было приспособлено к круговой обороне: оконные и дверные проемы были заделаны кирпичом, отверстия оставлены лишь для амбразур. В нескольких метрах от здания находились железобетонные доты, а в 200 м проходили траншеи с пулеметными площадками и ходами сообщения, соединявшими их с подвалом здания. Рейхстаг оборонял гарнизон из нескольких тысяч человек.

Захват Рейхстага проводил 79-й стрелковый корпус 3-й ударной армии под командованием генерал-майора Переверткина. Была подтянута артиллерия крупных калибров, гвардейские минометы. В 18.30 три батальона бросились в последнюю атаку. Советские солдаты через проломы в стенах ворвались в здание, и через несколько минут на нем появились красные флаги. Многие советские источники утверждают, что красное знамя на самом куполе Рейхстага водрузили Егоров и Кантария.

Просмотр фрагмента фильма «Освобождение»

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=OxkylvBcY0I

 

Слайд 13

В ночь с 30 апреля на 1 мая Гитлер покончил с собой, заставив сделать то же свою жену Еву Браун. В завещании он назначил своим наследником командующего ВМФ Деница. Тот был готов капитулировать перед англичанами и американцами на Западном фронте, избежав необходимости сдаться русским. За линии союзников переводились через коридоры сотни тысяч солдат и беженцев с востока. Английский командующий Монтгомери принял военную капитуляцию противника в Северо-Западной Германии, Нидерландах и Дании 5 мая. Впрочем, союзники пресекли попытки заключения сепаратного мира.

2 мая к 15 часам остатки берлинского гарнизона капитулировали. 8 мая немецкий генерал-фельдмаршал Кейтель подписал Акт о безоговорочной капитуляции с представителями противников. Германия не просто потерпела военное поражение, было ликвидировано само государство Третий рейх. На его месте предстояло строить совершенно новую страну.

Весь мир облегченно вздохнул: Победа!

Слайд 14

С того рассвета в глубине России,

Где женщины одни и тишина,

Когда бежали, в окна голосили,

Стучали в двери: «Кончилась война!»

Вставало солнце под Берлином где то,

Солдаты обнимались все в слезах,

Стреляли в небо, салютуя свету,

Деревьям, травам и лугам в цветах.

 

Слайд 15

 

Президиум ВС СССР учредил медаль «За взятие Берлина», которой награждено около 1082 воинов. 187 частям и соединениям, наиболее отличившимся при штурме вражеской столицы, присвоено почетное наименование «Берлинские».

 

Слайд 16

 

Более 600 участников Берлинской операции удостоены звания Героя Советского Союза. 13 человек награждены 2-й медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

 

Слайд 17

 

(Каждому обучающемуся расдается стихотворение «Памятник»)

Памятник


Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой.

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах застыл испуг.

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал,

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял...

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну.

Рядовые Армии советской,

Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле!


 

IV Закрепление изученного на уроке. Опрос

1. Какие цели ставило советское руководство?

2. Что такое сепаратний мир?

3. Силами каких фронтов, Советское командование планировало окружить и уничтожить всю берлинскую группировку противника?

4. Каким было превосходство над противником на участке 1-го Белорусского фронта?

5. На какой территории погибло огромное количество советских солдат и почему?

6. Каким был город накануне капитуляции?

7. Какие бои шли за Рейхстаг и кто установил красное знамя на куполе Рейхстага?

8. Что предпринял гитлер? Кто вместе с ним? Кто стал его наследником?

9. Какими наградами были награждены советские солдаты?

 

V Оценивание обучающихся

 

VI Рефлексия

Что вы знали до урока?

Что вы узнали нового сегодня?

О чем хотите узнать подробнее?

 

Домашнее задание: составить краткий конспект, выписать основные события и даты

VII Заключение урока

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: