ОТЧЕТНОСТИ
В общепринятом понимании методология — это принципы построения методов, их научное обобщение. Метод анализа финансовой отчетности предполагает рассмотрение процессов и явлений диалектически: в движении, развитии, взаимосвязи. Таким образом, метод анализа финансовой отчетности — это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение ее показателей, а также расчет и оценка влияния факторов на результаты деятельности организации посредством обработки системы показателей с использованием специальных приемов с целью повышения эффективности деятельности организации.
Особенности метода анализа финансовой отчетности:
• использование системы показателей хозяйственной деятельности организации;
• выявление и измерение взаимосвязей между показателями и факторами с помощью специфических приемов факторного анализа;
• системное рассмотрение каждого финансово-экономического показателя как совокупности многих взаимосвязанных элементов с необходимой степенью детализации.
Каждое экономическое явление, хозяйственный процесс описываются комплексом взаимосвязанных показателей; следовательно, выбор и обоснование системы показателей — один из важных методологических моментов, от которого зависят результаты анализа. Поскольку в процессе проведения анализа финансовой отчетности организации используется большое количество всевозможных показателей, необходимо их упорядочение: группировка, систематизация, классификация (табл. 2).
Решение задач анализа финансовой отчетности становится возможным при использовании различных методик исследования. Таковыми могут быть методики анализа отдельных показателей деятельности хозяйствующего субъекта, методики комплексного анализа финансовой отчетности и др.
|
В общем понимании методика — это совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.
Таблица 2 - Классификация аналитических показателей
Классификационный признак | Показатели |
По степени охвата | Обобщающие Частные |
По роли в аналитическом процессе | Результативные Факторные |
По характеристике | Качественные Количественные |
По времени изучения | Ретроспективные Оперативные Прогнозные |
По степени значимости | Основные Неосновные |
По уровню и времени отражения в отчетности | Нормативные Отчетные Базисные |
По характеру воздействия | Внешние Внутренние |
Методику анализа финансовой отчетности можно определить как систему способов и правил проведения аналитического исследования, направленного на достижение поставленной цели анализа. Построение любой методики анализа должно быть ориентировано на соблюдение последовательности действий, связанных с определением:
• цели и задач анализа;
• объектов анализа;
• системы показателей;
• последовательности и периодичности исследования;
• способов изучения объектов анализа;
• источников данных;
• субъектов анализа;
• технических средств обработки информации;
• характеристики документов для описания результатов анализа.
Существуют общие методики, которые могут быть использованы для анализа различных объектов (например, методика анализа ликвидности баланса), а также частные методики, которые конкретизируют общую методику относительно конкретной организации с учетом ее специфики, масштабов деятельности, постановки задачи анализа.
|
Одним из важнейших элементов методики экономического анализа является выбор способов (приемов, методов) исследования, которые используются в качестве инструментов аналитического процесса на различных этапах: первичной обработки информации и ее систематизации; изучения динамики показателей, их взаимосвязи и взаимозависимости; определения влияния факторов на результативные показатели; выявления резервов и определения перспектив повышения эффективности хозяйственной деятельности.
В соответствии с МСФО рекомендуется проводить финансовый анализ в три этапа.
Этап 1. Выбор метода анализа:
• сравнение достигнутого уровня показателей с показателями бизнес-плана, среднеотраслевыми, мировыми и т.д. для оценки результатов бизнеса анализируемой организации;
• сравнение показателей анализируемой организации во времени для оценки динамики ее развития и прогнозирования будущих результатов;
• сравнение показателей анализируемой организации с показателями конкурентов для оценки рыночной устойчивости.
Этап 2. Оценка качества информации и достижение сопоставимости данных финансовой отчетности.
Этап 3. Аналитические процедуры {использование стандартных приемов и методов для преобразования исходных данных, систематизации, интерпретации показателей).
К стандартным приемам анализа бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО относятся:
1. Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей. Бухгалтерский баланс — это наиболее информативный источник данных о состоянии капитала и имущества организации, в котором зафиксированы итоги хозяйственной деятельности к моменту его составления. Чтение баланса дает представление о содержании каждой его статьи, способе ее оценки, роли в деятельности организации, связи с другими статьями. Показатели баланса отвечают на вопрос: «Что представляет собой организация на данный момент?» На вопрос: «В результате чего сложилось такое положение?» — отвечают данные отчета о прибылях и убытках, а также примечания к финансовой отчетности.
|
2. Горизонтальный (динамический) анализ бухгалтерской отчетности — позволяет провести сравнение показателей во времени. Для этого рассчитываются абсолютные и относительные изменения. Абсолютные изменения — это разность между значением показателя за отчетный период (на отчетную дату) и показателя за предыдущий период (на предыдущую отчетную дату). Относительные изменения определяются как отношение показателя за отчетный период (на отчетную дату) к показателю за предыдущий период (на предыдущую отчетную дату). Относительное изменение называется темпом роста (коэффициент, процент).
3. Вертикальный (структурный) анализ — дает возможность сравнить абсолютные величины отдельных показателей, формирующих совокупный итоговый показатель, а также сопоставить < относительные характеристики отдельных показателей, установив удельный вес каждого в итоговой величине.
4. Структурно-динамический анализ — выявляет изменения (структурные сдвиги) удельного веса отдельного показателя на конец периода (или за отчетный период) по сравнению с его удельным весом на начало периода (или за предыдущий период).
5. Трендовый анализ — это анализ динамических (временных) рядов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на составляющие, выделение основной линии развития — тренда. Линия тренда отражает долгосрочное основное развитие показателя. Для выявления тренда используются приемы сглаживания, выравнивания и т.п.
6. Коэффициентный анализ — основан на расчетах относительных показателей — коэффициентов, которые подразделяются на две группы: коэффициенты распределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распределения показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет в итоге группы показателей. Коэффициенты координации — это имеющие различный экономический смысл качественные характеристики, которые отражают соотношения разных по экономическому содержанию абсолютных показателей или их линейных комбинаций. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их отчетных величин с базисными, в изучении их динамики за ряд лет, сопоставлении со среднеотраслевыми коэффициентами, с показателями конкурентов. Исходя из информационных возможностей финансовой отчетности можно выделить четыре основные группы финансовых коэффициентов координации:
• коэффициенты рентабельности;
• коэффициенты оборачиваемости (отдачи);
• коэффициенты финансовой устойчивости;
• коэффициенты ликвидности и платежеспособности.
На разных этапах анализа деятельности организации используются различные методы (способы, приемы) исследования хозяйственных процессов и их результатов. На этапе логического осмысления экономического явления (процесса) используются качественные методы экономического анализа. Они позволяют установить возможность (логически обосновать предположение) взаимосвязи между отбираемыми исходными показателями на начальном этапе любой методики анализа, которая с помощью качественных методов приобретает структурно-логический вид. Качественные методы применяются также на заключительном этапе анализа — обобщения и оценки полученных результатов.
С помощью разнообразных количественных методов экономическая информация обрабатывается, преобразуется, систематизируется, рассчитывается влияние факторов, подсчитываются неиспользованные резервы и т.п.
Количественные методы анализа подразделяются нетрадиционные {статистические) и экономико-математические. Традиционные методы используются для предварительной обработки информации, систематизации, сравнения экономических показателей, исследования показателей в динамике, проведения факторного анализа функциональных зависимостей. К традиционным {статистическим) методам анализа финансовой отчетности относятся:
• абсолютные и относительные величины;
• сравнение;
• средние величины;
• ряды динамики;
• балансовый;
• группировка;
• факторный.
Изучение любого показателя начинается, как правило, с анализа его абсолютной величины, которая сравнивается с абсолютной величиной этого показателя в предшествующем периоде, с нормативной, плановой величиной. Относительные величины используются в анализе динамики различных показателей, а также в процессе изучения структурных показателей и их изменения. Выводы об изменениях показателей в динамике можно сделать, рассчитав темпы роста (снижения) как отношение величины соответствующего показателя к его базисной величине (базисный темп роста) или к его величине за предшествующий период (цепной темп роста). Сравнение проводится также со средней величиной, исчисленной по совокупности аналогичных показателей, с лучшим показателем. На первый взгляд сравнение — это один из самых простых способов анализа, однако адекватные выводы могут быть получены только при сравнении сопоставимых показателей. Например, сравнивая показатели выручки от продаж за отчетный год и предшествующий, необходимо учесть влияние инфляционных процессов, структурных, организационных и прочих изменений, произошедших в отчетном периоде. Чтобы добиться сопоставимости данных, необходимо скорректировать сумму выручки с учетом влияния имевших место факторов.
Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных, однородных показателей хозяйственной деятельности, выявить закономерности и тенденции. Это — средняя арифметическая, средняя взвешенная, средняя геометрическая, средняя хронологическая моментного ряда динамики и т.д.
Способ группировки используют для выявления причинно-следственных связей между различными показателями. Выбирают классификационные признаки, по которым распределяется вся совокупность анализируемых показателей. Это способствует выявлению зависимостей и их направлений между результативными и факторными показателями. Группировку целесообразно применять в тех случаях, когда есть основание предполагать, что между изменением данного экономического показателя и фактора (или нескольких факторов) имеется связь. Для доказательства этого предположения составляется таблица по какому-либо группировочному признаку (признакам) с заданными интервалами возрастания (убывания) его значения и производится отбор показателей из совокупности исходных данных.
Одна из главных задач анализа — установление причин (факторов), влияющих на изменение различных показателей оценки деятельности организации. Количественное измерение влияния каждого отдельного фактора представляет собой цель факторного анализа.
Факторный анализ основан на принципе элиминирования, т.е. устранения (игнорирования) влияния всех других факторов (причин) на изменение результативного (итогового) показателя, кроме одного. Для выявления и измерения их воздействия используются определенные методики факторного анализа, в процессе реализации которых применяются различные методы: балансовый, индексный, цепных подстановок, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, дифференцирования.
Для решения сложных аналитических задач недостаточно методов элементарной теории статистики, поэтому используются экономико-математические методы (дифференцирования, интегрирования, вариационного исчисления, математической статистики, эконометрические, математического программирования, исследования операций, эвристические), которые являются инструментом углубления аналитических исследований, детализации результатов анализа.
Список использованных источников:
1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 367 с.
2. БарнгольцС.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика, 2003.
3. Ефимова О.В., Мельник М.В. Анализ финансовой отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
4. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. — 9-е изд., испр. М.: Новое знание, 2004.
5. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.