Часть первая «Путь от походов к марафону».

Мой первый марафон (Конжак-2012).

Я с детства люблю пешие прогулки, мне нравилось путешествовать по окрестностям города, узнавать новые места, ходить в различные походы (сначала мы ходили всей семьёй, затем я стал самостоятельно ходить один, т.к. из друзей идти со мной никто не хотел). Появилась фото и видеокамера, и я всегда брал её с собой и фотографировал понравившиеся мне пейзажи. «Кульминация походов» пришлась на 2007 год. Я очень часто выезжал на велосипеде в различные места, которые мне хотелось разведать (узнать, что там есть), потом фото и видеоматериал обрабатывал и сохранял в отдельной папке.

Самый большой в тот год поход был на гору, которую с 1999 года каждый день я вижу (до сих пор продолжаю видеть) из окна. Тогда, в 2007 мне было 16, и я «полжизни» смотрел каждый день на эту гору и решил, наконец, на неё забраться. Высота горы триста с небольшим метров. Я составил маршрут по карте, взял всё необходимое и отправился в путь. Поход занял весь день.

Этот поход положил начало всех начал. После него каждый следующий поход я стал воспринимать как трассу, измеряя её в километрах; и прохождение этой трассы я делил на три способа: пешком, бегом и на велосипеде. Росли рекорды по прохождению каждым способом (рекорды не на время, а на дистанцию, на выносливость). В основном много ездил (на велосипеде) или же ходил пешком, бегал поначалу мало.

Самый распространённый и «избитый» маршрут – от дома до сада. По обычной дороге он составляет 17км, но я специально находил другие, необычные маршруты. Они в основном длиннее. На этой трассе установил очередной рекорд (пешком 17км); на велосипеде установил рекорд при походе на ту самую гору (на велосипеде 50км).

Теперь дело шло за бегом, и я решил пробежать эти 17км и пробежал их за 1час 55минут (но тогда важнее было не время, а сам факт, что я пробежал, поставил первый серьёзный рекорд на выносливость – бегом 17км). Бежал без остановки (сначала думал, буду останавливаться, но потом желание отпало) пять раз проезжающие мимо останавливались и хотели меня подвезти, но я отказывался и бежал дальше. Когда добежал до подъезда и остановился, то было необычное ощущение в ногах (первый раз в жизни я так долго именно бежал), земля «шаталась туда-сюда» под ногами, и ноги хотели согнуться, сесть, не держались прямо. Потом болели весь следующий день.

Это был некий «зародыш марафона», но слово «марафон» я тогда ещё активно не произносил и сам не думал об этом. Идея бежать марафон пришла ко мне извне. Всё началось с того, что я познакомился с Гошей (он учился в одном классе с моим братом). Как-то раз мы с Гошей поехали в сад. Ехали на автобусе, потом от конечной шли пешком, и Гоша вдруг стал мне рассказывать, как он недавно бежал марафон «Конжак» (2008год). Мне очень понравилась его история. Я тогда ещё многого не понимал в его рассказе, но уже «горел желанием» тоже поучаствовать, испытать на себе эту трассу. По карте окрестностей своего города я для тренировки наспех сколотил маршрут в 21км (так, чтобы трасса хоть как-то напоминала конжак) и назвал его «мини-конжак». Эту трассу мы с Гошей бежали 3 часа, иногда с переходами на шаг. После этого пополнился мой рекорд бега (бегом – 21км). На следующий 2009 год я твёрдо решил бежать конжак.

К сожалению, так получилось, что я не смог бежать марафон в 2009, потому что меня ударили по голове и забрали ценные вещи (в конце июня) – и я полмесяца пролежал в больнице. Потом громом грянул «день ТММ» в 2010м и ещё более разрушительный «день МРС» в 2011м (это связано с институтом, в котором я учился и продолжаю учиться и про это лучше не рассказывать, это был ужас). Но я не терял спортивной формы, с моим образом жизни её не потерять никогда.

И… вот он, роковой 2012 год настал! Именно в этом году я решил отбросить всё остальное и, что бы ни случилось, пробежать свой первый марафон. А марафон-то не простой. Я стал узнавать информацию о нём – это «Международный горный марафон Конжак». Как раз то, что нужно.

Тренировку решил начать с февраля. Просто бегал где попало, наугад по улицам города (куда ноги повернут) и пока не устану. Решил «вернуть былое величие (17 и 21км)», но пока сильно не усердствовал. Максимум того, что набегал, было 7 км. Как раз физкультура в институте заканчивалась (последний год) – надо было достойно сдать все нормативы, и я совместил приятное с полезным. Апрель-май готовился по нормативам (бег 1,2,3 км).

Но я понимал, что моё призвание – это длинные дистанции, которые именно на выносливость, где, на первый раз, даже и не важно время, а важен тот факт, что ты закончил дистанцию.

С середины мая и до конца июня я провёл ряд важных забегов-тренировок. Проводил их ночью (днём было жарко) на заднем дворе школы, которая была рядом с домом. Один круг был 200м и я пытался «утвердить» скорость 200м/мин (12км/ч), бежал с такой скоростью ровно один час без остановок. Получилось, но бег был тяжёлым. Скорость была значительно выше, чем когда-либо бегал (17 и 21км). На восьмом километре и далее стали постепенно болеть все суставы (на ногах). После остановки опять вспомнил то ощущение «пьяных ног» и аккуратно пошёл домой. Пока шёл до подъезда, ноги налились и при любом неловком движении «грозили судорогой». На следующий день ноги болели, когда я пытался ходить.

Потом я пытался «утвердить» скорость 10км/ч. Эта скорость спокойнее, и 10км за час я пробежал более уверенно, ноги уже не «грозили судорогой» после остановки и, мало того, впервые в жизни после такого бега (после остановки) мне ещё хотелось бежать (но больше бежать я не стал) – и поэтому далее я решил совместить эти скорости для нового тренировочного забега – 20км. Первые 10км уверенно со скоростью 12км/ч, а вторую десятку как получится со скоростью 10км/ч. Первую десятку пробежал очень уверенно, был даже рад, что мои ноги так быстро «крепнут», но вот когда резко понизил скорость до 10км/ч – состояние ухудшилось, стало по порядку колоть в каждом боку, и я периодически переходил на шаг, чтобы восстановиться. Потом вроде стало нормально, но после 17го километра стало тяжело, и я кое-как добрёл 3км, выдерживая скорость 10км/ч. Ноги сильно устали, кололо в боку, но судорог не было, и не было нужды идти до подъезда аккуратно, я просто медленно шёл домой.

Двадцать километров – это только половина марафона, это мало. Нужно провести ещё тренировку побольше (подумал я). Тем более конжак – это не асфальтированные круги за школой. Но сначала хотя бы по ровной дороге надо бегать научиться. После двадцатки ноги отходили неделю (с нуля и до полного восстановления), поэтому, последнюю «генеральную репетицию» я решил провести за 10 дней до конжака.

Я решил пробежать 30км, но уже не за школой (круги надоели, да и скорость круг/мин я уже «утвердил»), а, не добегая до сада, свернуть у моста (15км) и побежать назад домой. Если устану после 15км, то назад не побегу, а побегу дальше до сада (2км) и останусь там. Начал как-то внезапно (сидел за компьютером, перекидывал музыку в плеер, потом посмотрел на часы и собрался бежать, быстренько размяв суставы). Побежал сразу прямо от подъезда и бежал, как заведённый все 15км. Суставы сначала слегка заболели, но потом прошли, и я «влился в ритм бега». Добежал до моста и сел отдохнуть. Все мысли были только о том, чтобы бежать дальше (назад), и после 5минут отдыха я побежал домой, вторые 15км назад.

Я понял всю закономерность. При каждом новом забеге я бегу без устали ровно столько, сколько бежал в прошлый раз, а затем, когда перехожу за грань – начинаю быстро уставать. Так случилось и в этот раз. Я добежал до 20ти км и перешёл на шаг, долго шёл, потом снова бежал, но каждая моя следующая попытка бежать была всё короче и короче. В итоге после 25го км я просто шёл, бежать уже не мог. Последний километр я даже шёл с отдыхами, еле дошёл до дома (но ноги опять не сводило, они просто сильно устали). Дома решил впервые опробовать регидрон. Обыкновенная солёная вода. Пол-литра выпил, остальное оставил на утро. Утром ноги уже не так сильно болели, как это обычно бывало после прошлых забегов.

Самое главное, что ноги полностью восстановились за 4 дня, и оставшиеся 5 дней до конжака я проводил лёгкие тренировки по 10-20 минут. Гоша мне помог подобрать хорошие кроссовки (главное для конжака – утолщённая амортизирующая подошва). В этих кроссовках я тренировался бегать по камням и осваивал небольшие неровности (на последних тренировках). Искал места, где много камней и перепады высот (на обочине дороги, на строящейся дороге, различные кучи из камней, насыпи) – со стороны это выглядело смешно (вот дорога ровная, нет, он бежит рядом по камням). Я понимал, что на конжаке камни и неровности будут гораздо серьёзнее, но этим меня не испугать. Я всегда ходил в походы по тяжёлым маршрутам через лес, по камням лез на гору (2007) и, мало того – ещё тащил на себе велосипед и снимал иногда себя со стороны (сначала ехал я на велосипеде, а потом велосипед на мне).

Последние 2 дня перед марафоном я отдыхал, готовился морально к марафону, заряжал плеер музыкой, готовил вещи. Я подготовился к конжаку насколько смог. И сейчас я думаю, что только благодаря этим тренировочным забегам, я добрался до вершины горы Конжаковский камень и прошёл всю дистанцию, получив диплом, медаль и бесконечную гордость того, что я смог пройти до конца свой самый первый и самый сложный марафон в своей жизни.

Часть вторая «Час настал. На Конжак!!!».

Час настал. Гоша записал меня в свой клуб и помог мне со справкой (для регистрации необходима справка о здоровье, стартовые взносы, паспорт, полис и, конечно же, ваше желание). Нам дали автобус, на котором мы доехали до стартовой поляны (старт марафона был в субботу, 7 июля, а мы выехали в пятницу, на день раньше). Приехали, поставили палатки и заночевали. Ночь была напряжённой, я не мог заснуть, так и пролежал до 5 утра. К тому же было очень холодно. Температура вдруг опустилась до нуля и, палатку покрыл иней. После 5 утра я уже не спал, а грелся у костра.

Далее, в 8 часов мы стали завтракать (марафон начинался в 10 часов). Ели овсяную кашу – отличный завтрак перед марафоном! Потом прикрепили номера и в 9:30 отправились на стартовую поляну. На подходе к ней сдали регистрационные талоны.

Оставалось 20 минут до старта. Поляна была вся наполнена людьми. Кто-то просто стоял, а кто-то активно разминался. Над стартовой линией возвышалась огромная надувная арка с цветами российского флага. За 10 минут до старта прозвучал гимн России, было произведено построение почётных участников марафона (победителей в прошлых годах). За 10 секунд все стали хором производить обратный отсчёт, в конце которого (ровно в 10 часов) прозвучал выстрел, и все побежали (сначала пошли, потом вдруг встали, но далее побежали, постепенно разгоняясь) вперёд, на Конжак…

Я не знал, что меня ждёт впереди, и от этого мне становилось ещё интереснее! Сначала мы бежали по грунтовой дороге. Бежала огромная толпа, которую было очень трудно обогнать (на старте лучше вставать не в конец, а ближе к лидерам). Гоша сразу пошёл вперёд, умело обгоняя толпу (в отличие от меня), с тех пор я его и не видел до финиша, он пробежал намного лучше (он бежал марафон уже седьмой раз). Первые 4км я бежал «змейкой», обгоняя эту самую толпу (моя выбранная скорость бега была выше, и мне приходилось обгонять). На четвёртом километре появилась первая табличка «4». Я догнал тех, кто бежит с моей скоростью, и бежать стало легче. По дороге кое-где появлялись лужи, которые приходилось искусно обходить (некоторые бежали прямо по луже, но я не хотел мочить кроссовки).

Я «вошёл в ритм бега». На пятом километре был первый контрольный пункт с едой, но я не стал тратить время и пробежал мимо. Дорога повернула налево, начался серьёзный подъём на второй холм (если смотреть по карте, то дорога сначала пересекает 2 холма, а потом идёт в гору). Первый холм не был таким высоким, но при подъёме на второй холм (он выше в 2 раза), я решил приберечь силы и несколько раз переходил на шаг.

Я не знаю, как правильно надо бежать в гору (одной из моих ошибок являлось то, что я почти не тренировался бежать в гору и с горы). Гоша сказал, что лучше бежать с одной скоростью, но у меня так не получалось. Я то бежал быстро, то шёл пешком. Одни и те же люди, бегущие равномерно, меня то обгоняли, то я их обгонял. Вот такой был подъём.

Затем начался спуск. Я очень обрадовался и побежал вниз с большой скоростью, обгоняя всех подряд. Всё происходящее снимал на камеру (фотоаппарат в режиме видео, т.к. камера была тяжёлой и, я не брал её с собой). Сначала было весело, но потом начали побаливать ноги, т.к. при спуске с горы я постоянно «давил на тормоза». Я убавил темп.

Трасса внезапно сошла с грунтовки в лес. Появились корни деревьев, торчащие из земли. Я думал, что сейчас будет трудно бежать, но замечательные кроссовки гасили все неровности, на которые я наступал. Была очень большая вероятность упасть, но я бежал сверх осторожно. Мало того, я ещё умудрялся во время бега фотографировать и снимать происходящее на видео. От такого неожиданного мастерства со своей стороны я пришёл в бесконечный восторг. В таком состоянии я бежал по корням (и ни разу не упал).

Корни закончились, далее последовал второй контрольный пункт, но я и его пробежал мимо. Далее трасса пролегала по каменистой дороге, но по таким камням машина уже вряд ли бы проехала. Состояние восторга сменилось нетерпением увидеть горы, и вот, лес потихоньку стал редеть. Сквозь деревья проявилась первая гора (гор там было несколько). Как только я её увидел и сфотографировал – меня стала одолевать усталость. Я понял, что до вершин ещё очень далеко. Далее лес ещё больше расступился, и горы стало видно уже со всех сторон. Угол подъёма трассы увеличивался, я перешёл на шаг. Обступившие со всех сторон горы казались отвесными и неприступными. Я стал думать об отдыхе.

Впереди раскинулся большой контрольный пункт «Поляна художников». До него я добрался за 1час 40минут. Здесь я и решил как следует отдохнуть и поесть стандартный набор. Выпил морс, регидрон, чай, съел курагу, изюм, лимон с солью (всё это восстанавливает силы). Посидел 10 минут, затем попросил немного «октанового чаю» у парней, сидящих рядом (они активно его между собой рекламировали). Отдых подошёл к концу. Я отправился дальше. Меня ждала самая тяжёлая часть маршрута – подъём на вершину.

Но сначала был подъём на плато, которое находилось на высоте уже более 1000м над уровнем моря. Трасса становилась всё круче и круче. Я шёл пешком. Каменистую тропинку стали постепенно заменять груды булыжников. Сзади открывался прекрасный вид на долину, который я фотографировал во время отдыхов.

Стал ощущаться лёгкий холодок. Далее булыжники закончились, трасса выровнялась, и я стал выходить на плато – широкое ровное пространство между двумя вершинами. Тут я столкнулся с новой трудностью – задул сильный пронизывающий холодный горный ветер. Я начал мёрзнуть и понял свою главную ошибку: надо было взять с собой тёплую одежду о обязательно – штаны вместо шорт. Гоша сказал: «Не надо надевать штаны, они будут мешать ногам свободно бежать и вымокнут, станут тяжёлыми, а на вершине тебе будет тепло от того, что ты бежишь». Он не знал (да и я не ожидал), что я буду бежать столь аккуратно и штаны бы не промокли, да и они мне не мешают бежать (я на тренировках почти всегда бегал в штанах). И ещё Гоша – закалённый человек, ему нигде не холодно.

Но в данный момент я был в шортах, холодный ветер беспощадно дул по ногам и их стало сводить от холода. Ноги «грозили судорогами» во всех мышцах после каждого шага, я едва дошёл до конца плата и начала последнего пятикилометрового подъёма по огромным камням. Как только стал подниматься по камням – свело левую ногу в области бедра. Я сел в углубление между камней (тут ветра не было) и стал растирать, чтоб судорога прошла, но потом эту же ногу снова свело.

Тогда я решил отсидеться в камнях 15 минут, чтобы согреть ноги. Далее потихоньку полез наверх, осторожно переставляя и периодически растирая ноги. Так я лез наверх 2 часа, совершенно не думая о том, что мне по этим же камням потом спускаться (если бы я об этом думал, то я не дошёл бы до вершины и повернул бы назад). И ещё я не знал, сколько осталось до вершины – это вторая причина, почему я не повернул назад. А до вершины на самом деле было 5 километров вперёд и вверх по огромным камням.

Каждый раз предо мной вставала «стена из камней» и длинная людская тропа, ползущая вверх. Каждый раз, доходя до верха этой стены, я думал, что это уже вершина, но видел перед собой новую такую же «стену из камней», которая уходила ещё выше. В последний раз, когда я так подумал, вместо вершины была табличка «20; До вершины 1км» и, наконец-то, последняя «стена камней» в виде холма. В любую секунду ноги могло свести, но я терпеливо и аккуратно поднялся на этот последний холм. На подходе мне перечеркнули номер и сказали, что я могу возвращаться назад, но я прошёл дальше, на контрольный пункт «вершина», попил, поел стандартный набор (к нему прибавились ещё колбаса и сало), погрелся в толпе людей и отправился к массажистам, объяснил им своё критическое положение.

Они намазали мне ноги чудо-мазью, и хорошенько растёрли их спиртом (для разогрева). Далее я попросил у них тёплую куртку, обмотал ею ноги и, утеплившись, просидел так полчаса. Да, я потерял много времени из-за того, что не взял с собой тёплые штаны. Это моя основная ошибка.

Прошло полчаса (время уже было 4часа 30минут). Я встал, ещё раз растёр ноги и не торопясь пошёл назад. Это действительно была чудо-мазь, ноги перестали «грозить судорогами», но я шёл всё равно без резких движений ногами. Вышел на открытое место, сделал несколько снимков горных пейзажей, сфотографировал себя на фоне гор и умеренно, осторожно начал спускаться вниз.

Пока спускался – понял, как удобнее всего это делать (переползать как паук, держась за камни и руками, и ногами), «освоил камни», они мне даже стали нравиться. Я «вошёл в ритм», но продолжал соблюдать осторожность. Сосчитал количество «каменных стен», их было 8. Спустился с вершины на плато уже за 1 час (а поднимался 2 часа). Понял одну вещь: бояться надо не камней, а ровных пространств, там дует пронизывающий холодный ветер.

Как можно быстрее и как можно осторожнее я старался добежать до конца этого плата и убраться прочь с него, «упав» вниз, в долину, где меня ожидала снова поляна художников (путь назад проходит по этой же дороге).

Получилось, убрался! В долину спускался опять по камням, но это уже были последние камни, и у меня даже появилась «лёгкая ностальгия» по ним, не хотел с ними прощаться, понравилось по ним ползать и шагать. Но вот камни уже позади, а я вернулся на поляну художников. Меня тут встречали, как «ангела, спустившегося с небес, с горы». По времени было уже 6 часов (Гоша уже финишировал). Я беспощадно съел всё оставшееся печенье, выпил чаю, посидел опять 10 минут и пошёл домой, на финиш.

Чудо-мазь окончательно исцелила мои ноги и, когда я пошёл к финишу (а до него было ещё 14км), то я понял, что могу бежать. У меня открылось пятое дыхание (первое было на старте; второе – на корнях в состоянии восторга; третье – после первых судорог, когда я не стал поворачивать назад, а решил в критическом состоянии ползти на вершину; четвёртое – после воздействия чудо-мази на ноги на вершине).

Открылось пятое дыхание, и я не пошёл, а побежал вперёд, обгоняя уже усталых людей, идущих пешком. Слёзы счастья наворачивались на глазах, а в мыслях постепенно проявлялся «запах медали», запах победы (победой для себя я считал то, что я пройду до конца эту трассу и получу награду - медаль). Я уверенно бежал к победе, обгоняя десятки людей, идущих пешком. Некоторые из них ещё пытались бежать, но я всех их обгонял. В сумме я обогнал человек 300 (вместе с туристами и другими людьми, т.к. я не мог знать статус каждого).

Бежал уверенно, но на пунктах ненадолго останавливался. Брал курагу и стандартный набор, но допивал уже на ходу и продолжал бежать дальше. Так я «собрал» все оставшиеся пункты.

Пятое дыхание было, конечно же, не вечным. Оно закончилось на 38м километре. С этим дыханием закончились и мои силы. Я сел отдохнуть. Посидел 5 минут и далее шёл пешком, бежать уже не мог (боялся вконец «убить» свой опорно-двигательный аппарат). Обгонял тех, кто успел меня обогнать, пока я сидел, тем, что шёл быстрее, чем они. Шёл долго, 40 минут (4км), но на финише в последний раз обогнал трёх парней. Собрал последние силы и создал видимость красивого финиша бегом. Парни пытались меня догнать, но не смогли. Со стороны это смотрелось, как гонка черепах (бежал-то я медленно, это была лишь видимость красивого финиша).

Финиш! По моим часам я пробежал марафон за 8 часов 40 минут, но главное – это то, что я его пробежал! Мне на шею сразу надели медаль, вручили диплом, но на слёзы счастья уже не было сил, я был выжат целиком и полностью. Ноги уже отказывались даже просто ходить. Единственное, что мне хотелось – это дойти до лагеря и сесть (не лечь, а почему-то именно сесть). От финиша до лагеря шёл медленно, с медалью и дипломом. Кто-то из прохожих меня поздравил. Со скоростью 0,5 км/ч я дошёл до лагеря и сел…

Просидел на одном месте долго, пока сидел – хорошо поел, а потом пошёл спать и отрубился сразу (заснул бы я лучше так в ночь перед марафоном). Вот так прошёл первый марафон в моей жизни, самый сложный марафон, горный марафон, рассчитанный только для настоящих Людей.