Егор Хрусталёв:
О песне «Виски» хочу вас спросить. Уникальная, отличная песня, новая. Вообще, сотрудничество с американцем, который живет в Исландии, выучил русский язык. Но, вот сейчас, поскольку телевизионная программа, я хочу вас спросить о клипе. Но это же – просто кровища, и борщ, и свёкла! В общем, как это рождается?! Я не думаю, что это трезвым можно придумать!
Шура Би-2:
Буквально вчера мы вспоминали, у нас есть наш хороший друг, уже хороший друг – режиссёр Игорь Шмелёв, который снимал этот клип.
Лёва Би-2:
Который снимал, собственно говоря, этот клип, да.
Егор Хрусталёв:
А он много, кстати, ваших работ снимал?
Шура Би-2:
Да. Вообще, начиная с «Компромисса», все клипы делает он. И мы продолжаем с ним сотрудничать. И, как раз, мы вчера обсуждали новое видео, и вот вышли к тому, что, когда мы придумали всю идею… Мы придумываем как: все садимся – я, Лёва и Шмель – и генерируем идею.
Егор Хрусталёв:
А где, кстати, садитесь?
Шура Би-2:
Это по-разному. Вчера мы у Лёвы в квартире сидели. А иногда мы сидим в каком-то ресторане.
Лёва Би-2:
Иногда на гастроли он приезжает.
Шура Би-2:
Я приезжаю, потому что у нас мало времени, и взяли его на гастроли на Кавказ. Он никогда не был на Кавказе. Мы на Кавказе придумали «Виски». И практически всю стенографию, весь арт, который мы там сделали.
Лёва Би-2:
Нет, изначально идея «Виски» была достаточно безобидная.
Шура Би-2:
Но она была «клюква» такая, тривиально. Мы хотели…
Лёва Би-2:
Гоголь, Салтыков Щедрин… Что-то такое.
Шура Би-2:
А так как у нас присутствует Джон Грант – это американец, да, то он бы играл русского, а мы бы играли, типа, иностранцев.
Егор Хрусталев:
Бутлегеры такие…
Шура Би-2:
Да. Но Шмель – режиссёр – за неделю говорит: «Ребята…»
|
Лёва Би-2:
За неделю. Уже весь подготовительный вопрос был просчитан, всё было готово. Мы просто ждали, когда начнутся съёмки. Пришел Шмель и сказал: «Ребята, мне кажется, что это будет немножко скучновато».
Шура Би-2:
Да. Это будет «клюква». Давайте хоррор введём. Мы такие: «Ну, давай!» И, как раз, появилась изюминка у этого клипа, абсолютно такая своеобразная.
Лёва Би-2:
Но это же – жанровый клип. Прямо, жанровый клип.
Егор Хрусталёв:
Да, очень жанровый. Там даже возрастное ограничение стоит, даже на YouTube, чтобы посмотреть.
Лёва Би-2:
Я, если честно, не очень понимаю. Но, наверное, детей некоторых… Хотя, сейчас такие дети, которых очень тяжело чем-то смутить. Вот, видимо, поедание бутафорских ног и произвело такое впечатление.
Шура Би-2:
Мои дети смотрели и смеялись.
Лёва Би-2:
В основном, это будоражит умы каких-то моралистов и лицемеров, потому что в принципе, нормальный человек этому…
Как снимают в клипах своих детей
Егор Хрусталёв:
В двух клипах, по-моему, ваши дети снимаются? Я знаю, что вот в «Алисе» и в «Лётчике», по-моему, Ваш сын снимался.
Шура Би-2:
Да, и в других тоже.
Лёва Би-2:
У меня Авив снимался и в «Шамбале», и где-то…
Шура Би-2:
И где-то ещё.
Лёва Би-2:
Да.
Егор Хрусталёв:
Я читал, что Вы их как-то подкупаете: то iPhone, то какими-то специальными подарками. Типа, это их гонорар.
Лёва Би-2:
У нас, что касается работы – это профессиональные отношения. Поэтому естественно, гонорар – это обязательная вещь. Правда, предыдущие клипы – это были просто наборы LEGO, а тут уже было…
Шура Би-2:
Потому что у него дети постарше. А старший у него вырос, и он начинает поднимать…
|
Лёва Би-2:
И гаджеты уже становятся популярными среди детей. Поэтому тут уже LEGO не обошлось.
Как пишут песни
Егор Хрусталёв:
Лёва, я читал в Вашем интервью, вот Вы начинаете новый альбом – берёте Moleskine, пишете название альбома и записываете мысли, которые из общения, из фильмов, из каких-то книг. Вот можете Вы сказать, какого рода фразы Вы набрасываете, из которых потом, как это: «Если бы вы знали, из какого сора складываются мои стихи»
Лёва Би-2:
Это, всё-таки, творческая кухня. Я думаю, что всё, прямо уж досконально рассказывать не имеет смысла.
Егор Хрусталёв:
Ну, просто, может быть, какую-то одну помните?
Лёва Би-2:
Иногда мы просто отшучиваемся. Мы говорим, что мы подписали бумагу о неразглашении «военной тайны», о том, как пишется песня. Это – разные мысли абсолютно. И это – не мои. Читаешь книги. Знаете, просто происходит иногда такой момент, как цепная реакция: одно произведение, одна песня, один фильм, одна картина может спровоцировать какой-то взрыв. Вот, знаете, есть такая группа «Вежливый отказ»? Играют музыку на уровне, скажем так, ощущений…
Егор Хрусталёв:
Авангардную.
Лёва Би-2:
Такой современный Шостакович, только на гитарах. И на концерте группы «Вежливый отказ» у меня пришла идея написать песню «Моя муза из Евросоюза», которая является абсолютно поп-песней. И ничего в ней нет такого сложного, собственно говоря.
О звукорежиссёрах
Егор Хрусталёв:
Шура, Вы – бессменный и самый главный музыкальный продюсер команды «Би-2». То, что с самого начала отличало «Би-2» для всех, кто слушал – это был совершенно особенный, удивительный и совершенно вот, как бы, несоветский звук. У меня такой вопрос: можно ли сказать, вот то, что Вы пожили, поработали и послушали очень много того, что делалось не в России, не в Беларуси, пожили в Израиле и в Австралии, это явилось главной историей, то, что вас отличало и отличает сейчас?
|
Шура Би-2:
Не за один день всё это происходило. В Австралии был замечательный опыт. Но, смотрите, сейчас мы сотрудничаем уже лет 10 с ЭдрианомБушби – звукооператор в Лондоне. Это – парень, у которого три «Грэмми». Да и, вообще, с нами сотрудничают звукооператоры – одни из самых топовых. Пластинки, на которых я в детстве читал и думал: «Вот такой он, он будет когда-нибудь со мной». Томми Викари, с которым мы оркестровые альбомы мы сводим. Он свёл альбомы Майкла Джексона, Джорджа Бенсона, Джорджа Дюка. И они к нам относятся не как к таким: «Ну, ребята приехали». А прямо они переживают за творческий процесс. Тем более, вот для Бушби, вот своим этим альбомом мы ставили, радикально мы меняли звук, мы искали другой звук. И это на песне «Лётчик» слышно. Потому что, когда у нас, даже, когда у нас песня не получалась, мы делали дубль за дублем, а время растягивалось. Он даже группу Muse отодвинул на две недели, потому что они сводили там сингл какой-то…
Егор Хрусталёв:
Это – шикарный факт.
Шура Би-2:
И, тем самым, каждый из этих людей, с которыми мы сотрудничаем, они находят, что-то своё привносят, что-то своё, и, тем самым, получается такой оригинальный звук.
Егор Хрусталёв:
Ну, вот уши в России ни у кого так не работают, как у тех ребят, которые выросли там?
Шура Би-2:
Понимаете, мы не хотим никого обидеть, но как-то у нас так уж получилось, что мы сводим, всё-таки, там.
Про песню «Компромисс»
Егор Хрусталёв:
Я благодарю вас за ваше время. Если позволите в финале очень короткий вопрос. Вот на меня сильнейшее впечатление произвела песня «Компромисс». Начинается она со слов: «Друг дорогой». Правильно ли я понял, что, на самом деле, эта песня обращена к самим себе?
Лёва Би-2:
После каждой пластинки наступает опустошение. И этот сосуд пустой ты пытаешься наполнить, подготовить себя к работе над следующим альбомом. И в этот момент происходит очень серьёзная переоценка ценностей всех. В данный момент, вот Вы нас сейчас, наверное, словили вот именно в этот момент. И поэтому даже тяжело отвечать на какие-то простые вопросы. Потому что вчера ты ещё знал, ты был уверен в ответе, в ответах на эти вопросы, а сегодня ты уже сомневаешься в чём-либо.
Шура Би-2:
Тем более, смысл песен иногда приходит через несколько лет, о чём эта песня.
Егор Хрусталёв:
Ну, очень простой вопрос у меня: вы себе обращаете эту песню?
Лёва Би-2:
Конечно. У меня нет, знаете, такого дидактического вот характера в песнях, когда кто-то чему-то учит. Вся идеология, которая происходит – ну, такие, абстрактные диалоги в этих песнях – они, конечно, диалоги с самим собой, естественно.
https://youtu.be/57lGELIqUXE