Виды социальных взаимодействий




Группа ТО-011/20

Тема. Понятие интеракции в процессе общения

План:

· Понятие интеракции

· Место взаимодействия в структуре общения

· Виды социальных взаимодействий

 

 

Понятие интеракции

 

«Интеракция» – это совокупность двух латинских слов – inter (между) и action (деятельность).

Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Интерактивная сторона общения по сути своей является психологическим воздействием одного человека (группы людей) на психику другого человека (группы людей). Результатом такого рода проникновения выступают изменения индивидуальных или групповых взглядов, мотивов, отношений, установок и состояний. Эти изменения могут быть временными, преходящими или устойчивыми.

Интерактивная функция общения имеет как социальное, так и психологическое значение. С социальной точки зрения происходит налаживание связей между членами общества. Люди выполняют социальные роли, которые соответствуют их положению, и в результате достигают поставленных задач.

Психологическое значение проявляется во взаимном влиянии индивидов друг на друга, в развитии во время совместной деятельности новых умений и черт характера, в установлении межличностных связей.

 

Место взаимодействия в структуре общения

 

В ходе общения для участников важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

При рассмотрении общения как взаимодействия людей всегда необходимо принимать во внимание цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности. Результат общения – изменение поведения и деятельности других людей. Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется в обмене информацией и в усилиях людей по организации совместной деятельности.

Интерактивная функция общения связана с выработкой стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, организацией их совместной деятельности для достижения определенных целей. Такое общение предполагает достижение взаимопонимания, приложение совместных усилий для дальнейшей организации деятельности, в конечных результатах которой заинтересованы общающиеся. Специфика интеракции в том, что она фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий.

Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой вклад. Именно это и позволяет объяснять взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе совместной деятельности для ее участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, т.е. спланировать общую деятельность.

Виды социальных взаимодействий

 

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, стратегии поведения, соответствующие ситуации. Взаимодействие людей разнообразно. Поэтому ученые стремятся упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: сотрудничество (кооперация) и соперничество (конкуренция). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Сотрудничество, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил).

Эту форму взаимодействия следует применять тогда, когда необходимо не только отстаивать свои интересы, но и сотрудничать с партнерами. Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгодного решения.

Выделим случаи, в которых целесообразно обращаться к этому виду взаимодействия:

1. Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и они готовы к сотрудничеству;

2. Существуют тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

3. Есть время поработать над проблемой, требующей решения на основе перспективных планов обеих сторон;

4. Партнеры хотят обсудить некоторые идеи и поработать над разработкой взаимовыгодного решения;

5. Обе стороны наделены властью в равной степени.

Очевидно, сотрудничество направлено на удовлетворение интересов обеих сторон. Оно требует от партнеров определенных усилий для эффективного взаимодействия.

Этот вид взаимодействия можно описать такими понятиями, как «ассоциация», «кооперация», «компромисс», «согласие», «присоединение».

Что касается другого типа взаимодействия – соперничество (конкуренция), то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. Конкуренция (от лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция имеет место тогда, когда один из партнеров не очень заинтересован в сотрудничестве, а руководствуется, в первую очередь, удовлетворением собственных интересов и потребностей, создавая преграды на пути к взаимопониманию. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике.

Этот вид взаимодействия можно описать следующими понятиями: «соперничество», «оппозиция», «диссоциация», «конфликт».

Соперничество может быть эффективным в том случае, когда для одной из сторон взаимодействия:

1. Очень важный результат;

2. Делается большая ставка на решение проблемы в ее интересах;

3. Достаточно авторитета для принятия выгодного для нее решения;

4. Не имеет альтернативы, и она ничего не теряет;

5. Необходимо мгновенное реагирование, потому что она находится в критической ситуации;

6. Необходимо принять нестандартное решение, и она имеет достаточно власти для такого шага.

При использовании этого вида взаимодействия, надо быть готовым к сильному сопротивлению другой стороны, а в худшем случае – к возможности потерять все, на что надеялись.

Такие виды взаимодействия, как конкуренция и сотрудничество, могут быть эффективными в зависимости от цели, которую ставят перед собой собеседники; ситуации; уровня профессионализма партнеров и реальной власти.

Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положительную роль в анализе интерактивной стороны общения. Однако только такого дихотомического рассмотрения видов взаимодействия оказывается недостаточно для экспериментальной практики. Поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода – выделить более «мелкие» типы взаимодействия.

1. Позитивное взаимодействие (кооперация, согласие, приспособление, ассоциация) выражается в организации совместной деятельности, направленной на достижение желаемого для всех участников процесса результата.

При кооперации некоторое число людей объединяется в общую группу для достижения единой цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Согласие означает, что человек выражает свое одобрение позиции большинства, при этом необязательно сам участвуя в активной деятельности.

Приспособление подразумевает, что человек подстраивается под предлагаемые обстоятельства.

Ассоциация – (союз; лат. associo – присоединять) – добровольное объединение физических и/или юридических лиц ради достижения общей цели с сохранением права последних вступать в другие объединения. Значительная часть внутренних норм носит неформальный характер.

2. Состязательное взаимодействие (конкуренция, соперничество). Здесь на первое место выходит соревновательный момент.

При конкуренции происходит столкновение интересов субъектов, которые одновременно претендуют на одни те же блага или достижения. Причем подобный социальный процесс носит как положительный, так и отрицательный характер.

3. Негативное взаимодействие (конфликт, оппозиция, диссоциация) – когда во время совместной деятельности возникают серьезные препятствия для эффективного взаимодействия.

Конфликт является наиболее негативным вариантом интерактивного взаимодействия, при котором между участниками возникают серьезные разногласия и споры.

Оппозиция – проявление отрицательной реакции на предлагаемые действия, модель поведения или стратегию.

Диссоциация (распад чего-либо на составляющие, образовано от латинского слова dissociatio, что означает «разделение») – ослабление согласованности действий в группе и утрата ее членами чувства принадлежности к ней.

Позитивное интерактивное взаимодействие наблюдается во время любой эффективной совместной деятельности. Это может быть процесс обучения, работа над проектами, проведение культурно-массовых мероприятий, совместный досуг и многое другое.

Состязательная форма интеракции характерна для бизнеса, профессиональной деятельности. Именно здесь происходит столкновение ключевых интересов людей, которые стремятся достичь карьерных успехов, реализовать амбиции, обеспечить себе материальное благополучие.

Занимающие одну позицию в компании сотрудники могут соперничать между собой во время выполнения проектов, поскольку каждый будет стремиться обратить на себя внимание начальства.

Негативная интеракция наносит значительный ущерб эмоциональному состоянию ее участников, снижает результативность их совместной деятельности.

Находящиеся в состоянии неприятия друг друга стороны не могут объединить усилия для достижения цели.

При позитивной форме интерактивного общения единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.

При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: