ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО ЮМОРА?




Классный час для старшеклассников

«Нужно ли человеку чувство юмора?»

Здравствуйте, садитесь. Сегодня я проведу интересное занятие. Я надеюсь, что наше общение будет продуктивным и интересным. Вы поможете мне своей активностью, искренностью, откровенностью, а я, в свою очередь, помогу вам узнать что-то новое, задуматься и, быть может, получить положительные эмоции. О чем будет наш сегодняшний разговор? Попробуйте догадаться.

 

Сюжет первый. Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.

Учитель: Так, Иванов, что случилось? Опять ты опоздал.

Ученик: Я проспал.

Учитель: Каждый день одно и то же. Вчера у тебя будильник сломался, позавчера – автобус! Как тебе не стыдно, а кто учиться будет?

Ученик: Но я же не нарочно.

Учитель: Ничего не знаю. Быстро дневник на стол и завтра маму в школу.

Сюжет второй. Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.

Учитель: Так Сидоров, что случилось?

Ученик: Извините, Марья Ивановна, я опоздал, но я все понимаю, вот мой дневник, а там мама за дверью ждет. Позвать?

Учитель: Как, мама? Ну, зачем сразу «мама», не так уж все серьезно. Ладно, садись Сидоров.(ученик садится)

Учитель: А ты что, Сидоров, правда маму привел?

Ученик: Да нет, я пошутил! Вы же сами сказали, что все не так серьезно!

Учитель: Ну ты, Сидоров и артист!

-Итак, мы прочитали два сюжета. (входит опоздавший, это ученик, которого учитель попросил опоздать заранее)

- Вот, нам представилась возможность выйти позитивно из этой ситуации, но не без урока для опоздавшего. К примеру, предложим опоздавшему прочесть стишок, с повинной головой.(текст предлагается «опоздавшему»)

Все знают – школа не вокзал.

Не страшно опоздать.

Но если в школу опоздал,

Она не будет ждать.

Пусть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час!

- Спасибо. Садись. Следующий раз будем читать с выражением.

- Три различных развития одной и той же ситуации. Почему первый ученик пострадал больше второго? Чего не хватило ему, а хватило первому? Что, в третьем случае хватило учителю?

- А учительница, которая посчитала проблему несерьезной, могла более мягко выйти из первой ситуации, чтобы не развивать конфликт, в то же время, не оставлять ученика безнаказанным? Какого качества не хватило учительнице? (Выходим на понятие «чувство юмора»)

- На самом деле в ситуации ученик-учитель у учителя есть два пути решения проблемы: заставить сделать по своему и сделать так, чтобы ученику было стыдно за свой поступок. Наверняка каждый из вас по-своему относится к каждому решению. Поэтому я решил назвать тему нашего урока.

«Нужно ли человеку чувство юмора?» (пишется на доске)

 

- Почему возникла эта тема? Мы попросили учеников 9-11 классов расставить в порядке значимости 12 качеств, которые, по их мнению, должны быть у учителя. Это ум, порядочность, уверенность в себе, доброта, трудолюбие и другие. На 1 месте был, конечно, ум, а на втором, что удивительно, чувство юмора! Кстати, среди качеств необходимых ученику, чувство юмора было на пятом месте вслед за умом, уверенностью в себе, трудолюбием и хитростью.

 

Учитель: 1)ум 2) чувство юмора 3) доброта 4) порядочность 5) искренность.

Ученик: 1) ум 2) уверенность в себе 3) трудолюбие 4) хитрость 5) чувство юмора.

 

- Сегодня мы затронем много тем, которые связаны с юмором. И, говоря о юморе, будем находить ответы на вопрос:

 

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО ЮМОРА?

 

Можно сделать первую запись:

 

- Помогает выйти из неприятных ситуаций.

- Теперь попробуем определить, а что же такое юмор, каким бывает юмор? Запишите свое определение юмора. (ученики дают определения)

 

Юмор (humour (англ.) от латинского hamor (влага, сок)

Незлобиваянасмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему-нибудь. (к чьим-нибудь недостаткам, слабостям, к злоключениям и т. п.)

 

В чем сущность юмора? Теоретики комического отмечают, что «ни одному из исследователей не удалось создать универсального и исчерпывающего определения». И это притом, что над проблемой комического более двух тысячелетий работали и психологи, и социологи, и искусствоведы, и филологи, и философы (в том числе создатели философских систем, такие, как Аристотель, Гоббс, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Шеллинг). «…юмор — область, которая не подлежит определению. И каждая новая попытка определить его приводит только к юмору» (З.Паперный).

Например, Аристотель говорил: «Смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное ». Иллюстрируя основные признаки комического, указывают, например, на ситуацию падения на улице важного господина, — падения, сопровождаемого нелепыми телодвижениями, но ни для кого не опасного. Заметьте, что смех тотчас прекратится, если мы увидим кровь или услышим стоны! То есть, по Аристотелю, человек с удовольствием смеется над тем, что ему в данный момент не угрожает. Вот мы посмеялись над опоздавшим, потому что сами не были на его месте.

Смех над физическими недостатками, падениями, страданиями – это животный смех, смех необразованных людей. Даже из истории известно, что цирки, в которых бились гладиаторы то и дело оглашались смехом, а в классической итальянской комедии – смех вызывал Арлекин, колотящий Пьеро бычьим пузырем. А взрослому человеку развитое умение сочувствовать не позволяет смеяться над чужой физической болью. Ведь юмор, как и человечество, развивается от простого к сложному, от грубого к изящному. С развитием человечества юмор стал уделом умных и образованных людей. А животный смех остался уделом невежд.

Вспомните какие–либо высказывания, или поговорки о юморе, смехе.(работа с классом)

Недаром народ говорит: «Смех без причины – признак дурачины».

Гёте назвал юмор одним из элементов гения, а Бернард Шоу дал ему еще более высокую оценку: «…юмор — черта богов!.. Нет ничего серьезнее глубокого юмора». «Где смех, там человек; скотина не смеется», - писал М.Горький. Можно представить себе общество, не знающее слез и печалей, но общество без смеха, без юмора, без шутки — такое и представить себе трудно.(высказывания великих – на экране, делаем запись)

 

-Показывает образовательный уровень, развивает мыслительный процесс.

 

В человеке всегда ценилось и ценится чувство юмора. Давайте попробуем определить, есть ли оно у вас? (тест на чувство юмора, выдан каждому ученику)

1)Если вас обозвали шляпой, вы:

1) говорите «Сам в очках»

2) тут же бежите покупать косынку, или платок.

3) говорите «Зато модная»

2) Если вас послали подальше, вы:

1) начинаете уверять, что не любите дальних путешествий

2) идете еще дальше

3) идете до соседнего перекрестка

3) Если вас обокрали, вы:

1) заявляете в милицию

2) говорите себе «Не в деньгах счастье»

3) говорите себе «Счастье не в деньгах, а в их количестве»

4) Если вам дали «по шапке», вы:

1) отказываетесь взять

2) радуетесь, что не по шее

3) говорите, что теперь у вас не будет мерзнуть голова

5) Если родители дали вам «жару», вы:

1) звоните 03

2) благодарите их за то, что они отдают вам тепло своей души

3) тут же начинаете его «поливать»

6) Если кто-то наступил вам на ногу, вы:

1) радуетесь, что кто-то хочет с вами стоять на дружеской ноге

2) спрашиваете: он что, не научился стоять на своих двоих

3) интересуетесь, удобно ли ему стоять

7) Если родители решили наказать вас рублем, вы:

1) сообщаете всем, что теперь вы «в ударе»

2) радуетесь, что не сторублевой монетой

3) просите, чтобы впредь вас били только долларом

8) Если вас послали «в баню», вы:

1) заявляете, что не любите веники

2) признаетесь, что предпочитаете сауну

3) благодарите за заботу о вашей гигиене

 

 

Подведем итоги.

 

1) 1 – 3 балла; 2- 1 балл; 3-5 баллов

2) 1- 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл

3) 1 – 5 баллов; 2 – 1 балл; 3 – 3 балла

4) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов

5) 1 – 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл

6) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов

7) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов

8) 1 – 1 балл; 2 – 3 балла; 3 – 5 баллов

Подсчитайте сумму. Если вы набрали от 24 до 40 баллов, у вас отличное чувство юмора, а если меньше – самое смешное у вас еще впереди.

Вот вы определились со своим чувством юмора, правда, было приятно понять, что оно у вас есть? А испытываете вы удовольствие, если вам удалось удачно пошутить? Ну, тогда запишем.

 

-Повышает самооценку

Юмор – понятие многогранное и говорить обо всех направлениях просто не хватит времени. Поэтому сегодня я расскажу всего об одном из видов юмора.

Считается, что, среди различных видов юмора главное место занимает словесный - языковая шутка. Именно здесь функции юмора проявляются особенно ярко. Тем более поговорить об этом будет уместно в год, посвященный русскому языку.

Как же устроена шутка, способная рассмешить. Шутка двухчастна, в ней есть исходная точка и вывод, без промежуточных звеньев. Это обеспечивает внезапность перехода и тем самым больший комический эффект.

Как соотносятся между собой две части шутки? Важный вклад в понимание этого важного вопроса внесли теория «обманутого ожидания» и теория «комического шока».

Обманутое ожидание.

И.Кант и некоторые другие мыслители подчеркивали, что в шутке наблюдается контраст между ожиданиями человека (основанными на его жизненном опыте) и конечным результатом. Явление, кажущееся естественным, потом демаскируется как абсурд или ошибка и тем самым дискредитируется. Иллюстрацией может служить такая сценка: рыболов с громадным трудом тянет добычу и вытягивает… старый башмак. Именно по этому типу строится большинство языковых шуток.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: