Классный час для старшеклассников
«Нужно ли человеку чувство юмора?»
Здравствуйте, садитесь. Сегодня я проведу интересное занятие. Я надеюсь, что наше общение будет продуктивным и интересным. Вы поможете мне своей активностью, искренностью, откровенностью, а я, в свою очередь, помогу вам узнать что-то новое, задуматься и, быть может, получить положительные эмоции. О чем будет наш сегодняшний разговор? Попробуйте догадаться.
Сюжет первый. Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.
Учитель: Так, Иванов, что случилось? Опять ты опоздал.
Ученик: Я проспал.
Учитель: Каждый день одно и то же. Вчера у тебя будильник сломался, позавчера – автобус! Как тебе не стыдно, а кто учиться будет?
Ученик: Но я же не нарочно.
Учитель: Ничего не знаю. Быстро дневник на стол и завтра маму в школу.
Сюжет второй. Звенит звонок. Учительница начинает урок. Входит опоздавший.
Учитель: Так Сидоров, что случилось?
Ученик: Извините, Марья Ивановна, я опоздал, но я все понимаю, вот мой дневник, а там мама за дверью ждет. Позвать?
Учитель: Как, мама? Ну, зачем сразу «мама», не так уж все серьезно. Ладно, садись Сидоров.(ученик садится)
Учитель: А ты что, Сидоров, правда маму привел?
Ученик: Да нет, я пошутил! Вы же сами сказали, что все не так серьезно!
Учитель: Ну ты, Сидоров и артист!
-Итак, мы прочитали два сюжета. (входит опоздавший, это ученик, которого учитель попросил опоздать заранее)
- Вот, нам представилась возможность выйти позитивно из этой ситуации, но не без урока для опоздавшего. К примеру, предложим опоздавшему прочесть стишок, с повинной головой.(текст предлагается «опоздавшему»)
Все знают – школа не вокзал.
|
Не страшно опоздать.
Но если в школу опоздал,
Она не будет ждать.
Пусть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час!
- Спасибо. Садись. Следующий раз будем читать с выражением.
- Три различных развития одной и той же ситуации. Почему первый ученик пострадал больше второго? Чего не хватило ему, а хватило первому? Что, в третьем случае хватило учителю?
- А учительница, которая посчитала проблему несерьезной, могла более мягко выйти из первой ситуации, чтобы не развивать конфликт, в то же время, не оставлять ученика безнаказанным? Какого качества не хватило учительнице? (Выходим на понятие «чувство юмора»)
- На самом деле в ситуации ученик-учитель у учителя есть два пути решения проблемы: заставить сделать по своему и сделать так, чтобы ученику было стыдно за свой поступок. Наверняка каждый из вас по-своему относится к каждому решению. Поэтому я решил назвать тему нашего урока.
«Нужно ли человеку чувство юмора?» (пишется на доске)
- Почему возникла эта тема? Мы попросили учеников 9-11 классов расставить в порядке значимости 12 качеств, которые, по их мнению, должны быть у учителя. Это ум, порядочность, уверенность в себе, доброта, трудолюбие и другие. На 1 месте был, конечно, ум, а на втором, что удивительно, чувство юмора! Кстати, среди качеств необходимых ученику, чувство юмора было на пятом месте вслед за умом, уверенностью в себе, трудолюбием и хитростью.
Учитель: 1)ум 2) чувство юмора 3) доброта 4) порядочность 5) искренность.
Ученик: 1) ум 2) уверенность в себе 3) трудолюбие 4) хитрость 5) чувство юмора.
- Сегодня мы затронем много тем, которые связаны с юмором. И, говоря о юморе, будем находить ответы на вопрос:
|
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧУВСТВО ЮМОРА?
Можно сделать первую запись:
- Помогает выйти из неприятных ситуаций.
- Теперь попробуем определить, а что же такое юмор, каким бывает юмор? Запишите свое определение юмора. (ученики дают определения)
Юмор (humour (англ.) от латинского hamor (влага, сок)
Незлобиваянасмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему-нибудь. (к чьим-нибудь недостаткам, слабостям, к злоключениям и т. п.)
В чем сущность юмора? Теоретики комического отмечают, что «ни одному из исследователей не удалось создать универсального и исчерпывающего определения». И это притом, что над проблемой комического более двух тысячелетий работали и психологи, и социологи, и искусствоведы, и филологи, и философы (в том числе создатели философских систем, такие, как Аристотель, Гоббс, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Шеллинг). «…юмор — область, которая не подлежит определению. И каждая новая попытка определить его приводит только к юмору» (З.Паперный).
Например, Аристотель говорил: «Смешное — это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное ». Иллюстрируя основные признаки комического, указывают, например, на ситуацию падения на улице важного господина, — падения, сопровождаемого нелепыми телодвижениями, но ни для кого не опасного. Заметьте, что смех тотчас прекратится, если мы увидим кровь или услышим стоны! То есть, по Аристотелю, человек с удовольствием смеется над тем, что ему в данный момент не угрожает. Вот мы посмеялись над опоздавшим, потому что сами не были на его месте.
|
Смех над физическими недостатками, падениями, страданиями – это животный смех, смех необразованных людей. Даже из истории известно, что цирки, в которых бились гладиаторы то и дело оглашались смехом, а в классической итальянской комедии – смех вызывал Арлекин, колотящий Пьеро бычьим пузырем. А взрослому человеку развитое умение сочувствовать не позволяет смеяться над чужой физической болью. Ведь юмор, как и человечество, развивается от простого к сложному, от грубого к изящному. С развитием человечества юмор стал уделом умных и образованных людей. А животный смех остался уделом невежд.
Вспомните какие–либо высказывания, или поговорки о юморе, смехе.(работа с классом)
Недаром народ говорит: «Смех без причины – признак дурачины».
Гёте назвал юмор одним из элементов гения, а Бернард Шоу дал ему еще более высокую оценку: «…юмор — черта богов!.. Нет ничего серьезнее глубокого юмора». «Где смех, там человек; скотина не смеется», - писал М.Горький. Можно представить себе общество, не знающее слез и печалей, но общество без смеха, без юмора, без шутки — такое и представить себе трудно.(высказывания великих – на экране, делаем запись)
-Показывает образовательный уровень, развивает мыслительный процесс.
В человеке всегда ценилось и ценится чувство юмора. Давайте попробуем определить, есть ли оно у вас? (тест на чувство юмора, выдан каждому ученику)
1)Если вас обозвали шляпой, вы:
1) говорите «Сам в очках»
2) тут же бежите покупать косынку, или платок.
3) говорите «Зато модная»
2) Если вас послали подальше, вы:
1) начинаете уверять, что не любите дальних путешествий
2) идете еще дальше
3) идете до соседнего перекрестка
3) Если вас обокрали, вы:
1) заявляете в милицию
2) говорите себе «Не в деньгах счастье»
3) говорите себе «Счастье не в деньгах, а в их количестве»
4) Если вам дали «по шапке», вы:
1) отказываетесь взять
2) радуетесь, что не по шее
3) говорите, что теперь у вас не будет мерзнуть голова
5) Если родители дали вам «жару», вы:
1) звоните 03
2) благодарите их за то, что они отдают вам тепло своей души
3) тут же начинаете его «поливать»
6) Если кто-то наступил вам на ногу, вы:
1) радуетесь, что кто-то хочет с вами стоять на дружеской ноге
2) спрашиваете: он что, не научился стоять на своих двоих
3) интересуетесь, удобно ли ему стоять
7) Если родители решили наказать вас рублем, вы:
1) сообщаете всем, что теперь вы «в ударе»
2) радуетесь, что не сторублевой монетой
3) просите, чтобы впредь вас били только долларом
8) Если вас послали «в баню», вы:
1) заявляете, что не любите веники
2) признаетесь, что предпочитаете сауну
3) благодарите за заботу о вашей гигиене
Подведем итоги.
1) 1 – 3 балла; 2- 1 балл; 3-5 баллов
2) 1- 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл
3) 1 – 5 баллов; 2 – 1 балл; 3 – 3 балла
4) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов
5) 1 – 3 балла; 2 – 5 баллов; 3 – 1 балл
6) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов
7) 1 – 3 балла; 2 – 1 балл; 3 – 5 баллов
8) 1 – 1 балл; 2 – 3 балла; 3 – 5 баллов
Подсчитайте сумму. Если вы набрали от 24 до 40 баллов, у вас отличное чувство юмора, а если меньше – самое смешное у вас еще впереди.
Вот вы определились со своим чувством юмора, правда, было приятно понять, что оно у вас есть? А испытываете вы удовольствие, если вам удалось удачно пошутить? Ну, тогда запишем.
-Повышает самооценку
Юмор – понятие многогранное и говорить обо всех направлениях просто не хватит времени. Поэтому сегодня я расскажу всего об одном из видов юмора.
Считается, что, среди различных видов юмора главное место занимает словесный - языковая шутка. Именно здесь функции юмора проявляются особенно ярко. Тем более поговорить об этом будет уместно в год, посвященный русскому языку.
Как же устроена шутка, способная рассмешить. Шутка двухчастна, в ней есть исходная точка и вывод, без промежуточных звеньев. Это обеспечивает внезапность перехода и тем самым больший комический эффект.
Как соотносятся между собой две части шутки? Важный вклад в понимание этого важного вопроса внесли теория «обманутого ожидания» и теория «комического шока».
Обманутое ожидание.
И.Кант и некоторые другие мыслители подчеркивали, что в шутке наблюдается контраст между ожиданиями человека (основанными на его жизненном опыте) и конечным результатом. Явление, кажущееся естественным, потом демаскируется как абсурд или ошибка и тем самым дискредитируется. Иллюстрацией может служить такая сценка: рыболов с громадным трудом тянет добычу и вытягивает… старый башмак. Именно по этому типу строится большинство языковых шуток.