Ход урока.
Организация начала урока.
Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Создание рабочей атмосферы.
Проверка усвоения материала прошлого занятия.
Для проверки уровня усвоения знаний с прошлых занятий, ученикам предлагается составить ментальную карту знаний по пройденному материалу раздела «Моделирование и формализация». Выполнение задания предполагает групповую форму работы, учащиеся объединяются в небольшие группы по 2 человека. Для создания ментальной карты используются сетевой сервис Gliffy, инструментом рисования выступят мобильные устройства. Пример выполнения задания представлен на рисунке №10.
Рисунок 10. Пример выполнения задания в сервисе Gliffy.
Данный сервис не требует регистрации, имеет интуитивно понятный интерфейс, полностью русифицирован. Результаты своей работы обучающиеся сохранят и опубликуют на облачном диске Google для проверки учителем.
Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Объявление темы занятия. Объяснение того, что в ходе занятия учащиеся будут осваивать знаний о табличных информационных моделях, узнают типы табличных моделей, а также научатся создавать табличные информационные модели.
Усвоение новых знаний.
Объяснение материала занятия сопровождается электронной презентацией. Дополнительно организуется трансляция презентации средствами сервиса Presefy, что позволяет просматривать ее с любых устройств учащимся, отсутствующим на занятии, или тем, кого не устраивает просмотр с основного экрана.
Теоретический материал урока
Распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.
|
Таблица - это универсальное средство представления информации. В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов [1].
Немного повторим то, что вам уже известно и рассмотрим структуру таблицы (рисунок №11).
Рисунок №11. Структура таблицы.
Следует различать синтаксис и семантику таблицы. Синтаксис - это структура таблицы.
Если синтаксис таблиц определен давно и точно, то, что же является семантикой таблицы? (Дать учащимся высказать предположения и сформулировать ответ самостоятельно).
Семантика – это содержательная часть таблицы. Базовыми понятиями содержательной части являются:
Объект - это то, о чем идет речь.
Свойства объекта - характеристики, признаки объекта (каждое свойство имеет название (цвет, форма, материал) и значение (зеленый, прямоугольник, железо).
Класс объектов - группа объектов с одинаковыми свойствами.
Рассмотрим пример таблицы «Домашняя библиотека» (таблица 2).
Таблица 2.
Домашняя библиотека
Автор | Название произведения | Год издания | Жанр |
А. Пушкин | «Сказка о царе Салтане» | Поэтическая сказка | |
А. Беляев | «Человек-амфибия» | Фантастика | |
Л. Толстой | «Война и мир» | Трагедия |
При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведения о книгах, которые включены в таблицу, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составления таблицы было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги и жанре.
|
Укажем понятия, приведенные выше, для этой таблицы. В таблице идет речь о классе объектов - о книгах, входящих в домашнюю библиотеку. Свойствами будут выступать столбцы «автор», «название», «год издания», «жанр».
Все многообразие таблиц разделяют на типы. Рассмотрим некоторые типы таблиц.
Первыми рассмотрим таблицы типа «объект-свойство».
Таблица «объект-свойство» - это таблица, в которой рассматриваются объекты, принадлежащие одному классу. В качестве примера служит таблица «Домашняя библиотека», рассмотренная ранее.
В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (например, книга в библиотеке). Столбцы - отдельные характеристики (свойства) объектов.
Конечно, строки и столбцы в них можно менять местами, повернув на 90 градусов. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы - объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.
Порядок построения таблиц «объект-свойство»:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс объектов.
3. Вписать названия объектов и их свойства.
4. Вписать значение свойств.
Другим распространенными типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Их называют таблицами типа «объект-объект». Рассмотрим понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (таблица 3).
|
Таблица 3.
Таблица успеваемости
Ученик | Русский | Алгебра | Химия | Физика | История |
Иванов Иван | |||||
Петров Петр |
Строки относятся к ученикам - это первый вид объектов; столбцы - к школьным предметам - второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.
Порядок построения таблицы «объект-объект»:
1. Выделить объекты и свойства.
2. Назвать класс первых и вторых объектов.
3. Вписать название первых и вторых объектов.
4. Вписать значение свойств в ячейки.
Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.
Закрепление знаний.
Для закрепления знаний учащиеся выполняют практическую работу по построению табличных информационных моделей. Задание ученики будут выполнять в небольших группах, каждая из которых получит свои данные для создания таблицы. Таблицы создаются в Google документе, при этом используются мобильные устройства учащихся. Выполнения задания в группах осуществляется благодаря возможности совместного редактирования документа.
Ученикам, которые быстро справятся с построение таблицы, будет предложено создать диаграмму по ее данным. Для этого нужно будет использовать специально приложение для смартфона или планшета (Grafio Lite для операционных систем iOS, Smart Diagram для операционных систем Android). В качестве альтернативы приложениям мобильных устройств может послужить сетевой сервис Gliffy, позволяющий создавать диаграммы, с этим сервисом учащиеся уже работали в начале занятия.
Подведение итогов урока.
Общая характеристика работы класса. Демонстрация успешности овладения содержанием урока, недостатков, замеченных во время урока.