Известно, что социально-психологическое благополучие человека определяется тем, доволен ли он двумя сферами своей жизни: работой и семьей. Выбор профессии (так же, как выбор спутника жизни) - важнейший шаг в жизни человека. Однако в настоящее время в нашем государстве отсутствуют эффективно функционирующие социальные институты, которые бы помогали молодым людям сделать осознанный выбор. Как следствие, число разводов приближается к 60% от числа заключенных браков, а число выпускников, не работающих по полученной специальности, по разным оценкам, составляет от 40% до 70%. Считают ли респонденты ли свой выбор правильным? Планируют ли они посвятить свою жизнь избранной профессии? Обратимся к данным таблиц № 4 и 5.
Табл. 4
Оценка правильности своего выбора | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
3.2. Скорее правильно | |||
3.5. Затрудняюсь ответить | |||
3.3. Скорее неправильно | |||
3.1. Абсолютно правильно | |||
3.4. Абсолютно неправильно |
Табл. 5
Профессиональные планы респондентов | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
4.1. Да, после окончания обучения я планирую работать по получаемой профессии | |||
4.9. Выбор еще не сделан | |||
4.6. Нет, собираюсь поступить в ВУЗ для получения другой профессии | |||
4.8. Иное | |||
4.3. Да, для углубления полученных профессиональных знаний я собираюсь продолжить обучение в ВУЗе | |||
4.5. Нет, я еще не работаю, но планирую работать не по получаемой профессии | |||
4.2. Да, я уже работаю по профессии и собираюсь продолжать работать | |||
4.7. Нет, собираюсь поступить на краткосрочные курсы для получения другой профессии | |||
4.4. Да, для углубления полученных профессиональных знаний я собираюсь поступить на курсы, дополняющие выбранную профессию |
|
Итак, мы видим, что 56% респондентов абсолютно или скорее считают свой выбор правильным (сумма ответов 3.1 и 3.2 в Таблице 4). Работают или планируют работать по избранной профессии 50% респондентов (сумма ответов 4.1, 4.2, 4.3 в Таблице 5). При этом 17% опрошенных (то есть каждый шестой) полностью или скорее разочарованы в своем выборе (сумма ответов 3.3. и 3.4 в Таблице 4). Также 17% не планируют работать по получаемой профессии (ответы 4.5, 4.6, 4.7 в Таблице 5).
Здравый смысл подсказывает, что студенты, разочаровавшиеся в своей профессии и те, кто не собираются работать по полученной профессии – это одни и те же люди. Но так ли это в действительности? Проведя анализ взаимосвязей между отношением к своей профессии и профессиональными планами, мы получили ответ на этот вопрос:
Табл. 6
Анализ взаимосвязей
между отношением к своей профессии и профессиональными планами
Вопрос №4: «Будет ли Ваша дальнейшая профессиональная деятельность связана с той профессией, которой Вы обучаетесь?» | Итого (%) | |||
Респонденты, выбравшие остальные ответы | Респонденты, выбравшие варианты ответов 4.5.[1], 4.6[2]., 4.7[3] | |||
Вопрос № 3: «Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» | Респонденты, выбравшие остальные ответы | [1]73 | [2]10 | |
Респонденты, выбравшие варианты ответа «Скорее неправильно» и «Абсолютно неправильно» | [3]10 | [4]7 | ||
Итого (%) | 100% |
|
В Таблице 6 показаны результаты сопоставления вопросов № 3 «Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» и № 4 «Будет ли Ваша дальнейшая профессиональная деятельность связана с той профессией, которой Вы обучаетесь?». Таким образом, мы получили 4 группы респондентов:
[1] - респонденты, которые не считают, что они неправильно выбрали профессию, и не исключающие, что будут работать по своей специальности (73%);
[2] - респонденты, которые не считают, что они неправильно выбрали профессию, но отрицающие возможность работать по своей специальности (10%);
[3] - респонденты, считающие, что они скорее и абсолютно неправильно сделали свой выбор, но не отрицающие возможность работать по своей специальности (10);
[4] - респонденты, считающие, что они скорее и абсолютно неправильно сделали свой выбор, и отрицающие возможность работать по своей специальности (7%).
Таким образом, нет прямой зависимости между отношением к избранной профессии и стремлением работать в данной области.
На наш взгляд, эти цифры свидетельствуют о наличии двух групп (каждая – 10% от выборки), характеризующихся неудачной профессиональной социализацией. Представители одной из них не исключают возможности работать по нелюбимой профессии, представители другой более или менее удовлетворены избранной профессией, но вполне возможно, не будут по ней работать. В первом случае неизбежен психологический стресс у будущих работников, во втором государство, предположительно, потеряет уже обученных специалистов.
В Таблице 7 приведены ответы респондентов на вопрос № 5 «Достаточно ли хорошо Вы знаете о выбранной профессии: содержание деятельности, условия работы, востребованность на рынке труда, средний размер заработной платы и т.д.?»
|
Табл. 7.
Уровень информированности об избранной профессии | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
5.2. Об этой профессии знаю достаточно | |||
5.3. Об этой профессии почти ничего не знаю | |||
5.1. Об этой профессии знаю очень много |
Как видно, подавляющее большинство респондентов считают себя достаточно информированными о будущей профессии. Каждый 15-й оценивает свой уровень знаний как высокий, и каждый 12-й с трудом представляет себе содержание деятельности, востребованность профессии на рынке труда и т.д. Учитывая, что респонденты учатся на последнем курсе, времени на углубление знаний у них почти нет.
Каковы же приоритеты будущих специалистов в профессиональной деятельности? Таблица 8 показывает, как распределились ответы на вопрос №8 «Что важно для Вас в Вашей будущей работе» следующим образом:
Табл. 8.
Приоритеты в работе | Все (%) | М (%) | Ж (%) |
8.6. Материальное благополучие | |||
8.2. Работа, приносящая удовольствие | |||
8.7. Стабильность | |||
8.1. Возможность саморазвития и самореализации | |||
8.5. Здоровье | |||
8.3. Независимость | |||
8.10. Возможность иметь достаточно времени для общения с семьей и близкими людьми | |||
8.4. Творчество | |||
8.8. Возможность быть лидером, руководить людьми | |||
8.9. Возможность приносить пользу обществу, людям | |||
8.11.Другое |
Мы видим, что главные приоритеты одинаковы для обоих полов: прежде всего респондентов интересует материальное благополучие (18% всех ответов), затем удовольствие от работы (16%), стабильность (16%) и возможность реализации (13%). Интересно, что наименее значимы для студентов социальные мотивы: возможность быть лидером и возможность приносить пользу обществу (по 5% от всех ответов). Как можно было ожидать, возможность быть лидером, руководить людьми более значима для юношей, чем для девушек (7% и 4% соответственно).