О становлении особенностей праздника Питрау у кряшен




Праздник Петров день начинался 12 июля и продолжался целую неделю. Петров день – особо почитаемый праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу. Он хоть и связан с церковным названием, но больше увязан с сельской традицией ежегодной встречи родственников. Это подтверждается и исторически.

В старые времена протокряшенские роды (группы родственников) как и у других финноугорских, тюркских народов жили в селениях, объединившись в общины (иль). Они каждый год один раз, как правило, летом, устраивали родовой собор (джиен). Там обсуждались дела за прошедший год, планировались жизненно необходимые работы на будущее. На джиенах-соборах принимали участие все мужчины достигшие совершеннолетия. В назначенный день общинники собирались на место сбора (джиен табагы) и садились в круг. Глава, самый уважаемый член общины (ил агасы, абыз, аксакал) обращался к Всевышнему Тенгри с молитвой и просьбой о благословении и этим начинался джиен. В первый ряд круга занимали пожилые белобородые старцы, крепкие хозяева, уважаемые члены общины. Второй ряд занимали рядовые общинники. Далее распологались бедные, не достигшие заметных результатов в своей жизни. В первом ряду удобно расположившись, сидели авторитетные люди. На втором ряду участники сидели и могли вставать на колени, чтобы видеть происходящее в кругу. В третьем кругу обычно стояла молодежь, дети, бедняки, часто стояли и женщины.

Такой трехслойный круг позволял увидеть и услышать всех участников общинного схода. Обсуждение дел в общине происходило обычно в первом кругу. Второй круг лишь изредка добавлял какие-либо уточнения или справки. Третий круг имел право лишь слушать.

На джиенах обсуждались проблемы жизни общины, обменивались мнениями о планах на будущее и выносились решения. Когда завершались обсуждения, начинали свои выступления певцы, которые играя на гуслях, думбре, пели о былой истории, о знатных предках, богатырях и их подвигах. После этого праздненство продолжалось внутри родов, когда хозяин каждого дома в селе приглашал своих родственников к себе. Весь род обходил дома родственников, где хозяин угощал своих родственников специально приготовленным для этого пивом и медовухой.

Во время угощения использовался только один круговой кубок-тустаган. Хозяин дома поднимал тустаган и пел для каждого родственника заранее заготовленный именной текст песни на обрядовый напев «җыен көе», «рәт көе» и выпивал, а родственник отвечал заготовленной песней. Затем хозяин пел следующему родственнику. Наливающим и подающим кубок был специальный ответственный, назначенный хозяином дома, который назывался «сонучы», что в переводе означает «подающий». Этот старинный гостевой ритуал не забыт до сего времени. Например, во кряшены многих регионах сбор гостей по-прежнему называют «джиен» и помнят песни-посвящения.

В старину семейно-родственные отношения, джиенные, общинные традиции были очень крепкими. Роды совместно владели землей, вместе охотились, хозяйство было также общим. Традиция проведения джиена в Волго-Камском крае осталась от предков со времен жизни родовых объединений.

Относительно цельные традиции и обряды проведения старинных джиенов неплохо сохранились у кряшен. У них сохраняются следы патриархальных обычаев, обрядов. Каждый джиенный округ имел свою территорию, а также определенный день джиенного праздника (соборного праздника). Он обычно проводился в летние месяцы. Функции у джиена были разные. Во-первых, это праздник родовой праздник, праздник встречи родственников. В эти дни старшее поколение готовило угощение и проводило круговой обход родственников «рәт йөрү». Молодежь в послеобеденное время выходило водить хороводы, своеобразные смотрины, где подбирались варианты будущих брачных пар.

Население, принявшее христианство, стало называть себя кряшенами, а старинные джиенные традиции приурочило к престольным праздникам села, например, к Троице, Петра и Павла, Покрова и другим, где удачно выполнял свои функции и праздник родового собора – джиен.

Народ отмечал праздник Питрау как границу перехода от относительно спокойных весенне-летних дней к ответственному и трудоемкому периоду сенокоса и жатвы, сбора урожая. На Петров день собирались все родственники. Немаловажной причиной было и разговение после Петровского поста. Для этого резали барашка, которого заранее отмечали среди овечьего молодняка красной лентой или краской и называли «питрау тәкәсе» (петровский барашек). Также проводили поочередный обход домов родственников с характерными песенными церемониями и обрядами. Когда шли от дома к дому, пели специальные улочные песни «урам көе», а впереди процессии шел хозяин или хозяйка следующего дома посещения со специальным атрибутом «каба чук», который представлял собой разукрашенную лентами верхнюю часть прялки (в древности возможно это характерное родовое знамя с родовыми тамгами, украшенное конскими хвостами).

Был еще такой красивый обычай. Недавно вышедшая замуж дочь приезжала к родителям вместе с зятем. Отец, по традиции, дарил дочери на Петров день новые вилы и грабли, чтобы дочь включалась в новой семье в сенокосные работы.

К вечеру вся деревня шла смотреть петровские хороводы. Хороводные песни начинали самые авторитетные певцы, пробовали свои силы и подростки, принимали участие и молодые семейные пары. Основными участниками хороводов были девушки и парни брачного возраста, которые выбирали себе пары и договаривались о сватовстве и свадьбе к Покровским праздникам. Хороводы длились до предрассветного времени. Рассвет шли встречать на гору, когда солнце начинало «играть» разными цветами. Народ верил, что это от того, что это пролетали небесные птицы Няжагай с разноцветными оперениями. Говорили, что так радуется небо, а разноцветные всполохи это отражение разноцветных оперений небесных птиц, благотворно влияющих на созревание нового урожая зерновых.

Днем на Петровских праздниках по домам ходили дети и пели славильные песни «славут»:

Эй, хужалар, торогоз да тяряз ачыб карагыз; (2)

Славут ӓйтергя килдек без, славут ӓйтик – тыҥнагыз. (2)

 

Кюктя уйный нажягайлар, пяриштяляр очалар. (2)

Изге Питер чиреӱляре кичке кюктя жӧрӧйляр; (2)

 

Изге Питерне жырлыйбыз, апостѣл диб данныйбыз. (2)

Изге Пауалны жырлыйбыз, апостѣл диб данныйбыз. (2)

 

Иманга теряк булганнар чиркяӱ ӧчӧн ӱлгянняр, (2)

Ходай сюзен ӧндягянняр кюб азабка тюзгянняр. (2)

 

Кӧтӧӱчелярнен бяйряме Питер Павал кӧнӧдӧр, (2)

Балыкчыларнын бяйряме Питер Павал кӧнӧдӧр. (2)

 

Питер Павал бяйрямендя саулык телик ӓркемгя. (2)

Ходайнын нуры балкысын, жакты сибсен дӧнжягя.(2)

 

Их за исполнение одаривали вкусной выпечкой, сладостями. Пение славильных куплетов связаны с традициями многих христианских народов, такие куплеты могли сочинять все желающие.

С завершением Петровской недели прекращались хороводы. Игры игрались и песни звучали, но это происходило уже между делом, в минуты отдыха во время сенокоса, жатвы.

Г.Макаров

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: