А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.С.Тургенев «Отцы и дети», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Анна Каренина», А.И.Куприн "Гранатовый браслет", М.А.Шолохов «Тихий Дон» и многие другие. Приводя примеры из этих произведений, важно помнить, что любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... В указанных книгах говорится о любви несчастливой, а вот о счастливой любви можно взять примеры в произведениях: Л.Н.Толстой "Война и мир", М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита", О.Генри "Дары волхвов", А.И.Куприн "Куст сирени".
Любовь к Родине в ЛИРИКЕ
М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов любил свою Родину высокой любовью. Он любил ее народ, ее природу, желал счастья своей стране. По мнению Лермонтова, любить Родину — значит бороться за ее свободу, ненавидеть тех, кто держит родную страну в цепях рабства. Любовь к Родине — тема таких стихотворений Лермонтова, как “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два великана”. Но с особой силой и полнотой раскрывается эта тема в стихотворении “Родина”, созданном поэтом за несколько месяцев до своей гибели. Здесь Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казенному. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, с горестями и радостями его жизни. Свою любовь к Родине Лермонтов называет “странной”, потому что он любит народ своей страны, природу, но ненавидит “страну господ”, самодержавно-крепостническую, официальную Россию.
Н.А.Некрасов
Чувством пламенной любви к Родине пронизано все творчество Некрасова:
Не небесам чужой Отчизны —
|
Я песни Родине слагал! —
заявлял поэт в стихотворении “Тишина”. Он любил Родину глубокой и нежной сыновней любовью. “Родина-мать! Я душою смирился, любящим сердцем к тебе возвратился”; “Родина-мать! По равнинам твоим я не езжал еще с чувством таким”; “Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!” — с такими словами обращался поэт к Родине. В творчестве Некрасова слова “любовь к Родине” постоянно соединялись со словами “гнев” и “печаль”:
Кто живет без печали и гнева,
Тот не любит Отчизны своей,—
писал он. Любя Родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть строй царской России, ее господствующие классы. Он любил, ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей Отчизны, великого народного поэта-борца.
С.А.Есенин
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, которая для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина. В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот “заброшенный край”. В стихотворениях “Запели тесаные дроги...”, “Гой ты, Русь, моя родная” поэт говорит, что любит до “радости и боли” “озерную тоску” своей родины. “Но не любить тебя я научиться не могу!” — восклицает он, обращаясь к Руси.
Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки:
|
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
А.А.Блок
По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла «Родина» подтверждают это высказывание автора. В стихотворении «Русь» поэт создает атмосферу тайны, язычества:
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями
И мутным взором колдуна.
В стихах этого цикла поэт дает и реальные черты Родины, и ее символический облик, показывает страну с разных сторон, многоликой и величественной в своей необъятной широте.
В стихотворении «На поле Куликовом» автор пишет:
…До боли
Нам ясен долгий путь!
Здесь поэт пытается в истории Руси, в событиях Куликовской битвы найти ответы на вопросы современности. Древний мир противопоставлен России рубежа XIX–XX веков. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы, ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой.
В стихотворении «Россия» Блок выступает как гражданин и патриот, который не мыслит себя без Родины. Он переживает вместе с ней горькую судьбу, ее нищету, видит тяжелую жизнь народа. Перед нами предстает Россия в образе женщины с тяжелой долей, но волевым характером:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
|
Мгновенный взор из-под платка.
А.А.Ахматова
К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Эта тема стала одной из основных в ее поэзии, прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для неё эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе. Впервые тема Родины появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая». В него вошли стихотворения, написанные в 1912--1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»). В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль, переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (если считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился (у Ахматовой - «не осквернился») скорбный дух...
Любовь к МАТЕРИ
О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книг.
Для христианского мира прообразом идеальной матери, конечно же, является Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви.
Н.А. Некрасов Стихотворения «Великое чувство…», «Мать»
Стихотворение посвящено самому святому в жизни каждого человека – матери:
Великое чувство, его до конца
Мы живо в душе сохраняем.
Мы любим сестру и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем
С помощью синтаксического параллелизма Некрасов акцентирует наше внимание на риторическом восклицании «Великое чувство!» и на мысли, что ни дети, ни матери не могут обойтись друг без друга.
Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
С.А.Есенин Стихотворение "Письмо к матери". Сердце поэта тянется к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С.Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится".
Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну.
И.А.Бунин Стихотворение "Матери".
В стихотворении поэт вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает:
Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни.
Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».
В.А.Закруткин Повесть "Матерь человеческая"
В своей книге автор воссоздал образ простой русской женщины, преодолевшей страшные удары судьбы. Мужа Ивана и сына Васятку повесили фашисты. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребенка. Страшные испытания не сломили эту женщину. Дальнейшие события повести раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, встретив раненого молодого немца, исступленно кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!». И сердце русской женщины дрогнуло. Мария принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесенных на ее хутор. Повесть В. Закруткина звучит как гимн русской женщине, чья душа пропитана любовью.