Революционные события в памятниках.




Беседа «Скульптор городу»

Цель: Познакомить с творчеством Почетного жителя города Златоуста, скульптора Владимира Павловича Жарикова.

Задачи:

· Воспитание любви к родному городу.

· Развитие интереса к изобразительному искусству и профессии художника.

· Познакомить с автором скульптурных памятников города Златоуста и творческим процессом создания произведений монументального искусства.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация «Скульптор – городу»

 

Конспект беседы.

 

Неповторимый облик города создают архитекторы и скульпторы. Архитекторы создают планы города и проектируют общественные и жилые здания. Скульпторы работают в содружестве с архитекторами и создают скульптурное убранство города. В скульптурных памятниках отражается история и культура народа. Важнейшие события и исторические деятели нашей Родины увековечены в многочисленных памятниках во всех городах России.

Всем известен памятник Петру Первому, основателю города Санкт – Петербурга (автор Этьен – Морис Фальконе. 1782 год) на Сенатской площади, в котором, по выражению самого автора, запечатлена личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны…Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".

Скульптура «Родина мать зовет!», композиционный центр памятника «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде (авторы скульптор Евгений Викторович Вучетич и архитектор Николай Васильевич Никитин.1967 год). Это одна из самых высоких статуй мира. Она представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.

Без этих произведений искусства выдающихся мастеров невозможно представить облик этих городов с богатой историей.

 

Автором большинства памятников запечатлевших богатую историю города Златоуста является Владимир Павлович Жариков. Почетный гражданин города. Заслуженный художник России. Дважды лауреат премии И.Бушуева. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Вот этапы становления этого выдающегося художника:

· 1931 – 2020 годы жизни

· 1952-1958 гг. - учёба на скульптурном факультете Харьковского художественного института.

· 1958г.– скульптор мастерских городского художественного фонда.

· 1966г. – создаёт герб Златоуста.

· 1967г. - член СХ СССР

· 1990г. и 1993г. - дважды лауреат премии имени И. Н. Бушуева),

· 1997г. - награжден грамотой Геральдического совета РФ

· 2007г. – награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

 

Его руками создано множество произведений, придавших неповторимый облик городу Златоусту, его скверам, площадям, зданиям и храмам:

· Герб города Златоуста. 1966 год

· Иван Бушуев, 1988 год, бронза. Привокзальная площадь

· Крылатый конь. 1984 год, бронза. Сквер около главпочтампа.

· Памятник расстрелянным 13 марта1903 года рабочим. 1967 год, бетон, мрамор. Площадь III Интернационала.

· Памятник Марии Ульяновой. 1968 год, бронза. Около школы № 3

· Памятник юным борцам за власть Советов. 1962 год, бронза. Сквер на ул. Ленина

· Иоанн Златоуст, 2004 год, бетон, камень. Микрорайон «Красная горка»

· Скорбящая мать, 2004, бронза. У мемориала Славы на проспекте им. Гагарина.

· Богоматерь «Оранта», 2008 год, бронза. Никольский парк.

· Аюшка, 2013 год, бронза. Частный дом на улице Л.Толстого.

Ссылки в презентации на списке позволяют перейти на слайд с указанным памятником и вернуться обратно.

Предлагаю совершить виртуальную экскурсию по нашему городу и рассмотреть памятники, созданные Владимиром Павловичем Жариковым. Приступая к работе над произведением, скульптор изучал исторические сведения о людях и событиях, в честь которых создавался памятник, знакомился с произведениями искусства разных времен и народов, чтобы затем создать свои уникальные художественные образы. Поэтому, совершая нашу экскурсию, мы познакомимся с творчеством выдающегося златоустовского художника и лучше узнаем историю родного города.

Памятник Иоанну Златоусту.

Иоанн Златоуст (ок.350-407 гг.) Святитель, один из отцов церкви, заложивших основы христианского вероучения и обрядности. Величайший христианский святой. Архиепископ Константинопольский, проповедник, за красноречие названный Златоустом.

Переход по ссылке к слайду. Облик этого почитаемого святого запечатлен в убранстве древнейших христианских храмов и на иконах. Перед нами:

Мозаика собора Святой Софии в Стамбуле, 11 век

Икона Андрея Рублева. 1408 год

В 1765 году владельцем завода на реке Ай тульским купцом Максимом Мосоловым была построена деревянная церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Завод получил название Златоустовский, это название перешло и на город. Памятник святому покровителю города был установлен в 2004 году.

Памятник Ивану Бушуеву

Иван Бушуев - уникальный златоустовский мастер гравюры на стали (1799 – 1835 гг.). На его изделиях впервые появляется изображение крылатого коня, как символа полета творческой мысли, добра и света. В 1942 году П.Бажовым был написан сказ «Иванко – Крылатко», посвященный мастеру.

Переход по ссылке к слайду. Облик мастера не сохранился, но его великолепные произведения хранятся в музеях нашей страны, но самая богатая коллекция принадлежит Златоустовскому краеведческому музею. В нем находятся великолепно украшенные образцы холодного оружия и доспехи «Древнее вооружение» - последнее и виртуозное изделие Мастера Ивана Бушуева.

 

Герб города Златоуста.

Герб и флаг города являются официальными символами города, отражающими его историю. Герб Златоуста, созданный В.П.Жариковым, лаконичный и запоминаемый.

На фоне красного металлургического ковша летит золотой крылатый конь. Красное поле символизирует огонь, в котором плавится металл и напоминает о том, что город был основан тульскими купцами Мосоловыми (поле щита герба Тулы – красное). Стилизованное изображение крылатого коня символизирует уникальное искусство златоустовской гравюры на стали и высокий талант мастеров. Золотой цвет пояса говорит о богатстве уральских недр и напоминает об имени города – Златоуст. Дата принятия: 13.05.1966, 26.08.2000. Номер в Геральдическом регистре РФ: 664

Переход по ссылке к слайду. Говоря о гербе города Златоуста, хотелось бы вспомнить гербы столицы нашей родины Москвы и областного центра Челябинска.

На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Образ всадника-змееборца приобрел в XIV-XV веках на Руси особую популярность и символизировал борца с иноземными завоевателями, а также народного защитника. Святой Георгий был небесным покровителем князя Юрия Долгорукого. Со времен Дмитрия Донского Святой Георгий становится патроном и покровителем города Москвы.. Дата принятия: 20.12.1781, 16.05.1883, 23.11.1993, 01.02.1995. Номер в Геральдическом регистре РФ: 196.

Изображенный на гербе Челябинска верблюд, без сомнения, как нельзя лучше символизировал главные цели строительства новых крепостей на юго-востоке - обеспечить надежную защиту экономических интересов России в азиатском регионе, способствовать развитию торговли и хозяйственному освоению новых территорий. Дата принятия: 12.09.2000. Номер в Геральдическом регистре РФ: 688

Фонтан «Крылатый конь»

Крылатый конь появился на гравюрах Ивана Бушуева не случайно, мастер был образованным человеком, хорошо знакомым с античным искусством. Крылатый конь Пегас персонаж древнегреческих мифов. Он появился из обезглавленного Персеем туловища Медуза Горгоны, и поднялся на Олимп, где возил колесницу Авроры. Считается конем Муз, так как от удара его копыта об землю забил источник вдохновения. С помощью крылатого коня герой Беллерофонт победил чудовищное существо – Химеру. В дальнейшем Пегас стал считаться чудесным конем, приносящим вдохновения поэтам и художникам.

Переход по ссылке к слайду. Со времен античности сохранились изображения Пегаса на монетах и вазах:

Пегас на древнегреческой монете, город Коринф 345-306 год до н.э

Пегас на древнегреческой вазе

 

Революционные события в памятниках.

Златоуст не остался в стороне от исторических событий, изменивших судьбу страны. Будущая мама В.И.Ленина, Мария Бланк провела в Златоусте детские годы.

В 1903 году на городской площади была расстреляна демонстрация рабочих.

Множество юных борцов за Советскую власть погибли в боях.

Памятники павшим за освобождения трудящихся являются неотъемлемой частью города.

Богоматерь Оранта

Оранта (лат.– молящаяся) – один из типов изображения Богоматери. Она представлена в полный рост, одна, с поднятыми и раскинутыми вверх руками, ладонями наружу, т.е. в традиционном жесте заступнической молитвы. Образ Богородицы Оранты на Руси называли «Нерушимая стена». Со временем, в изображениях Богоматери Оранты стали располагать на ее груди диск, где окруженным сиянием славы, представал младенец Иисус Христос, в знак того таинственного воплощения, вочеловечивания от нее всемогущего Бога, которое дало ей мощь Владычицы мира и нерушимую мощь ее молитве. В Византии такой тип изображения назывался «Богоматерь Великая Панагия» («Всесвятая»)

Переход по ссылке к слайду. Одни из самых древних и почитаемых изображений Богоматери являются:

Ярославская Панагия. Икона, Ярославль 1218 г.

Богоматерь Оранта («Нерушимая стена»). Мозаика Софийского собора в Киеве, 11 век

Скорбящая мать.

Памятник воинам, павшим в локальных конфликтах. В Афганистане и Чечне. Композиция памятника перекликается с традиционным христианским изображением «Оплакивания», воплощающую неизбывную материнскую скорбь и надежду на ненапрасность жертвы сына.

Переход по ссылке к слайду. Тема материнской скорби воплощена в произведении величайшего скульптора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти «Пьета» (15 век, мрамор) и на иконе «Положение во гроб». (15 век Русский север)

Памятник является местом встреч и митингов в честь памяти современных Героев.

Аюшка.

Аллегорический образ реки Ай, на которой построен город.

Название реки переводится с башкирского как «лунная», «красивая». Ай действительно является красивейшей рекой Южного Урала. В 18 веке гидроэнергия реки использовалась для приведения в движение промышленного оборудования на Златоустовском заводе. По реке перевозили на баржах продукцию завода и сплавляли лес. В наше время река выполняет функцию водоснабжения города Златоуста, а ее берег – любимое место отдыха горожан.

Переход по ссылке к слайду. АЛЛЕГОРИЯ (греч. allēgoria – иносказание), изображение отвлечённой идеи или понятия посредством зримого образа. В живописи, скульптуре, графике выражается, как правило, человеческой фигурой с определёнными атрибутами. Например, образ Ночи воплощен Аристидом Майолем, французским скульптором, в виде фигуры спящей женщины. Выдающийся советский скульптор Вера Игнатьевна Мухина передала в своей скульптуре образ Ветра.

Мастерская скульптора.

Мы завершаем нашу виртуальную экскурсию по городу в мастерского скульптора. Вы увидели скульптурные памятники, созданные одним человеком. Работа над каждым из них шла не один год от карандашного эскиза, модели в пластилине и глине, до отливки в бронзе или бетоне. Мастер искал наиболее выразительные решения для создания уникальных произведений. Скульптурные эскизы памятников вы видите на полках мастерской.

Скульптор Владимир Павлович Жариков посвятил всю свою жизнь и творчество замечательному городу Златоусту. Подарил свои уникальные произведения, сделал облик города неповторимым. Памятники, созданные его руками, восхищают и вызывают гордость за богатую историю нашего родного города. И возможно, вдохновившись творческой судьбой Мастера, вы, когда вырастите, внесете свой вклад в украшение облика Златоуста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: