Транснациональные корпорации определяются как корпорации, являющиеся национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности, которая осуществляется за границей соответственно с местными законами и особенностями.
Информационная система, как составляющая часть системы управления, содержит данные, необходимые для планирования, контроля, оценки и координации своей производственной деятельности, включая операции за границей.
Главным заданием системы является обеспечение компании экономического процветания на международном уровне. Решить это задание гораздо сложнее, чем сформулировать. В разных странах к его решению подходят по-разному. В Японии управленческий персонал разрабатывает стратегию обеспечения прибыльности на долгосрочном уровне. Немцы чаще строят свою стратегию, исходя из фактических затрат, швейцарцы ориентируются на конъюнктуру рынка - возможны любые затраты, лишь бы они окупились в будущем, а итальянцы разрабатывают свои планы путем долгих переговоров со своими агентами из других стран, путем уступок и договоров. Таким образом, потребность в отчетной информации существенно отличается не только в разных странах, но даже между дочерними заграничными предприятиями.
Информация, предназначенная для внешних потребителей (акционеров, кредиторов, клиентов) в полной мере предоставляется в виде годовых отчетов фирмы.
Поэтому предметом нашего дальнейшего внимания будет информация для внутреннего пользователя - управленческого персонала.
Для поиска и принятия управленческого решения руководству всех уровней необходима детальная информация. Независимо от способа организации информационной системы в ТНК должны учитываться и отображаться все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные отличия и социальные особенности страны, в которой корпорация осуществляет свою деятельность. Эта информация поступает от руководителей заграничных филиалов и представляет собой рассмотрение возможного изменения валютного курса в ближайшее время, политические ситуации.
Данные, которые обрабатываются в системе ТНК, поступают из различных источников и используются руководителями всех уровней для принятия решений, которые могут оказать влияние на эффективность операции, как на внутреннем так и на внешнем рынках.
Аналитические возможности системы очень велики, поскольку в нее поступают данные от всех дочерних предприятий, в разных видах. Кроме того система должна постоянно адаптироваться и реагировать на возможные изменения в политической ситуации.
Каждая ТНК имеет несколько уровней управления, которые отличаются степенью полномочий и ответственности. Этим определяется и объем информации, которая необходима каждому уровню, для планирования и контроля своей деятельности.
Система управления ТНК предусматривает использование одного из пяти способов организации своей деятельности, включая иностранную:
· создание самостоятельного отделения по иностранным операциям
· разделение деятельности по функциональному признаку
· разделение деятельности по производственно-технологическому направлению
· разделение деятельности по региональному признаку
· использование матричной организационной структуры управления.
Организационная структура, система контроля и принципы работы функциональных служб корпорации определяются позицией ее высшего руководства относительно организации бизнеса за границей. Сегодня подходы, которые имеют место в иностранной практике могут классифицироваться таким образом:
· этноцентрический - предусматривает тиражирование на все дочерние предприятия компании принципы организации и ведения бизнеса, принятых в своей стране
· полицентрический - предоставляет иностранной дочерней компании относительную самостоятельность в выборе форм и организации бизнеса
· геоцентрический - сориентирован на максимальную унификацию принципов организации и ведения бизнеса, принятых в каждой стране.
Требования к проектированию системы для ТНК.
Учетная система должна проектироваться и функционировать под давлением целой цепи внешних показателей, которые имеют национальные особенности. Простой экспорт учетной системы не позволяет учитывать все показатели в полном объеме, что часто приводит к негативным результатам. Четыре основные функции финансового контроля - измерение, коммуникация, оценка и мотивация - должны учитывать особенности социально-экономического состояния любой страны.
Пример: ТНК со штаб-квартирой в США имеет несколько заграничных дочерних компаний. Все ее подразделения в США действуют, как автономные производственные единицы, целью которых является максимизация чистой прибыли в долларах США. Ее компании дочерние не имеют полной автономии в принятии решений. Их основное задание - поставка американским подразделениям полуфабрикатов. Для эффективного планирования и контроля своих заграничных операций штаб-квартире ТНК необходима информация о валютных курсах, требования к экспорту и импорту продукции, налоговую политику в разных странах. Эта информация не является обязательной для работы на внутреннем рынке, т.е. при взаимодействиями с подразделениями, которые функционируют в США.
Для оценки деятельности иностранных филиалов необходимы другие критерии. Иностранные подразделения прежде всего должны оцениваться, как надежные и эффективные поставщики. Главной целью отчетной информационной системы является предоставление информации, необходимой для планирования, контроля и оценки деятельности фирмы. Поэтому создатель системы для определенной ТНК должен четко представлять: характер ее деятельности, особенности ее организационной структуры, меру централизации, информационные потребности каждого руководителя для принятия решений.
Размер и организационная структура компании могут так же влиять на технологию прохождения информации от дочерней компании до штаб-квартиры ТНК. Развитие информационных систем связано с усовершенствованием их математического и технического обеспечения. Такие методы, как статистический анализ, линейное программирование, регрессивный анализ значительно повышают эффективность использования информации. Поэтому применение компьютеров и электронных коммуникаций позволяет иметь более качественную информационную систему, которая обеспечит функционирование систем принятия решений более высокого уровня.
Информационная система R3 разработана немецкой фирмой - сфера применения от ИНК до средних предприятий. Она русифицирована, адаптирована в соответствии с российским и украинским законодательством, охватывает весь экономический спектр деятельности предприятия.
Как правило, современные предприятия ощущают дефицит не в количестве данных, а в концентрированной информации для управления и контроля. Поэтому важной функцией системы R/3 является информационное обслуживание средних и высших управленческих ступенек предприятий. Вместо массы оперативных данных им необходима подборка информации, которая отображает разные аспекты деятельности предприятия, а так же отчеты о фактическом состоянии рынка. Необходимо и автоматическое отслеживание особенных ситуация, их графическое изображение.
Эти требования приводят к концепции открытости информации, которая предусматривает накопление информации, как и из дополнений системы, так и из внешних систем, адаптации их к требованиям производства и персонала управления.
Данная система содержит встроенную CASE - систему для собственных внутренних разработок. В ее основу положен язык 4-го поколения, специально ориентированный на создание бизнес-приложений в структуре клиент - сервер.
Доступ к базе данных реализуется через интегрированный словарь данных, который содержит общие для всех приложений описания метода (таблицы, структуры, элементы данных и другие объекты). Любые изменения в словаре немедленно становятся доступными для всех приложений.
Язык АВАР - 4 может использоваться также для модификации отчетов и для организации интерфейсов с внешними системами и базами данных.