Программы тренингов и мастер-классов по обучению специалистов работе с семьями группы риска и сопровождению приемной семьи.




Причины проблем и методы социально-психологической поддержки в приемных семьях

Необходимо определить возможные причины психологических и социально-психологических проблем в приемных семьях

- закрытость приемной семьи от общества («тайна усыновления»)

- стрессовая ситуация, предшествовавшая усыновлению (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственного ребенка, угроза распада семьи и т.п.). По выходу из стресса члены семьи испытывают «обремененность» необходимостью воспитывать ребенка.

- возрастные особенности (в случае усыновления людьми среднего и пожилого возраста);

- «симбиотические» или, наоборот, «разобщенные» семьи (члены семьи не имеют стереотипов близких отношений и сами страдают от ощущения внутренней изоляции);

- нарушения иерархии в семье (узурпация власти одним из родителей);

- нарушения внутренних границ семьи вследствие объединения между членами детских и родительских подсистем;

- триангуляция - тенденция использовать третьего для решения проблем двух членов семьи;

- слишком открытая или закрытая семейная система: слишком открытая система не дает семье чувства комфорта и безопасности; чрезмерно закрытая система ведет к страху перед внешним миром, отсутствию навыков общения с другими людьми, повышенной тревожности.

Причины затрудненного общения в семьях с приемным ребенком

- неадекватность социально-перцептивных особенностей – зашумление» образа ребенка, склонность к оцениванию за счет постоянного страха приемных родителей «неблагоприятного генофонда» у ребенка. Под влиянием этого страха родители фиксируют любые, даже самые мелкие черты неправильного поведения, обусловливая их проявлением болезни. Я ребенка бессознательно наполняется для родителей негативными качествами, а достоинства преуменьшаются (А.С. Спиваковская).

- трудности принятия ребенка проявляется в родительском доминировании, повышенном контроле, подозрительности (А.С. Спиваковская).

- недоверие к себе в качестве родителя, потребность постоянно доказывать свою любовь и заботу, страх оказаться плохим родителем (В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова).

Методы социально-педагогической поддержки.

  Диагностика проблемы · изучение статистической информации; · наблюдение; · беседы; · интервьюирование; · анкетирование; · тестирование; · количественный и качественный анализ.
    Социально-педагогическое общение · умение слушать; · установление доверительных отношений; · расположение клиента на общение; · осознание проблем; · поддержание оптимистического рубежа; · оказание помощи.
  Социально-педагогическое воздействие · патронаж; · устранение причин трудной жизненной ситуации; · социально-педагогическое моделирование; · индивидуальное консультирование; · терапия (групповая, индивидуальная); · общение; · убеждение; · ограничение; · переключение; · информативное речевое воздействие; · демонстративное воздействие; · межведомственное взаимодействие.
  Создание комфортной социально-педагогической среды · установление личных контактов; · эмпатийное отношение к клиенту; · этические принципы взаимодействия с клиентом; · профилактика предполагаемых неудач в процессе и результате работы.
  Социально-педагогическое разрешение проблемы · убеждение клиента в необходимости оказания ему социально-психолого-педагогической помощи; · социально-педагогическое сопровождение; · поддержание социально-ценностных установок, умений, навыков, привычек; · координация; · мотивация; · обсуждение предполагаемых результатов; · прогнозирование; · сопоставление полученных с ожидаемыми итогами работы.
Создание ситуации успеха (социально-педагогическая оценка) · поощрение достижений клиента; · безоценочность суждений; · одобрение, похвала, поощрение.  
    Социально-педагогическая техника · выбор адекватных форм и методов взаимодействия с клиентом; · уровень профессиональной компетентности; · средства реализации профессиональных функций; · ориентация на общечеловеческие ценности и смыслы; · знание теоретических основ социально-педагогической деятельности, в общем, и социальной защиты детства, в частности; · учет социокультурных особенностей региона; · ориентация на местные этнические традиции; · мониторинг ситуации.

 

Программы тренингов и мастер-классов по обучению специалистов работе с семьями группы риска и сопровождению приемной семьи.

3.3.1.Программа тренинга для специалистов непосредственно взаимодействующих с приемными семьями и семьями группы риска.

Специалисты органов опеки и попечительства, непосредственно взаимодействующие с приемными семьями и семьями группы риска, как правило, не имеют специальной подготовки к работе с этой категорией людей, не всегда учитывают трудности, с которыми они сталкиваются в процессе социальной адаптации, не берут во внимание особенности их психоэмоционального состояния. В свою очередь деятельность по оказанию помощи таким семьям может вызывать у самих сотрудников чувство перегруженности проблемами других, разочарование в работе, напряжение, раздражительность и усталость – состояние, которое в современной литературе обозначается как «синдром эмоционального выгорания».

Вышесказанное определило выбор цели, задач, структуры тренинга.

Цель тренинга: Развитие социально-психологической компетентности специалистов по работе с семьями группы риска и сопровождению приемной семьи

Задачи тренинга:

· Развитие коммуникативных навыков (навыки слушания, развитие способности к эмпатии, навыки предоставления информации и советов, навыки фасилитации, навыки оказания поддержки);

· Развитие самопознания и межличностного познания (выявление и преодоление стереотипов; самопринятие и принятие другого);

· Знакомство с психологическими и социально-психологическими особенностями лиц, составляющих приемные семьи и семьи группы риска разных социальных, этнических, возрастных групп;

· Научение приемам саморегуляции и оказания экстренной психологической самопомощи с целью профилактики эмоционального выгорания.

В соответствии с задачами можно выделить разделы тренинга:

1-й раздел тренинга: Развитие коммуникативных навыков

2-й раздел тренинга: Развитие самопознания и межличностного познания

3-й раздел тренинга: Знакомство с психологическими и социально-психологическими особенностями семей группы риска и приемных семей

4-й раздел тренинга: Профилактика эмоционального выгорания

Методы: совокупность психотехнических и упражнений и приемов (Психогимнастика, ролевые игры, релаксационные упражнения).

Оснащение тренинга: магнитофон, аудиозаписи, материалы для ролевых игр, упражнений (рисунки, фотографии, тексты, таблицы), бумага, карандаши, фломастеры.

Общие рекомендации по проведению тренинга

Режим работы: от 7 до 12 занятий. Продолжительность занятий:

60 – 120 минут. Частота встреч – 1/2 раза в неделю.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трёх частей:

1.Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию доброжелательной атмосферы, доверия и повышению сплочённости, настраивает участников на выполнение основной части тренинга.

2. Основное содержание занятие. Эта часть включает ролевые игры, упражнения, задания, помогающие реализовать задачи тренинга, его главную цель.

3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своём настроении. Кроме того, после выполнения каждого упражнения можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, переживаниях, например:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Далее, в соответствии с перечисленными задачами, представлены четыре направления содержание тренинга, дана общая характеристика этих направлений с примерами упражнений.

Содержание программы тренинга

1-й раздел. Развитие коммуникативных навыков

Этот подраздел предполагает выполнение упражнений, в ходе которых участники тренинга получают возможность тренировки тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие.

В ходе занятий выполняются упражнения по следующим темам:

· установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния;

· передача и прием информации;

· умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек;

· развитие навыков представления информации и советов;

· проявление позитивного внимания по отношению к другим;

· проявление просоциального поведения.

Упражнения, направленные на установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния, позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные, вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

Упражнения, направленные на развитие навыков приема и передачи информации, позволяют выявить группу факторов, влияющих на успешность приема и передачи информации, обнаружить наиболее типичные ошибки, допускаемые при решении этих задач, потренироваться в их решении. При проведении упражнений этого вида вводится ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений.

Упражнения, по развитию умения слушать, позволяют участникам осознать, что в их поведении помогает партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии, что может ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы. Полученный в результате проведения упражнений материал способствует тренировке навыков и умений слушать, демонстрирует их эффективность.

В ходе выполнения этих упражнений предполагается использование следующих приемов:

· Безмолвное слушание — выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

· Уточнение — обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его.

· Пересказ — изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее — выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

· Дальнейшее развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания собеседника.

Упражнение «Ролевые позиции». Участники садятся по кругу.

Тренер раздает чистые листы бумаги.

«Разделите, пожалуйста, лист бумаги на четыре равные части. Сейчас мы немного порисуем. В первом квадрате нарисуйте начало вашей беседы с начальником, во втором — с подчиненным, в третьем — с равным по социальной или профессиональной роли, в четвертом — начало беседы в идеальных (оптимальных), с вашей точки зрения, условиях. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка».

После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Когда все рисунки возвратятся к «авторам», тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников. Обсуждение позволяет выделить содержательные идеи, относящиеся к сложившимся стереотипам и установкам о начале беседы в различных ролевых позициях, а также к тому, что в этом случае способствует, а что препятствует установлению контакта. Это упражнение дает обширный материал в группах руководителей различного ранга и требует от тренера четкого и динамичного ведения обсуждения.

Упражнение «Приемы общения». Участники группы сидят по кругу.

«Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой бы хотели побудить другого человека на какие-то действия, например, вы обращаетесь к коллеге с просьбой прочитать вместо вас лекцию или к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию:

«Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут».

После того, как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы по 4—5 человек в каждой и дает такое задание: «Сейчас мы будем работать в малых группах. Каждый, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обратится по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1—2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание».

После завершения упражнений участники группы обсуждают следующие моменты:

· удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

· был установлен хороший эмоциональный контакт,

· помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора;

· степень открытости участников;

· что появилось нового в способах представления информации и советов, проявление позитивного внимания по отношению к другим.

Упражнение «Тренировка наблюдательности».

Определите эмоциональное состояние человека по снимкам (на фотографии изображены различные эмоциональные состояния — удовольствие, смущение при затруднении, состояние эмоционального конфликта, возбуждения, неудачи, хитрости и т. п.). Сопоставьте свои наблюдения с опытом других людей.

Упражнение на развитие умений контакта.

Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент «лидером контакта»), вы сейчас пассивный участник разговора ‑ поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу контакта, взять в свои руки лидерство. (Это не сразу вам удается; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой.)

Наоборот: заставьте вашего собеседника стать лидером контакта. (Это гораздо труднее. Чтобы еще больше усложнить оба задания, выберите в первом случае очень активного, а во втором ‑ более пассивного партнера.)

2-й раздел. Развитие самопознания и межличностного познания

Этот подраздел предполагает реализацию следующих задач:

· возможность самовыражения и самораскрытия;

· развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

· осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

· развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

· понимание своего состояния и его презентация;

· понимание состояния других людей;

· развитие способности к сопереживанию;

· развитие умения согласовывать свои желания и действия с желаниями и действиями других.

Возможно использование упражнений, направленных на проявление обратной связи в общении. Участники тренинговых групп постоянно ощущают обратную связь, однако в тренинге, направленном на развитие умений, навыков, формирование установок эффективного общения в содержании обратной связи преобладает информация об особенностях поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Наряду с этим в ходе занятия можно создать условия для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Кроме того, позитивная обратная связь является хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Обратную связь можно давать самыми разнообразными способами. Один из таких способов, реализуемых в упражнениях «Дискуссия в ролях друг друга», «Молчащее и говорящее зеркало», «Ответы за другого» и т. д., заключается в изображении своего партнера по группе в определенной ситуации. Участнику, исполняющему роль другого, необходимо отразить не только его манеру поведения и речи, характерные жесты и особенности мимики, но и – в той или иной степени – систему взглядов, ценностные установки, стиль мышления.

Упражнение «Паутина предрассудков»

Цели:

- показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков;

- дать возможность участникам группы научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: клубок ниток или моток веревки.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков в отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным, лишенным права голоса. В отношении некоторых национальностей, этнических меньшинств, представителей слоев населения ходит множество анекдотов, основанных на отрицательных стереотипах и ярлыках. Ведущий просит участников вспомнить и назвать какой-либо народ, или социальный слой, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Например, называют «бомж», «лицо кавказской национальности». Ведущий предлагает кому-то из участников сыграть роль выбранного субъекта. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные начинают рассказы­вать о названной национальности анекдоты, основанные на отрицательных стереотипах и предрассудках, или высказывать бытующие негативные представления. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, представляющего «народ», веревкой, как бы опутывая «паутиной предрассудков», до тех пор, пока тот не сможет пошевелиться.

Ведущий спрашивает «народ» о том, что он сейчас чувствует. «Народ» рассказывает о своем состоянии и своих чувствах. Затем ведущий задает участникам вопросы: «Какие у вас возникли чувства? Вы бы хотели оказаться в роли такого «народа», «представителя социального слоя»?» У членов группы возникает желание распутать «народ». Для этого ведущий предлагает всем вспомнить что-то хорошее об этом «народе », посочувствовать ему. Участники по очереди высказываются, а ведущий в это время постепенно распутывает «паутину». Упражнение заканчивается, когда «народ» полностью освобожден от «паутины предрассудков »

Упражнение Достоинство

Цель: показать, как люди защищают свое достоинство и в чем выражается его потеря; как достоинство может быть связано с ролью человека в обществе (выполнением обще­ственных функций).

Необходимое время: 1—2 часа.

Процедура проведения. Перед началом упражнения ведущий готовит карточки ‑ на них написаны роли, которые люди выполняют в жизни общества или государства, например: президент, министр, премьер, директор, мэр и т. д. (Количество ролей зависит от величины группы, но их обязательно должно быть столько, чтобы группу можно было разделить на две равные части.). Участники разыгрывают между собой карточки; те, кто уже получил роль, разрабатывают план действий, соответствующий их функциям. Остальным участникам объявляют, что у них есть единственный шанс непосредственного контакта с общественными и государственными функционерами. Их задача: подготовить какой-нибудь вопрос или дело, с которым они хотят обратиться к избранному лицу (можно в письменном виде). Каждый из участников должен иметь возможность разговора с одним из представителей власти. Одновременно кто-нибудь должен обратиться с просьбой о помощи ко всем представителям власти.

Когда сценарии, по которым участники будут играть свои роли, готовы, все по очереди представляют свои дела и выслушивают варианты их решения. После того как последний участник представит свое дело и получит ответ, все ме­няются ролями.

Участники делятся своими впечатлениями от упражнения, обращая внимание на следующие вопросы:

«Как они чувствовали себя, представляя власть? Заметили ли они какую-нибудь перемену в своем поведении? Что приятнее: принимать решение или о чем-то просить?»

Условившись с ведущим, в ходе дискуссии в помещение входит человек и говорит: «Во время испытания властью участники нарушили много законов, поэтому все они арестованы». В силу вступают рутинные милицейские предписания: запрещено разговаривать, приказано стать в очередь для записи персональных данных, отобраны личные предметы, приказано снять обувь, носки и т. д. Вошедший садится за столик и записывает персональные данные участников. В момент, когда очередь доходит до последнего участника, в комнату входит еще один человек и после короткого разговора с записывающим обращается к группе: «Прошу прощения, произошла ошибка, можно одеться и забрать свои вещи».

Ведущий продолжает обсуждение. Какие чувства испытывали участники, когда с ними обращались как с пре­ступниками и обманщиками? Чем отличаются эти чувства от чувства власти? Что они могут сказать об отношении к человеку и об обращении с ним, когда он наделен властью, и тогда, когда у него не только нет власти, но он еще и выброшен за порог общества? Что нужно изменить и почему? Унижаем ли мы сами каким-то образом достоинство человека?

3-й раздел. Знакомство с психологическими и социально-психологическими особенностями семей группы риска и приемных семей

Это направление предполагает реализацию следующих задач:

· определение круга проблем семей группы риска и приемных семей

· развитие умения поставить себя на место другого человека

толерантное отношение к семьям группы риска и приемным семьям

В ходе занятий, возможно сделать сообщение для знакомства с проблемой, затем выполнение тренинговых упражнений.

Упражнение «Можно войти?»

Цели:

- углубить знания о семьях группы риска и приемных семьях, понимание их положения.

- поддерживать солидарность с детьми и взрослыми, из семей группы риска и приемных семей.

Необходимое время: 60 минут.

Процедура проведения. Это упражнение представляет собой ролевую игру, посвященную семьям группы риска и приемным семьям.

Материалы Ролевые карточки.

Начните с мозгового штурма, чтобы выяснить знания участников семьях группы риска и приемных семьях. Запишите основные моменты на большом листе бумаги или на доске с перекидными страницами, чтобы вернуться к ним позже во время дискуссии.

Разделите участников на равные группы. Одна из групп будет семьи группы риска и приемные семьи, другая группа будет выступать в роли наблюдателей.

Анализ: что необходимо сделать, чтобы решить некоторые проблемы семей группы риска и приемных семей, с какими проблемами они могут столкнуться.

4-й раздел тренинга: Профилактика эмоционального выгорания

Это направление предполагает реализацию следующих задач:

· определение особенностей деятельности и круга проблем, которые приводят к синдрому эмоционального выгорания;

· определение особенностей личности, которые приводят к синдрому эмоционального выгорания

· обсуждение способов, позволяющих избежать эмоционального выгорания;

· развитие навыков релаксации.

Возможно обсуждение установок в работе, приводящих к эмоциональному выгоранию:

«Я должен быть успешным со всеми моими клиентами (группами)».

«Мои оценки и интерпретации и действия всегда должны быть точными». «Поскольку я работаю с людьми, у меня не должно быть собственных психологических проблем».

«Все мои клиенты должны меня любить и быть благодарны за мой труд».

«Если, люди которым я должен помочь, разочарованы в нашей совместной работе, значит, я делаю что-то не так».

Кроме того, возможно обсуждение еще некоторых факторов, существенно повышающих вероятность «сгорания». Они таковы:

Ригидность. Профессионалы, склонные долго делать одно и то же и неизменным способом (будь то психотерапия, преподавание или тренинг), составляют группу риска. После достижения определенного уровня успешности, продуктивности и профессионализма вероятность простого воспроизведения удачных методик и приемов возрастает. Часто это совпадает с началом кризиса 30 лет или кризиса середины жизни. Внешние признаки приближения к опасной черте: циничные или разочарованные замечания и шутки относительно собственной профессии, трения с коллегами, чувство и выражение скуки, в особенности относительно долгосрочных проектов, нарастающие чувства усталости, пустоты и подавленности.

Изоляция. Отсутствие прямого обмена мнениями и точками зрения по любому вопросу плюс установка на избегание неуспеха ограничивают доступ к творческим ресурсам. Окруженный только клиентами и руководством, профессионал избирает наименее рискованные тактики работы. Любые шероховатости, в том числе и связанные с не зависящими от тренера обстоятельствами, в ситуации изоляции легко относятся на собственный счет. Особенно важно установление горизонтальных профессиональных связей для работающих в одиночку в больших компаниях и для “вольных стрелков”, вынужденных конкурировать с коллегами.

Аддикции (зависимости). Борьба за успех в сочетании с интенсивным избеганием неудач оживляет защитный механизм отрицания — основу основ зависимости, аддиктивного поведения. Увеличивается искушение хотя бы ненадолго “отключиться”, почувствовать себя так, “как будто всё хорошо”. При достаточно высоком профессиональном уровне окружающие довольно долго не реагируют на нарастание признаков аддиктивного поведения: То, что профессионал систематически не высыпается, «заигравшись» с компьютером, или стал больше пить, или неразборчив в связях, или импульсивно совершает ненужные покупки и т.д., рассматривается как невинные чудачества много работающего человека.

Особый вид широко распространенной зависимости — “трудоголизм”, часто сопряженный с немедленным положительным откликом на любой профессиональный заказ. Когда работаешь слишком много, не остается времени и сил разбираться с тем, как именно работаешь, с ценностями и направлением собственного профессионального развития.

Освобождаясь от необходимости бороться за «успех любой ценой», профессионал получает возможность посмотреть на неуспех в конкретной работе не как на врага, которого следует уничтожить, а как на союзника, с которым можно проконсультироваться.

Излишне напоминать, что ресурс адаптивной компетентности нуждается в систематической «ревизии»: мы не в состоянии последовать за участниками обучения в их дальнейшую самостоятельную практическую деятельность, мы можем только вооружить их системой самодиагностики и умением задавать проясняющие вопросы не только представителям заказчика и клиентам, но и себе самому.

Упражнения на развитие навыков саморегуляции и релаксации.

Упражнение «Переключения»

Тренировка клиентов приемам «отключения» и «переключения» сознания, то есть освоение навыков его рассредоточения, «скольжения» с объекта на объект, длительного удержания направленности в русле, далеком от травмирующей ситуации. С этой целью можно использовать следующее упражнение: участники группы вспоминают последовательно события прошедшего дня, стараясь не фиксировать их позитивную или негативную оценку. На следующем этапе можно позволить провести оценку произошедших с событий, а затем сфокусировать внимание на положительных моментах, поработать с возникающими позитивными образами.

Упражнение «Релаксация»

Данное упражнение желательно выполнять с использованием релаксационной музыки и сочетать с дыхательной гимнастикой. Упражнение лучше провести несколько раз совместно со всеми участниками группы, а также дать им в письменном виде, разъяснив необходимость их выполнения в домашних условиях.

Кисти и руки Начните с правой кисти. Сильно сожмите её. Почувствуйте напряжение в кисти и руке при сжатии. Теперь расслабьте руку. Посмотрите, насколько лучше она чувствует себя расслабленной. Опять сожмите. Хорошо. Теперь расслабьте и опустите руку. Повторить то же для левой руки.

Руки и плечи Вытяните руки вперед. Поднимите их над головой. Заведите их назад. Почувствуйте напряжение в плечах. Сильнее вытяните руки. Теперь дайте им упасть вдоль тела. Теперь снова вытяните. Протяни руки перед собой. Поднимите их над головой. Заведите их назад. Теперь быстро опустите. Хорошо. Почувствуйте, как расслабились плечи. Теперь потянитесь сильно-сильно. Старайтесь достать руками потолок. Вытяните руки перед собой. Сильно заведите их назад. Почувствуйте напряжение в руках и плечах. Потянитесь как можно сильнее. Теперь быстро уроните руки вниз и почувствуйте, как они расслабились. Они теперь такие теплые и ленивые.

Плечи и шея Поднимите плечи к ушам и втяните голову в плечи. Напрягите их. Хорошо, теперь расслабьте и почувствуйте тепло. Опять поднимите плечи и втяни голову, сильнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как плечам и шее хорошо, когда они расслаблены. Повторите еще раз.

Можно продолжать далее: лицо, нос, рот, живот, ноги и стопы, все тело.

Упражнение «Набор энергии»

Эффективность нашей работы в зависит от вашей внутренней энергии, которая, естественно, проявляется в вашей деятельности. Как накопить такую энергию? Самое простое упражнение ‑ накапливать эту энергию путем глубокого ритмического дыхания. Можно направить ладони вверх, в течение восьми секунд вдохнуть. Столько же времени ‑ задержать дыхание, постараться ощутить, как энергия разливается по всему телу. Восемь секунд ‑ медленно выдохнуть и столько же времени сделать паузу на выдохе, готовя себя для нового вдоха энергии. Такое упражнение можно делать несколько раз в день по десять-пятнадцать минут, с каждым днем, постепенно увеличивая длительность каждой операции с восьми до двадцати секунд. Проанализировать, насколько удалось впитать в себя энергию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: