Советы дефектолога родителям неговорящего ребенка «Чем занять ребенка на карантине»




Занять ребенка на карантине можно не только компьютерным играми и мультфильмами, но и вполне полезными вещами.

Ребенок-дошкольник на карантине наверняка будет мучиться от безделья, мешать родителям и устраивать истерики «по поводу и без», поэтому нужно просто занять его, чтобы энергия, силы растрачивались на интересные и полезные дела, для этого можно предложить детям:

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.

Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

 

 

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т. п.

Начиная игру или занятие с ребенком, очистите стол или специально отведенное место для занятий от ненужных игрушек и посторонних предметов. Закончив игру, вместе с ребенком уберите игрушки на место, это поможет проще переключить ребенка на новую игру.

Игра или задание во время занятия кладется от ребенка слева, по окончанию ребенок перекладывает его на правую сторону - таким образом, ребенок приучается выполнять действия слева направо, что пригодиться ему при освоении навыка чтения и письма.

Используя большие картонные коробки в качестве «домиков» для ребенка (вырежьте в коробке «окна» и «двери»), закрепляйте различные лексические темы: вырежьте из каталогов картинки с изображением мебели, называйте их, наклеивайте картинки вместе с ребенком в «домик» по инструкции; наклеивайте изображения посуды в воображаемую кухню в домике и т. д.

Иногда неговорящие дети плохо запоминают и различают цвета. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребенок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Эти же коробки можно брать с собой на прогулку и сортировать найденный «клад». Попросите малыша помочь Вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки; предметы постельного белья и полотенца.

Полезно читать ребенку книги, однако зачастую родительское чтение бывает избыточным: ежедневная смена произведений, неумеренное по объему чтение книг, содержание которых зачастую не соотносится с возрастными и речевыми особенностями ребенка, в лучшем случае - бесполезно, а в худшем случае - опасно. Такое неорганизованное чтение перегружает и без того ослабленную нервную систему ребенка, не способствуя развитию умения слушать, понимать речь. Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЕЛ, Я от дедушки УШЕЛ» и т. д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.

Читая ребенку, напевая ему песенки, сажайте ребенка на колени, так чтобы он видел артикуляцию взрослого. Рассматривая с ребенком книги из картона и бумаги разной жесткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

Экспериментируйте с ребенком во время чтения сказок. Например, при чтении сказки «Золушка» предложите ребенку помочь Золушке выполнять ее работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребенку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова: «мука», «кофе», «сито» - ребенок начнет повторять их, подражая вам. Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать психогимнастические упражнения.

«Буратино» «Превратиться» в Буратино: напрячь все мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит он ДЕРЕВЯННЫЙ. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть. Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино — грустный Пьеро. Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро - ТРЯПИЧНАЯ кукла, сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам. Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: ХИТРУЮ лису Алису (прищурить глаза, поджать губы), ЗЛОГО Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы, кулаки).

«Дюймовочка» Вместе с ребенком «превратите» ваши руки в цветок, на котором жила Дюймовочка: сомкните ладони, затем медленно разведите их в стороны, пошевелите пальцами, понюхайте воображаемый цветок ребенка, простимулируйте. его, чтобы он понюхал ваш. Экспрессивно произнесите: «Ах, как пахнет, наш бутон! Ах!». Стремитесь к тому, чтобы ребенок вслед за Вами произнес междометие или даже простое слово «бутон». Покажите пальцами, какая МАЛЕНЬКАЯ Дюймовочка жила в цветке.

Полезно совмещать/заменять чтение сказок и стишков игрой в «домашний театр». Для этого подготовьте простейший реквизит (фигурки животных, комнатные цветы (для изображения деревьев), натуральные камушки, куклы и т. п.) и разыграйте знакомую для ребенка сказку: Вы можете ее рассказывать, а ребенок будет совершать действия, может заканчивать ваши фразы. Начало и конец представления можно обозначить звуком ксилофона, колокольчика: пусть ребенок сделает это сам после вашей команды «Начинаем представление!».

Такой прием будет способствовать развитию регулирующей функции речи. Используйте во время представления звуковые эффекты: постучите деревяшками (скачут лошади), идет дождь (насыпьте песок на стол), ритмичное хлопанье мешочка с монетами - шаги злой волшебницы и т. п.

Может быть, именно период самоизоляции поможет наладить, сохранить или восстановить со своим ребенком ту самую связь, которая сделает вас близкими людьми на всю жизнь!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: