Схема наблюдения за поведением ребенка.
ФИО ребенка ______________________________________________________________________________Возраст ________________
Заполнил (родитель, психолог, педагог) ___________________________________________________Дата заполнения _____________
Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне
Характер нарушений поведения | В чем конкретно проявляется данное нарушение | Дополнения |
Агрессивность | Физическая: ломает игрушки или постройки, рвет книги, ребенок толкает сверстника, проходя ударяет встречных, кусается, плюется. Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова, когда не слышит взрослый. Вербальная: ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова в присутствии взрослого. В виде угрозы: замахивается, но не ударяет, пугает других детей. В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки. Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать его от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное поведение. Направленная на себя: кусает себя, щиплет себя, просит себя ударить, наказать. | |
Вспыльчивость | В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, книгу, плюнуть. В речи: может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово. | |
Негативизм | В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру. Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности. В речи: говорит часто слова «не хочу», «не буду», «нет». | |
Демонстративность | В движениях:отворачивается спиной, утрирует движения на занятиях. Как ориентация на собственное состояние и поведение: стремится обратить на себе внимание в ущерб организации занятия, делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п. | |
Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) | Как реакция на препятствие:обижается при проигрыше в игре. В мимике: недовольное выражение лица, слезы. Реакция на оценку других: болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышения голоса. | |
Конфликтность | Активная/реактивная: сам провоцирует конфликт/отвечает конфликтно на конфликтную ситуацию (действия со стороны других). Вследствие эгоцентризма: не учитывает интересов и желаний сверстников. Как недостаточность опыта: не может построить отношения в игре, в совместной деятельности. Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки. | |
Эмоциональная отгороженность | Как центробежная тенденция: когда все дети вместе, стремится уединиться. Эмоциональная поглощенность действиями: входит в помещение и сразу идет к игрушкам, занят своим делом, не обращая внимания на окружающих. Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику. Псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает обращенную речь, не реагирует на переход с обычной речи на шепот. Зрительный контакт: избегает смотреть в глаза и в лицо собеседнику, может закрывать глаза. | |
Дурашливость | В физических действиях и в мимике: передразнивает движения других. Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительно изменения в поведении. | |
Нерешительность | В физических действиях: боится прыгнуть с возвышения вниз. В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх. В речи: использует слова «не знаю», «может быть», «трудно сказать», не отвечает на вопрос, хотя знает ответ. Реакция на новизну:в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, менее вариативное поведение, чем в привычной ситуации. | |
Страхи | Конкретные: страх пылесоса, собаки, темноты, от порывов ветра, грозы и т.п. Реакция на новизну:боится входить в новое помещение. Социальные: страх новых людей, страх публичного выступления, страх остаться одному. | |
Тревога | В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд. В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги. В движениях: неожиданно вздрагивает, осторожно ходит. Во взаимоотношениях: спит вместе с родителями, стремится быть поближе к взрослому. | |
Скованность | В движениях:двигательно скован. В речи:запинается. Реакция на новизну:неловок в новой ситуации. | |
Заторможенность | В познавательной активности:не знает чем заняться. В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам. В речи:говорит слишком тихо. Время реакции:темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает. | |
Эгоцентричность | Отношение к себе: считает, что все для него (игрушки, конфеты и т.п.). Взаимоотношения: навязывает другим свои игры или желания. В речи: часто использует в речи местоимение «Я». | |
Избегание умственных усилий | Свободная деятельность: не смотрит мультики, самостоятельно не играет в развивающие игры по возрасту. Организованные занятия: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действие по образцу и т.п.) | |
Дефицит внимания | Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятии. Содержание помощи ребенку: приходится несколько раз словесно повторять задание, требуется сочетание слова и показа способов действий. В речи: переспрашивает условия выполнения задания и т.п. | |
Двигательная расторможенность (гиперактивность) | Планирование действий: поспешно планирует собственные действия. Темп действий: темп убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше условленного сигнала. Длительность сдерживания гиперактивности:встает в первой половине занятия, когда другие дети еще сидят. Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры. | |
Речевая расторможенность | Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса, не контролирует громкость речи. Темп речи: темп убыстрен, говорит взахлеб. Социальные отношения: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого. | |
Не понимание сложных словесных конструкций | Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого. | |
Не понимание простых словесных конструкций | Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания. | |
Застреваемость | В движениях:рисует многократно повторяющиеся элементы. В речи:повторяет многократно одну и ту же фразу. Взаимоотношения:навязчив в общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу. Чувства и эмоции: застревает на обиде. Трудность переключения:с трудом переключается. | |
Работоспособность | Умственная: быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книгу, устает на первой части занятия. Физическая:устает от физической нагрузки, на прогулке, требуется варьирование сложности задания не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течении дня (чередование повышенной и пониженной), теряет работоспособность в первой трети занятия. |
|