В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155, одна из образовательных областей «Познавательное развитие», в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Целью нравственно - патриотического воспитания в МАДОУ муниципалитета является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников, решаемыми педагогами МАДОУ, являются:
Ø воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
Ø формирование бережного отношения к природе и всему живому
Ø воспитание уважения к труду
Ø развитие интереса к русским традициям и промыслам
Ø формирование элементарных знаний о правах человека
Ø расширение представлений о городах России
Ø знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
Ø развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
Ø формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Ø формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Данные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал, разрабатывая рабочую программу воспитания дошкольников в детском саду, создавая новые модели организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, применяя инновационные подходы и технологии.
Успешность работы зависит от созданных в МАДОУ условий. В муниципальных дошкольных образовательных учреждений города созданы следующие условия:
Ø наличие эвристической среды в детском саду;
Ø организация взаимодействия воспитателей детского сада с семьями воспитанников;
Ø осуществление педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей (педагогические советы, семинары, мастер – классы, заседания городских инициативных площадок, Родительский всеобуч).
В решении поиска эффективных методов взаимодействия между субъектами воспитательного процесса в МАДОУ города широко используется проектный метод. Этот метод позволяет сочетать интересы всех субъектов, организовывать поэтапно и последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их опыта — к совместному планированию и реализации намеченного. Таким образом, родитель – имеет возможность активно участвовать в процессе патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом, а деятельность ребенка организована в соответствии с его интересами, желаниями и потребностями.
Ø № | Мероприятия | Сроки |
Педагоги | ||
Консультация для педагогов «Система организации работы в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию» | Апрель 2021 | |
Книжная выставка «Растим патриотов» | Май 2021 | |
Август 2021 - консультации для педагогов: «Воспитание толерантности у дошкольников», «Система патриотического воспитания в ДОУ. | ||
Апробация проекта «Юные друзья кадет» | до 2023 года | |
Выступление из опыта работы на тему «Роль фольклора в развитии детей раннего возраста» в рамках ГМО воспитателей раннего возраста | март | |
Коллективный просмотр развлечения в старшей группе №6 «Посиделки» | апрель | |
методический час «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО» | апрель | |
Тематическое занятие «Мончегорск – металлургический край» | сентябрь | |
Работа Городской инициативной площадки «Виртуальный музей как средство патриотического воспитания дошкольников»: 1.1. Семинар-практикум "Использование ресурсов виртуального музея в организации самостоятельной деятельности дошкольников" (16.03.2021г.); 1.2.Семинар-практикум «Виртуальная экскурсия как форма патриотического воспитания дошкольников» (16.04.2021). | Март-апрель | |
Родители (законные представители) | ||
Проведение родительского клуба «Мы» на тему «Храбрецы» | Март 2021 | |
Оформление родительских уголков и центрального стенда в ДОУ «Азбука патриотизма» | Май-июнь 2021 | |
Создание альбома, совместно с родителями «Путешествие по России» (подготовительные к школе группы) | май | |
Семинар-практикум для педагогов по чудо-грядке «Особенности посадок в условиях крайнего севера» | май | |
Краеведческий праздник «Всё золото земли – оно на Кольском!» | сетябрь | |
Выставка игрушек –самоделок «Парад военной техники». | май | |
проведение праздничного мероприятия, посвященного 9 Мая: «Этих дней не смолкнет слава!» | май | |
Участие родителей в Межмуниципальном Фестивале многодетных семей «Россия начинается с семьи…» | ||
Консультация для родителей «День любви, семьи и верности» | июнь | |
Воспитанники | ||
Беседы с детьми: - «День Победы!» - «Мой любимый Мончегорск!» - «Знакомимся с флагом России!» | Июнь-август 2021 | |
Мультимедийная презентация «Города России» | Август 2021 | |
Конкурс детских рисунков «Салют в честь дня Победы!» | Май 2021 | |
Праздники, посвященные 9 Мая, («Чтобы помнили» для детей подготовительной к школе группы), Масленица, праздник ко дню России (Моя Россия») | май | |
Беседы с детьми на темы: «Великая отечественная семья», «Памятники и обелиски в честь павших героев», «Город в котором я живу». | Май, сентябрь | |
День России (тематический досуг); день памяти и скорби – начало ВОВ (тематические занятия). | июнь | |
1.Праздничное развлечение: «День победы» 2. Тематическая выставка посвященная Великой победе: «Помним и гордимся» | Ма | |
Выставка рисунков «Мой любимый Мончегорск» (ко дню города) Тематическая выставка: «Мы дети галактики» | сентябрь | |
Виртуальная экскурсия «Туристические тропинки родного края» | апрель | |
Музыкально-тематическое занятие «Виват, Российский флаг!» | май | |
Выставка детских рисунков «Эхо войны и память сердца» Праздник посвященный 9 мая «Мы этой памяти верны». Создание рукописной книги «Саамы. Мал народ да велик» | май | |
Городской конкурс «Голос моего поколения» (стихи ко Дню победы) | май |
_________________________