Утверждаю
Декан Школы общей медицины
__________________
Шопаева Г.А.
«____» _____________20__г.
СИЛЛАБУС НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Образовательная программа | Бакалавриата | ||
Шифр и наименование специальности | 5В130100- «Общая медицина» | ||
Цикл дисциплины | БДВ | ||
Код дисциплины | B.18-Bioh | ||
Наименование дисциплины | Биохимия | ||
Курс | второй | Семестр | 3,4 |
Кредиты KZ | Кредиты ECTS | ||
Общий объем часов | контактные часы | ||
часы самостоятельной работы | |||
Кафедра/курс | Наименование: кафедра биохимии и химии | ||
Язык обучения | русский | ||
Форма итогового контроля | экзамен |
Алматы 2018
Нормативные ссылки: Силлабус составлен в соответствии с
1. Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям»
2. Образовательной программой, утвержденной на заседании Университетского Советаот 14.08.2018г. Протокол №12
Разработано: | подпись | Ф.И.О. |
Доцент | Жакыпбекова С.С. | |
Доцент | Жетписбай Д.Ш. | |
Доцент | Булыгин К.А. | |
Обсуждено: | ||
Заведующий кафедрой, профессор | Шарипов К.О. | |
Ответственный за дисциплину | Жакыпбекова С.С. | |
дата и № протокола заседания кафедры биохимии и химии | Протокол № ___ от «___»______________2018г.. | |
Председатель КОП ШОМ И ММФ | Нуфтиева А.И. | |
дата и № протокола заседания КОП ШОМ и ММФ | Протокол № ___ от «___»______06________2018г.. | |
Ст. методист ОУМР | Сегизбаева Ж.У. |
Введение
Цель дисциплины Формирование у студентов целостного представления о молекулярных механизмах и регуляции основных метаболических процессов, особенностях их протекания в органах и тканях человека, использовании биохимических показателей для диагностики и контроля эффективности лечения. |
Краткое описание дисциплины По биохимии изучаются строение и функции белков, нуклеиновых кислот, основных классов ферментов; этапы энергетического обмена, обмены веществ (углеводов, липидов, белков) и их регуляция (гормоны и витамины);биохимия жидкостей и тканей организма. На лабораторных занятиях проводятся цветные реакции на белки, реакции осаждения белков, определение составных частей сложных белков, исследование факторов, влияющих на активность ферментов, определение видов кислотности и патологических компонентов желудочного сока, качественные реакции на водорастворимые витамины, определение патологических компонентов мочи. |
Пререквизиты химия, молекулярная биология и медицинская генетика, медицинская биофизика |
Компетенции: Общие компетенции: Профессиональные черты:действовать честно и соблюдать этические обязательства, быть инициативным, умет достичь цели, общаться с другими. Профессиональная деятельность Студенты смогут демонстрировать навыки работы в команде. Предметные компетенции: Применение достижений биомедицинских наук смогут применять oсновные принципы, методы и знания биохимии в медицинской практике. Эффективно использовать информационные технологии в области медицины использовать компьютеры и искать источники информации. |
Результаты обучения По завершении данной программы ожидается, что обучающийся - будет способен описать химический состав фундаментальных структур человеческого тела (кости,мышцы, нервная ткань, печень, почки, жидкости организма), особенности обмена веществ и его регуляцию. - будет способен применять современные знания и биохимические методы диагностики в медицинской практике -будет способен анализировать данные современной литературы. - будет способен демонстрировать навыки логического анализа, аргументированной речи, работы в команде, владения профессиональной терминологией, эффективные письменные и устные навыки в контексте изучаемой дисциплины. |
|
|
План изучения дисциплины
№ п/п | Наименование темы/раздела дисциплины | Контактные часы | Часы самостоятельной работы и задание | ||||||
Практические занятия | Лаб. зан | СРОП (консультации) | СРО | Задания | |||||
пр | сем | трен | … | ||||||
1. | Общие свойства белков. Простые и сложные белки. | Индивидуальная работа – составление кроссвордов. 1)Описать простые и сложные белки, строение, представители, свойства, значение. 2) Классификация белков (схема) – на трех языках. Работа в группах - создание визуальных организаторов. 2)Описать биологически активные пептиды, место образования, значение. 3) Провести цветные реакции на белки, реакции осаждения белков, определение составных частей сложных белков, заполнить таблицы и написать выводы по работам. 4)Работа с литературой по теме | |||||||
2. | Нуклеопротеины. Нуклеиновые кислоты. | Индивидуальная работа 1)Описать строение, значение нуклеиновых кислот, свойства генетического кода. 2) Схема распада нуклеопротеинов – на трех языках. Работа в группах - создание визуальных организаторов. 1)Дать понятие о синтезе белка, о регуляции экспрессии генов. 2)Описать геномные технологии (биотехнологию). 3)Описать генные мутации и генную терапию заболеваний. 4)Работа с литературой по теме | |||||||
3. | Ферменты. | Индивидуальная работа - 1)Описать основные классы ферментов, их строение и каталитическое действие. 2) Строение ферментов – на трех языках. Работа в группах - создание визуальных организаторов. 1)Описать применение ферментов в диагностике и лечении заболеваний. Индивидуальная работа – подготовка презентации. 1) Описать энзимопатии. 2)Работа с литературой по теме Работа в группах - 1)Провести исследование факторов, влияющих на активность ферментов. | |||||||
Рубежный контроль №1 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
4. | Энергетический обмен. | Индивидуальная работа 1)Описать этапы энергетического обмена, показать взаимосвязь этапов энергетического обмена, типы окисления. 2)Первый этап энергетического обмена – на трех языках. | |||||||
5. | Обмен углеводов. | Индивидуальная работа 1)Описать стадии обмена углеводов, пути окисления глюкозы и их значение, глюкостатическую функцию печени. 2) Классификация углеводов – на трех языках. Индивидуальная работа – составление кроссвордов. 1)Дать понятие о наследственных и приобретенных нарушениях обмена моносахаридов и дисахаридов (галактоземия, непереносимость фруктозы и дисахаридов),гликогенозах и агликогенозах, мукополисахаридозах. 2) Работа с литературой по теме | |||||||
Рубежный контроль №2 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
6. | Обмен липидов. | Индивидуальная работа 1)Описать этапы обмена липидов, значение основных путей окисления жирных кислот, образование и значение кетоновых тел. 2) Транспортные формы липидов (таблица) – на трех языках. Индивидуальная работа – подготовка презентации. 1) Характеризовать биохимические механизмы атеросклероза, ожирения, желчнокаменной болезни, жировой дистрофии печени, нарушении переваривания и всасывания липидов. 2)Дать понятие о трансгенных жирах. 3) Работа с литературой по теме | |||||||
Рубежный контроль №3 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
7. | Обмен простых и сложных белков. Биохимия печени. | Индивидуальная работа 1)Описать этапы обмена белков, образование и значение креатина, креатинина, мочевины, биогенных аминов; образование и диагностическое значение видов билирубина. 2) Химический состав желудочного сока (схема) – на трех языках. Работа в малых группах Определение видов кислотности и патологических компонентов желудочного сока. Индивидуальная работа – составление кроссворда. 1)Описать обмен отдельных аминокислот в норме и при дефекте ферментов промежуточного метаболизма аминокислот. 2)Работа с литературой по теме | |||||||
Рубежный контроль №4 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
8. | Гормоны. | Индивидуальная работа 1)Описать место синтеза, основное физиологическое действие, регуляцию секреции гормонов. 2) Классификация гормонов по химической природе – на трех языках. Индивидуальная работа – составление таблицы. 1)Дать понятие об эктопическом гормонопоэзе Работа в группах - создание визуальных организаторов. 1)Описать роль эйкозаноидов. 2) Работа с литературой по теме | |||||||
Рубежный контроль №5 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
9. | Витамины. | Индивидуальная работа – составление таблиц. 1)Охарактеризовать витамины, витаминоподобные вещества, антивитамины. 2) заполнить таблицы по водо- и жирорастворимым витаминам 3) Классификация витаминов с указанием названий – на трех языках. 4)Работа с литературой по теме 5) Провести качественные реакции на водорастворимые витамины | |||||||
Биохимия крови, почек, мочи. Макро- и микроэлементы. | Индивидуальная работа 1)Описать химический состав плазмы крови, нормальное содержание и изменения диагностически значимых показателей. 2) Химический состав крови (схема) – на трех языках. 3)Описать химический состав мочи в норме и при патологии 3) Химический состав нормальной мочи – на трех языках. Работа в группах - создание визуальных организаторов. 1)Описать обмен отдельных микроэлементов. 2)Дать понятие о микроэлементозах. 3)Работа с литературой по теме 4) Провести определение патологических компонентов мочи. 5) Посещение НОЛ с целью ознакомления с современными биохимическими анализаторами | ||||||||
Биохимия нервной ткани. | Работа в группах - создание визуальных организаторов. 1)Описать химический состав и особенности обмена веществ в нервной ткани. 2)Охарактеризовать биохимические основы нейродегенеративных болезней. 3)Охарактеризовать спинномозговую жидкость: диагностическое значение исследования. 4)Работа с литературой по теме | ||||||||
Биохимия соединительной ткани. | Индивидуальная работа – подготовка презентации 1)Описать особенности химического состава и обмена веществ в соединительной ткани, возрастные особенности. 2)Охарактеризовать участие соединительной ткани в заживлении ран, влияние витаминов и гормонов на метаболизм. 3)Работа с литературой по теме | ||||||||
Биохимия костной ткани. | Индивидуальная работа – подготовка презентации 1)Описать особенности химического состава и метаболизма в костной ткани, регуляцию метаболизма. 2)Работа с литературой по теме | ||||||||
Рубежный контроль №6 | Подготовиться к рубежному контролю. | ||||||||
Всего: |
Результат обучения | Метод преподавания | Метод оценки |
По завершении данной программы ожидается, что обучающиеся: - будет способен описать химический состав фундаментальных структур человеческого тела (кости, мышцы, нервная ткань, печень, почки, жидкости организма), особенности обмена веществ и его регуляцию. | -Электронная лекция-Практические занятия-Консультация | -Письменный опрос |
- будет способен применять современные знания и биохимические методы диагностики в медицинской практике | -Решение ситуационных задач- Интерпретация результатов биохимических анализов | -Письменный опрос |
-будет способен анализировать данные современной литературы. | -Практические занятия- Работа в малых группах | -Письменный опрос-Письменные задания (заполнение таблиц, создание схем) |
- будет способен демонстрировать навыки логического анализа,аргументированной речи,работы в команде, владения профессиональной терминологией, эффективные письменные и устные навыки в контексте изучаемой дисциплины. | -Индивидуальная работа(подготовка презентации и других форм СРО) | -Тестирование -Блиц-опрос |
Вид контроля | Удельный вес оценки | Методы оценки | Сроки оценивания | |
Текущий контроль* | 40% ОРД | 60% ОРД | Письменный опрос (по билетам к практическим занятиям) | Еженедельно на каждом практическом занятий |
Оценка умения интерпретировать результаты лабораторных работ на занятиях (наличие протоколов, написание выводов, решение задач по лабораторным работам) | 6 лабораторных занятий согласно тематическому плану | |||
Оценка выполнения заданий по СРО | СРО согласнотематическому плану | |||
Рубежный контроль | 60% ОРД | Письменный опрос по билетам рубежного контроля.Оцениваются знания студентов, полученных по одной или двум темам практических занятий и СРОП: обучающийся должен понимать теоретические вопросы и применять их для решения задач. | 6 рубежных контролей по дисциплине согласно тематическому плану | |
Итоговый контроль | 40% ОИК | Письменный экзамен по билетам, включающим основные теоретические вопросы тем практических занятий и СРОП, пройденных по дисциплине и применять их для решения задач. | В конце курса обучения |
Примечание: * Оценка текущего контроля представляет среднюю арифметическую оценок письменного опроса, оценки лабораторного занятия и оценки за СРО.
|
Список литературы
Обязательная:
1.Биохимия [Текст]: Учебник / Под.ред.Е.С.Северина.- 5-е изд., испр. и доп.- Москва: ГЭОТАР-МЕДИА, 2015.- 768с.
2. «Biochemical base of Health and Pathology», Study guide/ K.O.Sharipov, K.A.Buligin, E.O.Mukhamadieva, 2018 – 250 р.
3.Denise R. Ferrier // Lippincott’s Illustrated Reviews: Biochemistry. 6th Edition. – New Delhi, 2014. – 564p.
Электронные источники
1. Учебник«Harper`sillustratedbiochemistry» 2015 года.В библиотеке КазНМУ есть электронная версия этого учебника (1экз.)
2. Электронный учебник «Энергетический обмен», 2016 г. Шарипов К.О., Жакыпбекова С.С., Омирзакова К.К., Ерджанова С.С., Киргизбаева А.А., Яхин Р.Ф.
3. Видеофильм, созданный сотрудниками кафедры «Внутрисосудистый липолиз» на каз. и рус.языках.
4. Электронный учебник «Биохимия. Виртуальные лаборатории», ООО «Компетентум», 2009 г.
Дополнительная
На русском языке:
1. «Физиологическая и патологическая роль белков», учебное пособие / К.О. Шарипов, К.А.Булыгин, С.С. Жакыпбекова, Д.Ш. Жетписбай, 2018-186 с.
2. «Основы энзимологии», учебное пособие / К.О. Шарипов, А.Е.Есімжан, М.С. Байбулова, 2017-225 с.
3. «Метаболическая роль витаминов с клинической корреляцией», учебное пособие / К.О. Шарипов, К.А.Булыгин, Д.Ш. Жетписбай, 2018 -319 с.
4. « Учебное пособие для самостоятельного изучения биохимии» в 3-хчастях / С.М.Плешкова, С.А.Абитаева и др.- Алматы: КазНМУ,2009 г.
5. «Практикум по биологической химии» Учебно-метод.пособие / С.М.Плешкова, С.А.Абитаева- Алматы: КазНМУ, 2003.-123с.
6. Клиническая биохимия: Уч.пособие-3.е изд. Испр и доп/под редакцией В.А.Ткачука.-М: ГЭОТАР-МЕДИА,2008-264с.:ил
7.Николаев А.Я. «Биологическая химия», М.,2007 г.
8. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», М., 2004 г.
9. Тапбергенов С.О, Тапбергенов Т.С. Медицинская и клиническая биохимия.-Павлодар,
2004г.
10. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека. 2003 г.
11.Кольман Я., Рем К-Г. Наглядная биохимия.- М.: Мир, 2004 г.
12.Плешкова С.М., Абитаева С.А., Булыгин К.А. «Биохимические механизмы действия витаминов и гормонов», Алматы, 2004 г.
13.Плешкова С.М., Абитаева С.А., Булыгин К.А. «Основы частной биохимии», Алматы, 2004 г.
На казахском языке:
1. «Энзимология негіздері», Оқу құралы / К.О. Шарипов, А.Е.Есімжан, М.С. Байбулова, 2017-225 б.
2. Плешкова С.М. және басқалары «Биохимияны студенттердің өздігінен оқып-білуіне арналған оқу құралы» 1Бөлім. «Белоктар, ферменттер, энергия алмасуы, витаминдер»; 2Бөлім. «Заттар алмасуы және оның реттелуі»; 3Бөлім. «Адам ағзасындағы сұйықтықтар мен тіндер биохимиясы». – Алматы, 2009 ж.
3.Сейтембетов Т.С., Төлеуов Б.И., Сейтембетова А.Ж.. Биологиялық химия.-Қарағанды, 2007
4. Сеитов З.С. Биологиялық химия, Алматы, 2012 ж.
5. Тапбергенов С.О. Медициналық биохимия.-Павлодар.-2008.
6. «Биологиялық химиядан практикум» Плешкова С.М. және басқалары. – Алматы, 2004ж
7.Абитаева С.А. «Биохимияның кейбір тараулары» – Алматы, 2005ж.
8.Сейтембетов Т.С. Биохимия сұрақтары мен жауаптары - Алматы, 2011
9.Биохимия: Оқулық Е.С. Северин ред. (қазақ тіліне аударған және жауапты редакторы А.Ж.Сейтембетова), Мәскеу, 2014. – 768б.
На английском языке:
1.USMLE Step 1 Biochemistry and Medical Genetics – Kaplan,2013
2.Robert, K.Murray. Harper's illustrated biochemistry / K.Murray. Robert.-NewYork; London: McGraw-Hill, 2003.- x, 693 pages: illustrations; 24 cm.
Используемые сокращения и термины
СРО – самостоятельная работа обучающегося;
СРОП – самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя;
ТBL – командный метод обучения (Team-based learning).
ОРД – оценка рейтинга допускаТК – текущий контрольРК – рубежный контрольОИК – оценка итогового контроля ИК – итоговый контрольКоординатор дисциплины: Жакыпбекова С.С., доцент, 8701 614 55 33, вн.тел.: 7056.