Раздел I. Введение в педагогическую деятельность.
N ДЕ | Наименование дидактической единицы ГОС | N задания | Тема задания |
Введение в педагогическую деятельность | Общая характеристика педагогической профессии | ||
Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе | |||
Требования к личности учителя и его профессиональной компетентности | |||
Профессионально-личностное становление и развитие педагога |
Тема. Профессиональная деятельность и личность педагога
Общая характеристика педагогической профессии
Профессия как сложившееся социально-культурное явление со сложной структурой, включающей: предмет, средства и результат профессиональной деятельности.
Компоненты пед. профессии: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. Педагогическая профессия относится к группе профессий, объект которых - другой человек.
Отличие от других профессий: относится к классу преобразующих и к классу управляющих профессий одновременно.
Функции педагогической профессии – адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая функция - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
Педагогическая деятельность - вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Сласт. С. 62..Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы - есть взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.
Цель педагогической деятельности - становление и преобразование личности; педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Различают профессиональную и общепедагогическую педагогическую деятельность.
Профессиональную педагогическую деятельность осуществляют только педагоги. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Общепедагогическую педагогическую деятельность осуществляют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Вольно или невольно её осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Содержание функционального компонента педагогической деятельности:
· Организаторский (способность организовывать свою деятельность и деятельность учащихся);
· Коммуникативный (специфика взаимодействий с учащимися);
· Проектировочный (стратегическое содержание деятельности);
· Гностический (сфера знаний педагога, или, по АПИМ, организация учебной и исследовательской деятельности учащихся);
· Конструктивный (способность к конструированию собственной деятельности).
Инструментальный (управляющий) компонент педагогической деятельности учителя:
· Содержание обучения аспекте особенностей отбора и назначения его дидактических единиц).
· Методы обучения (в аспекте симптоматики, условий и особенностей как организационной основы процесса обучения).
· Средства обучения (в аспекте симптоматики, условий и особенностей как коммуникативной основы процесса обучения).
· Организационные формы обучения (в аспекте симптоматики и условий их эффективного использования как структуры общения реализуемой в обучении)
Функции профессиональной педагогической деятельности:
Информационная (предполагает передачу и обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи).
Развивающая (предполагает создание условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников).
Ориентационная (предполагает формирование у воспитанников морально-ценностных установок и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной и профессиональной деятельности, развитию социально-значимых качеств).
Мобилизационная (предполагает формирование у воспитанников познавательных потребностей, навыков учебной деятельности и научной организации учебного труда).
Логика педагогической деятельности. 1. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. 2. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. 3. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. 4. Его реализация обнаруживает некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. 5. Из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.
Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.