Управление кредиторской и дебиторской задолженностью предприятий ЖКХ




 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из крупнейших секторов экономики, обеспечивающим социальные условия жизни населения, и его стабильность невозможна без финансовой устойчивости организаций, на которую оказывают влияние различные факторы.

Проводимый анализ финансового положения жилищно-коммунального хозяйства показал, что основными проблемами убыточных предприятий является дефицит оборотных средств, задолженность за потребленные энергоресурсы и обязательным платежам в бюджеты всех уровней. В свою очередь, кредиторская и дебиторская задолженности являются источниками, ослабляющими финансовое состояние предприятий ЖКХ.

Поэтому особую актуальность приобретает задача квалифицированного управления дебиторской и кредиторской задолженностью, основанного на анализе механизма их возникновения и методов ликвидации.

 

Под дебиторской задолженностью, связанной с деятельностью по оказанию жилищно-коммунальных услуг, понимается:

· задолженность потребителей жилищно-коммунальных услуг - граждан - нанимателей жилых помещений, граждан - собственников жилых помещений, бюджетных организаций, промышленных предприятий и прочих потребителей;

· задолженность бюджетов всех уровней по финансированию предприятий жилищно-коммунального комплекса, направленного на возмещение убытков от реализации услуг по регулируемым ценам, на возмещение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, на возмещение льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных гражданам;

· задолженность бюджета по финансированию расходов, обусловленных производственной деятельностью, не предусмотренных при формировании экономически обоснованного тарифа

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность предприятиям-поставщикам и подрядчикам за поставляемые товарно-материальные ценности и выполненные работы, услуги, включая штрафные санкции. В составе кредиторской задолженности выделяется:

· задолженность организаций ЖКХ другим организациям ЖКХ за энергоресурсы и услуги;

· задолженность за энергоресурсы (электроэнергию, теплоэнергию, газ, мазут, уголь) субъектам естественных монополий (дочерним предприятиям РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром" и т.д.);

· задолженность иным организациям - поставщикам и подрядчикам;

· задолженность бюджетам всех уровней по налогам и сборам и начисленным пеням, штрафам;

· задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд занятости Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, экологический, дорожные фонды

 

Поскольку одним из критериев оценки платежеспособности предприятий является уровень кредиторской и дебиторской задолженности, поэтому для оздоровления финансовой ситуации в ЖКХ необходимо, в первую очередь, провести инвентаризацию задолженности предприятий ЖКХ, задолженности бюджета и бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг и капитального ремонта. После выявления реального объема обоснованной задолженности в ЖКХ разрабатываются мероприятия по урегулированию задолженности, в том числе по реструктуризации задолженности бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса.

 

Основным дебитором организаций ЖКХ, по-прежнему, остается население. К основным факторам, повлиявшим на рост задолженности населения, нужно отнести переход на 100% уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг, увеличение тарифов на коммунальные услуги и приведение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

 

Для снижения размера дебиторской задолженности населения организациям ЖКХ принимаются следующие меры:

- сверка задолженности между контрагентами;

- работа по недопущению образования задолженности - контроль платежей, меры претензионного воздействия и т.д.;

- организация оперативного взыскания просроченной дебиторской задолженности (заключение с должниками соглашения о реструктуризации долга, претензионно-исковая работа);

- назначение жилищных субсидий малоимущим гражданам, порядок предоставления которой исключает возможность возникновения задолженности у граждан – получателей субсидии.

 

Снижение кредиторской задолженности бюджета перед организациями ЖКХ, дебиторской и кредиторской задолженностей государственных и муниципальных предприятий, основных производителей и поставщиков воды и энергии, позволит повысить ликвидность активов отрасли и инвестиционную привлекательность.

 

При правовой работе с кредиторами в качестве основных задач (кроме, своевременного выполнения своих договорных обязательств) предприятия должны ориентироваться на:

- достижение максимальной рассрочки либо отсрочки выполнения обязательств предприятия;

- уменьшения до предельно возможного уровня претензионных сумм финансовых санкций и убытков, предъявляемых контрагентами по сделкам;

- принятие всех возможных эффективных мер, направленных на сохранение в обороте организации необходимых денежных и иных средств.

Одной из причин несвоевременной оплаты за потребленные энергоресурсы является то, что управляющие компании и муниципальные предприятия (для Москвы – государственные предприятия), выполняющие функции управляющих компаний, не обеспечивают в полном объеме собираемость платежей с населения за оказанные коммунальные услуги, в связи с чем не своевременно производят расчеты с ресурсоснабжающими организациями за оказанные услуги, а последние не оплачивают в полном объеме потребленные энергоресурсы поставщикам, что ведет к ограничению и прекращению поставки энергоресурсов и, как результат, предоставление услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные законодательством сроки.

 

С целью оптимизации работы по своевременному погашению образовавшейся задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и для решения вопросов погашения задолженности за потребленные ТЭР органами местного самоуправления принимаются следующие меры:

- создаются межведомственные комиссии для обеспечения своевременного погашения задолженности за топливно-энергетические ресурсы;

- активизируется работа с населением по оплате коммунальных услуг, в том числе ведется активная работа с населением, нуждающимся в субсидиях;

- разрабатываются графики погашения задолженности за потребленные ТЭР.

 

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей является показателем характеристики финансовой устойчивости организации. Однако, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к техническому банкротству. Это связано с отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью погасить вовремя задолженность перед кредиторами.

Мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью для руководителей организаций жилищно-коммунального комплекса:

1. Необходимо решать задачу не только снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования.

2. Для обеспечения максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты. При этом возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

3. Целесообразно проведение предварительного изучения платежеспособности и надежности партнера, его кредитной истории, особенно при заключении крупных контрактов.

4. Поиск совместных решений по предотвращению нарушений условий контрактов в части платежей есть наиболее рациональный и цивилизованный путь упреждения просроченной задолженности. Таким образом, деловые партнерские отношения и сотрудничество продавца с покупателем способны обеспечить наиболее быстрое и эффективное решение проблем и сокращения просроченной задолженности.

5. Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям; выявлять степени риска появления недобросовестных неплательщиков путем расчета резерва по сомнительным долгам.

6. Проведение мероприятий по энергосбережению в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как установка коллективных (общедомовых) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых воды, природного газа, электрической энергии будут стимулировать население к экономии коммунальных ресурсов и своевременной оплате за их использование.

 

Принятие производственных программ организаций коммунального комплекса и установление предельных индексов роста тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса, что способствует проведению мероприятий по оптимизации расходов предприятий ЖКХ, снижению неэффективных затрат, сокращению численности персонала и отражает комплекс позитивных факторов введения тарифного регулирования.

 

Для оздоровления отрасли проводится реорганизации бесперспективных муниципальных предприятий ЖКХ с созданием на их базе организаций с частной формой собственности, 100 процентов акций которых находятся в муниципальной собственности. Важно подчеркнуть, что такая приватизация означает не новый передел собственности, а переход от системы административно-отраслевого управления муниципальной собственностью к более эффективной широкомасштабной системе управления. При приватизации муниципальных унитарных предприятий жилищный фонд, объекты коммунальной инфраструктуры, имеющие жизненно важное значение для населения муниципального образования, первоначально останутся в муниципальной собственности, а впоследствии, после частичной продажи акций немуниципальным собственникам, муниципалитет сохранит необходимый контроль над управлением таких объектов. Тем самым, осуществляется «уход» от неудобства права хозяйственного ведения, поскольку с момента приватизации унитарного предприятия, прекращается право хозяйственного ведения унитарного предприятия, имущественный комплекс которого приватизирован, и возникает право собственности нового акционера на имущественный комплекс унитарного предприятия.

 

 

На федеральном уровне Приказом Росстроя от от 21 апреля 2003 г. №142 был утвержден порядок инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

В инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса принимают участие:

1) жилищные эксплуатационные организации - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, непосредственно оказывающие услуги по предоставлению в пользование жилья гражданам, осуществляющие обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома;

2) специализированные эксплуатационные организации - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, которые выполняют ремонт (текущий и капитальный) и техническую эксплуатацию жилищного фонда, лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории по договорам с жилищными эксплуатационными организациями;

3) организации, предоставляющие коммунальные услуги населению, - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие электроснабжение, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод);

4) организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, которые осуществляют электро-, газо-, тепло- и водоснабжение и водоотведение организациям жилищно-коммунального хозяйства;

5) многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставление всех либо отдельных видов коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод));

6) управляющие организации (службы заказчика) - организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие управление обслуживанием объектов недвижимости в жилищной сфере и обеспечением снабжения потребителей необходимыми коммунальными услугами надлежащего качества.

Отдельные сведения по инвентаризации, которые характеризуют объемы бюджетного финансирования и направление использования этих средств, должны предоставлять организации, которые располагают указанной информацией и через которые осуществляется бюджетное финансирование. К ним относятся организации (учреждения) жилищно-коммунального хозяйства, которые уполномочены органами местного самоуправления распределять бюджетные средства в соответствии с конкретной потребностью организаций ЖКХ. Среди них: организации (учреждения), выполняющие функции заказчика (муниципального заказчика); департаменты (комитеты, управления ЖКХ, службы заказчика). Если же бюджетные средства организациям ЖКХ распределяются непосредственно органом местного самоуправления, то показатели об объемах бюджетного финансирования на различные цели заполняются его финансовым управлением (отделом).

Организации, осуществляющие деятельность в нескольких отраслях экономики, проводят инвентаризацию лишь тех обязательств, которые относятся к деятельности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: