Технология педагогического опыта.




Создание вокально артистического имиджа исходя

Из индивидуальных особенностей ребенка.

 

Работу подготовила руководитель

образцовой шоу-группы «Поющие Звёзды»,

педагог дополнительного образования

высшей категории,

г. Джанкой, Республика Крым,

МОУ лицей «МОК №2»

Нестеренко Н.М.

Актуальность выбранной мной темы самообразования является развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве. Сегодня эта тема стоит очень остро, так как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей. Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького артиста, способного стать проводником к сердцу зрителя.

Новизна темы заключается в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства. Сценический образ артиста – это феномен синтетический, связывающий несколько видов искусств.

Технология педагогического опыта.

Целью темы самообразования является создание условий для формирования сценического образа учащихся на сцене через синтез искусств, способствующих повышению уровня вокального мастерства и успешной реализации личности. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- развитие сценической речи, образного мышления через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;

- стимулирование потребности к творческому самовыражению юных песцов;

- развитие умения перевоплощаться в сценический образ;

- формирование мотивации к концертной деятельности;

- воспитание эстетического, художественного вкуса;

- совершенствование вокальной культуры исполнения;

- формирование социального опыта в процессе деятельности детей.

Объектом педагогического опыта является – процесс формирования сценического образа вокалиста в условиях дополнительного образования.

Предметом педагогического опыта - педагогические технологии, направленные на формирование сценического образа учащихся на основе вокального искусства.

Постепенное введение разнообразных форм, методов, синтеза искусства в процесс обучения привело к решению данных проблем и высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию. На начальном этапе на занятиях применяю следующие методы:

Словесные: рассказ, беседа, лекция;

Наглядные: объяснение и иллюстрация сенсорных свойств музыки (звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических), показ плакатов с изображением нотного стана, скрипичного ключа и правописанием нот, карточки с обозначениями средств музыкальной выразительности, карточки с изображением ритмического рисунка, портреты композиторов, анкеты, кроссворды, ребусы, загадки, дидактические игры;

Репродуктивный - показ педагогом вокально-технических приемов;

Метод организации учебно-познавательной деятельности - использование аудио- и видеоматериалов для зрительного восприятия преподаваемого музыкального материала, помогает увидеть художественное воплощение образа при исполнении вокального произведения. Выполняются практические задания по исполнению вокальных упражнений.

Фонетический метод помогает бороться с вялостью артикуляционного аппарата, активизирует работу гортани и органов дыхания.

Метод образного сравнения на занятии помогает детям в сравнивании различных образов звучания голоса, развивает умение отличать правильное звукообразование от неправильного и оценивать собственное исполнение, формирует навык самоконтроля.

Метод импровизации и сценического движения помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.

Постепенно, на втором, а иногда и на первом году обучения вводится навык двухголосного пения, при этом развивается диапазон голоса «а» малой октавы – «ƒ 2 » октавы, формируется умение петь в ансамбле, совершенствуется вокальная культура исполнения, формируется социальный опыт в процессе деятельности учащихся. Этому способствует метод ансамблевого пения, помогающий научить детей слушать и уважать не только себя, но и других.

Современные педагогические технологии помогают строить процесс обучения по принципу сотрудничества педагога с учащимися, пробуждают их творческую активность и дают стимул к выполнению нестандартной, нешаблонной, а индивидуальной, креативной деятельности.

Технология индивидуально-дифференцированного обучения помогает учитывать особенности каждого ребенка и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала. Индивидуальный подход к учащимся предполагает соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала их индивидуальным возможностям и способностям.

Применение в педагогическом опыте здоровьесберегающих технологий позволяет укрепить певческое дыхание, артикуляционный аппарат, снять зажатость, эмоциональное напряжение, активизировать работу речевого аппарата. Для этого проводятся различные виды упражнений: дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой, артикуляционная гимнастика В.Емельянова, Карла Орфа, игры-упражнения для глаз, пальцев, лица («Нарисуй мажорное настроение», «Речевой портрет»).

Использую игровые технологии: компьютерные музыкально-дидактические игры, упражнения в игровой форме «Сочини песню», вокальная импровизация, проговаривание и обыгрывание скороговорок, упражнения на умение владеть своим лицом и телом - мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Мечтательность», «Страх», «Восторженность», «Удивление», воспитание мышечной свободы-этюды коллективной пантомимы: «В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Заводная кукла». Исполнение упражнений сопровождается выразительностью, мимикой, жестами, которые помогут развить сценическое движение и сценическую речь, раскрыть в детях творческое воображение, фантазию.

В результате использования технологий, методов в работе над сценическим образом, каждый ребенок проявляет себя как индивидуальность, творческая личность и гармонично себя чувствует в выбранном «амплуа». Сценический образ – очень важный момент для любого вокалиста. В работе над сценическим образом, на первом этапе необходимо изучить доступные элементы в музыкально-сценической деятельности: разбор содержания песни, средств музыкальной выразительности, разучивание вокальных партий, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. Второй этап предусматривает работу над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения музыкально-художественного образа, предложенные детьми в ходе занятия. На третьем и четвёртом этапах ведётся полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение

Вокалист должен стать художником, создающим сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Создание образа для выступления – это трудоемкий, творческий процесс, тщательно отрабатываемый на каждой репетиции. В процессе работы над образом предполагается тщательная проработка таких элементов как качество вокала, манера исполнения с учетом драматургии музыкального материала, артистизм, пластика, сценический костюм и декорации.

Важнейшая часть творческой работы детского вокального коллектива – концертно-исполнительская деятельность. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у детей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, демонстрирует сплоченность, собранность, музыкальность, сценичность. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской форме.

Каждое концертное выступление анализируется и обсуждается с целью выявления положительных и отрицательных сторон в работе и их дальнейшего устранения. Видеозаписи выступлений позволят детям услышать и увидеть каждый момент исполнения. В ходе реализации опыта была выявлена динамика уровня сценического мастерства и динамика развития творческих способностей учащихся

Результативностью опыта является: сформированность умения перевоплощаться в сценический образ посредством вокального искусства; повышение уровня вокального исполнительства (передача голосом внутреннего эмоционального состояния; повышение мотивации к концертной деятельности; формирование социального опыта учащихся для успешной реализации личности.

Построение учебного процесса с применением инновационных технологий и методов, синтеза искусств, направленных на формирование сценического образа, соответствует возможностям и потребностям детей. Личностно-ориентированный подход к каждому кружковцу раскрыл его как артиста, подчеркнул его индивидульность.

Воплощая сценический образ, дети становится художниками на сцене, оставляя частицу души в сердцах зрителей, выходят на новую ступень музыкального и личностного развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: