Специальность 230201 -
«Информационные системы и технологии»
Уфа - 2009
Методические указания по выполнению и оформлению квалификационной (дипломной) работы, предназначенной для студентов дневной обучения по специальности 230201 - «Информационные системы и технологии». Составитель Р.Ф.Маликов. – Уфа: БГПУ, 2009. – 28 с.
© Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, 2009
Содержание
Общие положения
Выпускная квалификационная работа инженера (дипломный проект или работа) представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача для специальности 230201 - «Информационные системы и технологии» по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов (полностью или частично).Объектами профессиональной деятельности инженера по специальности 230201 - «Информационные системы и технологии» являются информационные системы и технологии, и сети; способы и методы проектирования, производства, отладки и эксплуатации программных средств ВТ, применяемых в различных областях.
Итоговая государственная аттестация дипломников по специальности 230201 - «Информационные системы и технологии» в соответствии с государственным образовательным стандартом (ГОС) с обязательной защитой дипломной работы и заканчивается присвоением государственной аттестационной комиссией (ГАК) квалификации инженера с выдачей государственного диплома.
Дипломная работа представляет собой завершающий этап обучения в вузе и имеет целью:
- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний по вычислительной технике, компьютерным сетям и сетевым технологиям, применение этих знаний при решении конкретных задач;
|
- развитие навыков самостоятельной работы;
- выяснение и оценку подготовленности студента, заканчивающего обучение в вузе, для самостоятельной деятельности по месту будущей работы.
1. Организация написания дипломной работы
На выполнение дипломной работы по учебному плану отводятся 3,5 месяца (с 30-й по 43–ю неделю десятого семестра). За один-два месяца до выхода приказа, определяющего дату начала дипломирования, студенту необходимо проверить у заместителя декана факультета наличие всех требуемых документов в личном деле за весь период обучения; проверить правильность написания фамилии, имени и отчества. Приказ о переводе на выполнение дипломной работы может быть издан только после окончания теоретического курса.
Не позднее, чем за два месяца до окончания теоретического курса обучения студент должен согласовать тему дипломной работы с заведующим кафедрой, к которой он прикреплен. При этом студент должен знать исходные данные и представлять структуру дипломной работы. Студент может предложить для дипломной работы тему, связанную со спецификой своей работы. При выборе темы дипломной работы следует руководствоваться положениями раздела 2 настоящих методических указаний – «Тематика дипломных работ». Заведующий кафедрой после ознакомления с предполагаемой темой и беседой со студентом назначает руководителя работы.
1.1 Оформление бланка задания на дипломную работу
|
Бланк задания на дипломную работу (приложение 1) является официальным документом, который выдается на кафедре в двух экземплярах. После оформления один экземпляр остается на кафедре, второй – у дипломника для включения в состав расчетно-пояснительной записки.
С тем, чтобы грамотно заполнить бланк задания, необходимо изучить «Методические указания по и оформлению выполнению квалификационной (дипломной) работы».
Руководствуясь методическими указаниями, студент заполняет бланк задания и согласовывает формулировки всех разделов с руководителем.
Название темы дипломной работы должно быть кратким и отражающим суть работы.
Срок представления дипломной работы к защите определяются графиком учебного процесса. Эту графу студент не заполняет.
В исходных данных к работе указываются только наиболее существенные сведения, необходимые для выполнения работы: функции изучаемой системы, основные параметры входной и выходной информации и наиболее существенные характеристики (надежность, точность, время реакции системы, производительность, характеристики интерфейсов, условия эксплуатации и т.д.). Не должны включаться данные, подлежащие обоснованию в ходе разработки. В дальнейшем исходные данные будут служить основой для разработки подробного технического задания на проектируемое устройство, которое должно быть оформлено в виде отдельного раздела расчетно-пояснительной записки.
В графе «Вопросы, подлежащий разработке» приводится перечень разделов диплома, подлежащих разработке, определенных студентом совместно с руководителем и консультантом в соответствии с типом дипломной работы. Обязательно должна быть указана расчетная часть с перечислением обязательных расчетов.
|
После утверждения руководителем разделов по проектно-конструкторской части дипломной работы студент должен получить задание по организационно-экономической части и экологии и охране труда. Эти задания выдаются консультантами соответствующих кафедр.
В перечне графического материала указывается количество чертежей и их наименования. Количество плакатов на усмотрение дипломника.
В календарном графике работы над дипломом указываются проценты выполнения работы по месяцам (3 месяца отводятся на всю дипломную работу). Календарный график используется руководителем, консультантами и деканатом для контроля за ходом выполнения дипломной работы.
Задание на дипломную работу должно быть подписано (с указанием фамилии, имени, отчества, звания, занимаемой должности и места работы):
1) студентом – дипломником с указанием даты принятия задания к исполнению;
2) консультантом по проектно-конструкторской части, если он имеется;
3) консультантом по экологии и охране труда;
4) консультантом по экономической части;
5) руководителем работы.
Полностью оформленное и подписанное задание на дипломную работу утверждается заведующим кафедрой. Утвержденное задание на дипломную работу сдается в деканат и является основанием для приказа о переводе студента на преддипломную практику; приказ ректора закрепляет намеченную тему и руководителя. Оформленное задание, утвержденное соответствующим приказом, является документом на выполнение дипломной работы.
Изменение задания может быть произведено только с повторным утверждением темы работы заведующим кафедрой и повторным приказом по ОмГУ.
2. Тематика дипломных работ
Тематика дипломных работ должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки и техники.
Тема дипломной работы должна соответствовать специальности 230201 - «Информационные системы и технологии» Предусматриваются четыре типа дипломных работ:
Тип А (аппаратный) – работа, ориентированная на разработку аппаратных средств вычислительной техники.
Тип АП (аппаратно-программный) – работа, ориентированный на разработку аппаратуры и поддерживающего её программного обеспечения.
Тип С (сетевой) – работа, ориентированная на разработку информационных систем и технологий.
Тип П (программный) – работа, ориентированная на разработку средств системного или прикладного программного обеспечения ЭВМ, систем и сетей.
Примерная тематика дипломных работ для названных типов может быть следующей:
Для типа А
- разработка процессоров или устройств, входящих в их состав;
- разработка спецвычислителей и дополнительных операционных устройств системы (обработка сигналов реального времени, аппаратная реализация стандартных функций, арифметические расширители для ЭВМ разных классов);
- разработка блоков сопряжения нештатных устройств со стандартными интерфейсами ЭВМ;
- разработка блоков межмашинных связей.
Для типа АП
- разработка устройств обработки информации на программируемых БИС и СБИС с соответствующим поддерживающим программным обеспечением;
- разработка устройств обработки информации на микропроцессорах.
Для типа С
- разработка однородных ЛВС для малых предприятий;
- разработка гетерогенных ЛВС для предприятий с развитой организационной структурой;
- разработка корпоративных вычислительный сетей (КВС) для крупных предприятий с компактным размещением (в пределах района, города);
- разработка корпоративных вычислительный сетей (КВС) для крупных предприятий типа «центральный офис – удаленные филиалы» с использованием сети доступа, технологии глобальных вычислительных сетей (X25, Frame relay, JSDN, ATM), первичных каналов, цифровых иерархий PDH, SDH, а также технологии интеграции ATM с IP-сетями.
Для типа П
- разработка драйверов для различного типа устройств;
- разработка программного обеспечения для ЭВМ и компьютерных сетей;
- разработка проблемно-ориентированных программных систем для интеллектуальных терминалов;
- разработка информационно-поисковых систем;
- разработка прикладного программного обеспечения для АРМ;
- разработка прикладных программных систем с использованием баз данных.
Независимо от типа дипломной работы проектно-конструкторская часть должна отражать основные этапы выполнения работы:
- обзор литературы, анализ и выбор прототипа изделия (если прототипы отсутствуют, то дается описание предметной области);
- разработка технического задания;
- эскизное проектирование;
- техническое проектирование;
- рабочее проектирование.
3. Структура дипломной работы и правила оформления
Дипломная работа состоит из двух частей:
1) пояснительной записки;
2) графического, иллюстративного материала комплекта и, возможно, других конструкторских документов.
Пояснительная записка должна быть выполнена согласно ГОСТ 2.104-68. Согласно этому стандарту, текст пояснительной записки должен быть помещен в соответствующую рамку. Все листы пояснительной записки, включая иллюстрации, должны иметь сквозную нумерацию без каких-либо буквенных добавлений.
Объем пояснительной записки должен быть не менее 40 страниц.
Пояснительная записка:
Расположение материала в пояснительной записке следующее.
1. Титульный лист по принятому образцу (лист 1).
2. Задание на дипломную работу.
3. Отзыв руководителя.
4. Отзыв консультанта, если имеется.
5. Рецензия на дипломную работу.
6. Акт экспертизы или справка о внедрении, если имеются.
7. Аннотация.
8. Оглавление с постраничной разметкой (лист 2).
9. Введение с кратким обзором по рассматриваемому вопросу и мотивировкой выбора направления данной работы; (обзор можно вынести и в отдельную главу) (лист 3 и далее).
10. Основной текст работы (проектно-конструкторская часть), содержащая разделы:
- предметная область, математическая модель и пр.;
- описание алгоритма;
- описание программного обеспечения.
11. Заключение.
12. Перечень графического материала (представляет собой таблицу с графами: номер чертежа, наименование изделия, наименование чертежа, комментарий).
13. Список использованной литературы.
Приложения (вторая часть дипломной работы):
материалы (листы спецификаций, распечатки программ, чертежи, таблицы, графики, блок-схемы, фотографии изготовленных устройств и макетов, распечатки большого формата и т.п.), включение которых в основной текст по каким-либо причинам признано необязательным.
Правила заполнения задания по дипломной работе приведены выше. Форма бланка задания приведена в приложении 1. По объему проектно-конструкторская часть в РПЗ должна составлять не менее ¾.
Изложение материала записки должно быть кратким, точным и технически правильным. Сокращения слов, кроме разрешенных ГОСТ 2.316-68 (правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц) и общепринятых (например, к т.д.; и т.п.; ГОСТ, ТУ, ТЗ и др.) не допускаются. При необходимости сокращенного обозначения сигналов или шин, следует привести таблицу сокращений.
На протяжении всей записки следует строго соблюдать единообразие терминов, обозначений, символов. Если встречаются новые технические термины, то их нужно разъяснить при первом употреблении в тексте. Следует тщательно избегать жаргонных технических выражений и слов.
Схемы, эскизы, рисунки и другие поясняющие текст материалы вставляются в текст сразу после упоминания в тексте или на следующем листе с указанием номера рисунка и, при необходимости, подрисуночной подписью. На все помещаемые в расчетно-пояснительной записке рисунки должны быть ссылки в тексте.
Расчетные формулы приводятся в общем виде с последующей подстановкой числовых значений величин, окончательным результатом вычислений, а такие с указанием размерностей результирующей величины и пояснением обозначений, впервые примененных, в тексте записки.
Формулы должны быть написаны с использованием общепринятых обозначений и иметь сквозную нумерацию. Нумеруются только те формулы, на которые есть ссылка в тексте.
Все расчетные формулы или другие цитированные сведения, взятые из литературных источников, должны иметь ссылки на список литературы, например: [1, с.129].
При расчете вариантов с большим количеством математических выкладок следует привести все выкладки принятого варианта, по остальным вариантам приводятся только результаты расчетов в виде таблиц.
В записке разрешается использовать только единицы измерений международной системы единиц СИ.
Список использованной литературы составляется по форме: порядковый номер, фамилия, инициалы автора, полное наименование книги, издательство, год издания. При ссылке на статьи из журналов и сборников указываются: фамилия и инициалы авторов (автора), наименование статьи, название журнала или сборника, указывается редактор, издательство, год издания.
Для набора текста в редакторе MS Word рекомендуется использовать шаблон текстового документа diploma.dot. Подробные пояснения по использованию шаблона и оформления текста дипломной работы изложены в файле diploma.doc. Обратите внимание, что для корректной работы шаблона необходимо установить шрифты ГОСТ тип A и ГОСТ тип B.
Полностью оформленная пояснительная записка должна быть подписана студентом, консультантами, руководителем, рецензентом, ответственным за норма-контроль на кафедре, заведующим кафедрой (или его заместителем) и переплетена вместе с приложениями в жесткий переплет.
Допускаются два типа переплета:
1) с пластиковой пружиной и прозрачной обложкой;
2) со скоросшивателем, также с прозрачной обложкой.
Титульная страница дипломной работы должна читаться без открывания обложки. Не допускаются папки с кольцами, зажимами, папки с прозрачными вкладышами).
Описание алгоритма
Описание алгоритма должно быть прежде дано простым, понятным языком. Следует подробно описывать алгоритм не всей программы, а только нетривиальной ее части, понимание которой может вызвать затруднения. Так, не нужно детализировать описание начального диалога программы с пользователем, когда запрашиваются некоторые параметры и проверяется их принадлежность некоторому диапазону.
В описании алгоритма не следует использовать внутренних имен функций и модулей, из которых состоит программа. Следует давать им названия, отражающие смысл. При описании программного обеспечения желательно дать таблицу соответствия содержательных и формальных имен. Например, если в программе, функция, выполняющая оценку точности решения, носит имя accur(), то в описании алгоритма следует использовать осмысленное название «модуль оценки точности». В тексте программы в свою очередь должен быть комментирующий текст, поясняющий читателю назначение функции accur().
Еще отметим, что не во всякой дипломной работе можно говорить об алгоритме в строгом смысле этого слова. Допустим, разрабатывается программа на языке Пролог. Тогда алгоритм скрыт в используемых языковых средствах, и уместнее говорить о сценарии работы программы. Это же касается использования прикладных программных пакетов, предназначенных, например, для моделирования динамических систем. В общем, термин "алгоритм" можно использовать и в этом случае, но понимать его в расширительном смысле, как алгоритм взаимодействия пользователя с прикладной программной системой. Синонимами здесь будут такие термины как «сценарий», «методика», «последовательность действий».
Итак, выбор адекватного языка описания алгоритма представляет собой нетривиальную задачу и должен производиться взвешенно. Здесь полезны обсуждения с руководителем и консультантом.