Политические требования современного международного




Терроризма.

Национализм и религиозный радикализм являются основными движущими

силами современного транснационального терроризма. Способность

национализма объединять людей различных социальных слоев, формируя

агрессию по отношению к представителям других наций и народов,

позволяет создать предпосылки для розни на межнациональной почве.

Религия на сегодняшний момент является одной из самых распространенных

форм национального самоопределения и используется в качестве пропаганды

религиозными радикалами. Терроризм порожден крайней формой отрицания

общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц, групп

и слоев населения – экстремизмом и характеризуется следующими

факторами: социальная аномия части населения страны (негативное или

равнодушное отношение общества к обязующим нормам), низкий уровень

политической культуры или ее отсутствие, кризисные ситуации в обществе,

слабость институтов общественного контроля и безрезультатность

действующей правовой системы. Существует несколько видов экстремизма,

среди которых: религиозный, националистический, экономический,

экологический, духовный, политический, «левый» и «правый».

Националистический экстремизм способствует разрушению

многонациональных государств путем межнациональных конфликтов внутри

одной страны и направлен на отрицание прав и интересов всех

наций и народов, кроме коренной нации. Политический экстремизм

подразумевает идеи группового неравенства и пропагандирует ненависть и

тоталитарный порядок. Экономический экстремизм предполагает

установление одной формы собственности, единое управление и план

ведения хозяйства либо отказ от вмешательства государства в экономику,

наступления на социальные завоевания рабочего населения страны

(движение «Союз правых сил»), отсутствие конкуренции в хозяйственной

сфере (всеобщая фермеризация сельского хозяйства, защита

товаропроизводителя). Экологический экстремизм вызван ухудшением

состояния окружающей среды, связанным со строительством химических

заводов, атомных электростанций и т.д. В отличие от групп «зеленых» и

«экологистов», борющихся за введение эффективной природоохранной

политики, экологические экстремисты, представленные «Гринпис»,

«Хранителями радуги» (1980-ые годы, СССР) выступают за закрытие

предприятий, приносящих ущерб окружающей среде. Некоторые

исследователи утверждают, что экологический экстремизм в сочетании с

политическими и религиозными идеями в сравнительно недалеком будущем

может стать серьезной угрозой обществу. Духовный экстремизм в качестве

официальной идеологии навязывает другим нациям и народам определенную

культуру, ценности, религию, социальные стандарты. Левый экстремизм

сочетает в себе идеи революционизма и анархизма, борьбы против

социального неравенства, усиливающейся бюрократизации общества,

эксплуатации трудящихся. «Правые» критикуют власть за «господство

плутократии» (политического управления, где решения правительства

определяются мнением группы богатых людей, а не всем обществом в целом,

присуща олигархии), «отсутствие порядка», потребительство и др. Правые

экстремисты принадлежат к фашистским, неофашистским, ультраправым,

националистическим, расистским движениям, партиям, организациям («Лига

защиты евреев в США», «Антикоммунистический альянс Аргентины»).

Религиозный экстремизм характеризуется внутри- и межконфессиональными

противоречиями (охватывает территорию внутри определенного государства

и за рубежом). Исламисты используют насилие как ответ на отсутствие

желания других поддержать то, к чему они стремятся. Защита чести и

достоинства мусульман, обеспечение их благополучия выражается через

насильственные способы борьбы с неверными (немусульманами) – джихады

(«священные войны»). Существует две формы исламского радикализма:

идеологическая доктрина и социально-политическая практика, основанная на

этой доктрине. Во многом поспособствовали усилению экстремистских сил

такие факторы, как урбанизация, ущемление политических прав

преобладающего этноса, расширение сферы наемного труда, усиление

политической активности новых слоев городского населения. В результате

происходит усиление интереса мусульман к участию в политике

(политизация ислама), цель которых – возвращение к исламским нормам и их

вооруженной защите. Участники террора не ставят себя в зависимость от

суда людей, они глубоко убеждены в существовании высших сил,

отчитываясь только перед ними. Религия вносит элемент иррациональности в

политику и социальную сферу (террористы-смертники). Опираясь не

ирредентистские и сепаратистские настроения в обществе, религиозные

экстремисты пытаются захватить власть в стране. При этом они трактуют

самоопределение народов как наличие отдельной государственно

оформленной территории для каждой этнической группы. В то же время

национальные законодательства и международно-правовые документы

предполагают право территориальных сообществ (а не этнических

общностей) формировать систему управления исходя из демократической

воли граждан, не ущемляя прав остального населения. Прежде всего

самоопределение понимается властью как право на более широкое участие в

общественно-политическом процессе. В наши дни сепаратизм, особенно

вооруженный, опирается на поддержку местной политической элиты, целью

которой является создание нового национального государства и

национальной бюрократии, а объявление борьбы за свободу и независимость

становится бескомпромиссным, не поддающимся сомнению. Существует

особое национальное движение – ирредентизм, направленное на

воссоединение одной этнической общности, проживающей в разных странах,

обычно на территориях, граничащих друг с другом, и выступающее за

отделение определенной территории от одного государства и присоединение

к территории другого. Ирредентизм создает угрозу территориальной

целостности государств, в которых проживают этнические меньшинства,

поэтому из всех межнациональных конфликтов он относится к наиболее

опасным и длительным. Саудовская Аравия и Иран являются центрами сил

исламистского терроризма. К формам его территориальной экспансии

относятся:

1. Создание исламистских религиозно-политических организаций.

2. Создание участков подконтрольных мусульманским экстремистам в зонах ослабленного государственного контроля над национальными территориями.

3. Замена и внедрение в среду исламского духовенства исламистских элементов, назначение имамов в мечети, которые построены на деньги Саудовской Аравии (ваххабитов) или Ирана.

4. Массовая пропаганда и обращение в ислам немусульман (создание исламистской базы).

5. Создание исламистских плацдармов, выведенных из-под юрисдикции государства в Великобритании, Франции, США.

Создание исламских государств – конечная цель исламизма. Выделяют три стадии формирования исламских государств: ознакомление (пропаганда в массах), структуризация (отбор преданных сторонников для ведения джихада), реализация (собственно сам джихад). Существует три уровня этнической самоидентификации мусульман: макроуровень (идея о существовании единой арабской нации в середине XX века после Палестинского конфликта и революции в Египте 1952 года), средний уровень (государственный национализм арабов, т.е. осознание ими себя как граждан страны проживания), третий микроуровень (племенное и клановое единство – фундамент любого восточного общества).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представляется, что цель исследования достигнута. Изучив эту тему, прихожу к выводам о том, что терроризм – это спланированное преступление против жизни людей, представляющее опасность для общества и государства, преследующее социальные, политические, экономические и др. цели, выражающееся в запугивании, применении или угрозе применения насилия по отношению к гражданскому населению или представителям власти в случае невыполнения приказов террористов. Сущность терроризма – совокупность признаков, присущих ему. Представленные типологии различаются по своему составу, однако каждая из них дает возможность взглянуть на явление терроризма под разными углами и имеет право на существование. По мере развития человеческого общества происходит усложнение терроризма и причин его возникновения в том или ином регионе. Если в I веке н.э. и до XIX века идеи терроризма находили отражение в основном в религиозной, патриотической и националистической подоплеке, то впоследствии, с развитием научно-технического прогресса и возникновением ряда теорий, насилие по отношению к целым нациям и народам становится оправданным для достижения «интересов высших рас». Приверженцы фашизма, нацизма, анархизма, расизма, антисемитизма, шовинизма использовали террор в своих целях. В настоящее время особенно остро стал вопрос по противодействию религиозно-сектанским арабским организациям, кибертерроризму, национализму.

 


 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дробот Г. А. Мировая политика. – М, 2016.

2. U.S. Department of State, Office of the Ambassador at Large for Counter-Terrorism, Patterns of Global Terrorism 1986. Wash., 1988.

3. Коммерсантъ-власть. 2005. № 12. С. 42.

4. Мирский Г. И. Дракон встает на дыбы (О международном терроризме) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3. С 37-38.

5. Falk R. Op. cit. P. 14.

6. Полонский В., Григорьев А. Джихад всему миру // Общая газета. 1995. № 17.

7. Добаев И., Добаев А. «Новый терроризм»: глобализация и социально-экономическое расслоение // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 5. С. 115.

8. Лебедева, М. М. Мировая политика. – М, 2006. С. 200.

9. Исламский мир: «отстающее развитие» мусульманский радикализм // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 90.

10. Торкунов А. В. Современные международные отношения и мировая политика. – М, 2004.

11. Мирский Г. Американская сверхдержава против исламского терроризма // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 10.

12. Примаков Е. Мир без сверхдержав // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 3. С. 85.

13. Трофимова О. Е. Мусульмане и ислам в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 10.

14. Esposito J. L. The Islamic Threat: Myth or Reality? N. Y., Oxford, 1992. P. 32-33.

15. Религиозный и политический фундаментализм в современном мире (Круглый стол) // Мировая политика и международные отношения. 2003. № 12. С. 17.

16. Загладин, Н. В., Путилин Б. Г. Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействия. – М, 2008.

17. Василенко, В. И. Терроризм как социально-политический феномен. М, 2002.

18. Ахмедов, В. М. Ливанская «Хезболла» как «центр силы» на Ближнем Востоке. С 12-13.

19. Белокриницкий В. Я. Пакистанский исламорадикализм – эволюция и связь с региональным терроризмом. С. 35, 36.

20. Григорьева Ю. З. Реставрация исламского терроризма: причины и геополитические последствия. С. 50 // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке. – М, 2000.

21. Феномен экстремизма / Под ред. Козлова А. А. – СПб, 2000. С. 56.

22. Наумец А. Б. Влияние религиозного фактора на возникновение экстремизма // Современный терроризм: состояние и перспективы. – М, 2002. С. 134.

23. Добаев И. П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. - Ростов н/Д, 2002. С. 13, 33.

24. Раззаков Ф. Век терроризма. – М, 2003. С. 445-449.

25. Мирский Г. Этнос, религия, национализм // Азия и Африка сегодня. 1994. № 2. С. 3-4.

26. Еврейское слово. 2004. №11 (184); №32 (205).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: