Исследование коммуникативной функции речи и способов реализации речевых средств в процессе диалога: Как тебя зовут? Сколько тебе лет?
Как зовут твою маму? (папу) Где ты живешь? Кто тебя привел в детский сад?
Как ты добирался сюда? Какие у тебя есть любимые игрушки? В какие игры ты любишь играть? У тебя есть друзья?
1. Общая характеристика речи ►3 года:►4 года ►5 лет ►6 лет
ü 2. Состояние активного словаря ( достаточный, соответствует возрастной норме (N); в пределах обихода; беден; резко ограничен)
А) НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
Назвать существительные по темам ►3-4 года: Игрушки» «Посуда» «Одежда» «Обувь» ►5 лет: «Мебель» «Овощи» «Фрукты» «Транспорт» ►6 лет: «Ягоды» «Дикие животные» «Домашние животные» «Птицы» Назвать одним словом (обобщить)►4 года: Мяч, кукла, машинка Чашка, тарелка, ложка Рубашка, платье, шорты Тапки, туфли, ботинки ►5 лет: Стул, стол, шкаф Огурец, помидор, морковь Яблоко, банан, апельсин Автобус, самолет, теплоход ►6 лет: Клубника, смородина, черника Волк, лиса, заяц Кошка, собака, свинья Аист, кукушка, ласточка
Назвать части тела и части предметов (по картинкам) ►3-4 года: Ноги Руки Голова Глаза Уши Спинка стула Сиденье стула Ножки стула Кузов машины Колеса машины►5 лет: Нос Рот Шея Живот Грудь Рукав Воротник Пуговица Кабина машины Руль►6 лет:Локоть Ладонь Затылок Висок Манжета Петля для пуговицы Фары Мотор
В) ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ ►3 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? Ест Спит Играет Рисует Пьет Гуляет ►4 года (ответить на вопросы по картинкам): Что делает мальчик? (Ест) Что делает девочка? (Спит) Что делают дети? (Играют) Что делает птица? (Летит)
Что делают рыбки? (Плавают) Что делают машины? (Едут) ►5 лет (ответить на вопросы): Как передвигаются птицы? (Летают) Как передвигаются рыбы? (Плавают) Как передвигается змея? (Ползает) Как передвигается лягушка? (Прыгает)Как передвигается человек? (Ходит) Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает) А как подает голос корова? (Мычит) А как подает голос петух? (Кукарекает) ►6 лет (ответить на вопросы): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует) А как подает голос волк? (Воет) А как подает голос лошадь? (Ржет) А как подает голос овца? (Блеет) Врач лечит. А что делает учитель? (Учит) А что делает продавец? (Продает) А что делает маляр? (Красит) А что делает швея? (Шьет)
|
С) АТРИБУТИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
Назвать предъявленные цвета ►3 года: красный Синий Зеленый Желтый; ►4года: Красный Синий Зеленый Желтый Белый Черный ►5 лет: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой синий Белый черный ►6 лет: Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый Розовый Черный Серый Коричневый
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки) ►3-4 года:Мяч какой? (Круглый) Платок какой? (Квадратный) ►5 лет: Солнце какое? (Круглое) Печенье какое? (Квадратное) Косынка какая? (Треугольная) огурец какой? (Овальный) ►6 лет: Руль какой? (Круглый) Окно какое? (Квадратное) Флажок какой? (Треугольный)Слива какая? (Овальная) Одеяло какое? (Прямоугольное)
Д) ПОДБОР АНТОНИМОВ ►6 лет: Друг Добро горе Горячий Легкий Длинный Давать Поднимать продавать
Е) СОСТОЯНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии) ►3 года: Стол – столы Нож – Кукла –Рука –Нога – Чашка – ►4 года: Стол – столы Рот – Кукла – Рука – окно–►5 лет: Кот – коты Лев – Река –Ухо – Кольцо – ►6 лет: Глаз – глаза Лист – Стул – Лень – Воробей – Книга – Дерево –
|
Употребление имен существительных в косвенных падежах ►3 года: Вижу дом. Вижу машину. Вижу куклу. Вижу девочку.►4 года: Что есть у мальчика? (Мяч) Чего нет у мальчика? (Мяча) Кому мальчик дает мяч? (Девочке) Что ты видишь на картинке? (Машину) Чем рисует девочка? (Карандашом) О ком думает кошка? (О мышке) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам) ►5 лет: Шаров Ключей Берез Ложек Окон ►6 лет: Карандашей Листьев Книг Вилок Ведер
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам) ►3-4 года: Красный мяч Синий шар Желтое ведро ►5 лет: Оранжевый апельсин Голубая бабочка Белое блюдце ►6 лет: фиолетовый колокольчик Серая ворона Розовое платье Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) ►3-4 года: Где стоит ваза? (На столе) Где лежат фрукты? (В корзине) Где летает бабочка? (Над цветком) Где спряталась мышка? (Под грибком) ►5 лет: Где сидит снегирь? (На дереве) Где стоит коза? (За забором) Где сидит кот? (Перед домом) Где растет елка? (Около дома) ►6 лет: Где спит собака? (Под крыльцом) Откуда вылезает собака? (Из-под крыльца) Где прячется кошка? (За домом) Откуда выходит кошка? (Из-за дома)
Употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам)► 4 года: Два кота Пять котов Две машины Пять машин ►5 лет: Два мяча Пять мячей Две розы Пять роз Два окна Пять окон ►6 лет: Два пня Пять пней Два воробья Пять воробьев Две книги Пять книг Два ведра Пять ведер
|
F) СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (сформировано (N); сформировано недостаточно; не сформировано) Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) ►3-4 года: Стол – столик Чашка – чашечка Кукла – куколка ►5 лет: Забор – заборчик Сапог – сапожок Кровать – кроватка Лента – ленточка Ведро – ведерочко Окно – окошечко ►6 лет: Лист – листок Трамвай – трамвайчик Изба – избушка Крыльцо – крылечко Кресло – креслице
Образование названий детенышей животных ►4 года: У кошки – котенок У лисы –У утки – У слона –►5 лет: У зайца – У волка – у белки – У козы – У медведя –►6 лет: У коровы – У лошади –У собаки – У овцы –
Образование относительных прилагательных ►6 лет: Стол из дерева (какой?) – деревянный Аквариум из стекла (какой?) – Крыша из соломы (какая?) – Стена из кирпича (какая?) – Шапка из меха (какая?) – Носки из шерсти (какие?) – Сапоги из резины (какие?) – Крепость из снега (какая?) – Лопатка из металла (какая?) –Сок из яблок (какой?) –Образование притяжательных прилагательных ►6 лет: Очки бабушки (чьи?) – бабушкины Туфли мамы (чьи?) – Усы кошки (чьи?) – Хвост лисы (чей?) – Берлога медведя (чья?) – Гребень петуха (чей?) –
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам) ►6 лет: Мальчик выходит из дома. Мальчик отходит от дома. Мальчик подходит к магазину. Мальчик переходит улицу.
Мальчик обходит лужу. Мальчик входит в дом.
Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам) ► 6 лет: Девочка строит домик. Девочка построила домик. Мальчик красит вертолет. Мальчик покрасил вертолет.
Состояние связной речи
(работает самостоятельно; нуждается в незначительной помощи со стороны педагога; требует серьезной помощи (использование подсказок, наводящих вопросов, акцентирование внимания на элементах сюжета и т.п.); составить связный рассказ не может даже вместе с педагогом)
Пересказ текста из нескольких предложений
► 3-4 года:
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Образец детской речи:
Объём и виды предложений
►5 лет:
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Образец детской речи:
Объём и виды предложений
►6 лет (составление рассказа по серии картинок):
Образец детской речи:
Объём и виды предложений
Можно предложить пересказ (с опорой или без опоры на картинки), рассказ-описание или рассказ по представлению, рассказывание знакомой сказки (с опорой и без опоры на наглядность)
Вывод: Характер экспрессивной речи
I уровень речевого развития (полное отсутствие звуковых и словесных средств общения; произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания; произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний; использование паралингвистических средств общения (выразительной мимики, жестов); II уровень речевого развития (пользуется простой фразой; аграмматичная, структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже – глаголов, прилагательных. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена; III уровень речевого развития (п ользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.)
Логопедическое заключение (в начале года):
! Отметить динамику развития речи ребёнка в течение года
Направления работы:
Консультации специалистов:
Дата_______________________Учитель-логопед____________________
[1] Обследование состояния качества звуков у детей с открытой механической ринолалией (до уранопластики) целесообразно проводить как с ортопедическим аппаратом, так и без него. Сравнение обеих результатов позволяет выявить различия в проявлениях назальности всех звуков или только определенных групп. В этом случае лист для записи результатов обследования делится на 2 части, при этом на одной половине фиксируются результаты произношения звуков без обтуратора, а на второй – с обтуратором.