Д. Джилярди и А.С. Григорьев




Колизей, Рим

В Древнем Риме, огромной средиземноморской стране, архитектура унаследовала традиции греческой, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи), а также удовлетворяли потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения масштабных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов, в частности бетона.

 

Интерьер римского Пантеона

Были разработаны рациональные методы строительства, которое в конечном итоге получило гигантского размаха. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрий, перистиль), был развит и усовершенствован. В перенаселенных городах возникли 5 - и даже 6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, накрытый огромным куполом), которые развились также в архитектуре эллинистической Парфии.

Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесных, пышных, иногда преувеличенных форм, осложненных планов. Усиливаются элементы декоративности. Архитектурный ордер стал неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре.

Выдающиеся сооружения

§ Колизей, Рим

§ Храм Пантеон в Риме

§ Башня Геркулеса

§ Стадион в Арле

§ Купальные Диоклетиана

§ Римский мост в городе Шавеш, Португалия.

 

1. Знамениты соборы Средневековой Европы

«...величественные, как

колоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые одни

другим своды, пестрые, как разноцветные его окна и куча изузоривающих его

украшений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпы

и стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем1».

 

В XII веке происходит архитектурная революция, которая видоизменила

средневековое зодчество.

В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовалась большой популярностью в народе.Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение “Да и нет”, в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.
Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. в связи с ожидавшимся, концом света.
С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными узкими окнами. Такой стиль получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).
Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковный по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая фигур и перспективу.
К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - готике, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавшим в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большей высоте. В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами -витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).
Для Английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные “веерные” узоры. Шедевр готического стиля - Вестминстерское аббатство в Лондоне.
В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.
С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв. - непосредственные предшественники культуры Возрождения.

 

2. Живопись Леонардо Да Винчи

Первая датированная работа (1473, Уффици) — маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой — лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых да Винчи позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль (середина 1470-х годов, Британский музей) демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции.

К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — картины «Джоконда». До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо да Винчи. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо.

В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г.

Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию.

Когда Андреа дель Верроккио писал на дереве образ с изображением св. Иоанна, крестящего Христа, Леонардо сделал на нем ангела, держащего одежды, и, хотя был еще юным, выполнил его так, что ангел да Винчи оказался много лучше фигур Верроккио, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой-то мальчик превзошел его в умении.

Леонардо да Винчи сложился как художник да, вероятно, в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккио. Ранние рисунки и картины Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская. Здесь все делалось для того, чтобы научить с ранних лет правильно рисовать и помочь овладеть реалистическим методом. Отношения между Леонардо и Верроккио были, по-видимому, сердечными, хотя Леонардо никогда не упоминал с своем учителе в записных книжках. Он жил в доме Верроккио и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет. Подмастерьем Леонардо да Винчи, следуя обычному порядку, вначале занимался растиранием красок и другой черной работой. Постепенно, по мере накопления опыта и возрастания мастерства, ему стали доверять простейшую часть работы, на которую Верроккио получал заказы.

Поклонение волхвов 1472-1477. Картина была заказана Леонардо да Винчи в 1481 году и предназначалась для украшения алтаря церкви Сан Донато Скопенто, находившейся вблизи Флоренции со стороны Порта а Сан Пьеро Гаттолино (в настоящее время Порта Романа). Художник, однако, не закончил это произведение, оставив его во Флоренции при своём отъезде в Милан в 1482 году. Мадонну с младенцем полукругом окружает толпа, приблизившаяся к Святому семейству, чтобы поклониться ему. Здесь представлено множество физиономических типов людей всех возрастов; среди них и юные всадники. Даже животные, как это потом будет часто встречаться у Леонардо, кажется, разделяют человеческие чувства. На заднем плане картины, из руин палаццо, чья пустая лестница производит впечатление ирреальной, вырывается кортеж путников и всадников. В правой части композиции изображена конная битва, смысл которой остаётся пока неясным. Два дерева в центре - пальма и каменный дуб - служат осями, вокруг которых закручивается спираль всей композиции, как бы вставленной слева - между фигурой старца, погружённого в задумчивость, и справа - фигурой юноши (он указывает на Мадонну с младенцем). На картине мы видим также лошадей, бредущих без всадников, что, возможно символизирует природу, ещё не подчинённую человеком. А в глубине картины возникают обычные для композиций Леонардо да Винчи высокие горные вершины, намеченные лишь эскизно, они производят величественное впечатление.

То было Первым флорентийским периодом жизни и творчества Леонардо: 1464 - 1482.

К этому же периоду относятся такие картины художника как, «Портрет Жиневры де Бенчи», «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), «Мадонна Литта», «Святой Иероним», «Святой Себастьян».

Далее начинается первый миланский период жизни и творчества: 1483 - 1499. Леонардо да Винчи приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала „инженером”, а потом „художником”.

«Мадонна в гроте» - первое вполне зрелое произведение Леонардо — утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве да Винчи. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т. е. совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции картины. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное. "Мадонна в гроте" показывает овладение художником тем реалистическим мастерством, которое так поражало его современников. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане.

25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция - Мадонна с младенцем, боковые - Музицирующие ангелы) Леонардо да Винчи, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что обе картины на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой — в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо да Винчи французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе.

Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина Тайная Вечеря была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена. 1488-1490 года написаны «Дама с горностаем» и «Портрет музыканта».

Второй флорентийский период 1500-1506.

Подготовка и работа над фреской «Битва в Анджарии (при Ангиари)». Реальное сражение при Ангиари в 1440 году, в котором флорентийцы нанесли поражение миланцам, было незначительным: за время всей военной кампании погиб один человек. Тем не менее один эпизод этого сражения глубоко тронул Леонардо: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени.

Эскизы Леонардо да Винчи для большой настенной картины показывают, что он намеревался дать общую панораму сражения, в центре которого происходила схватка за знамя. Если одной фразой (которая, увы, прискорбно однообразна в нашем повествовании) описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно Леонардо утрачено. Да Винчи закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Как и в случае с «Тайной вечерей», Леонардо экспериментировал - и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась.. Центральный рисунок Леонардо для «Битвы при Ангиари» изображает клубок людей и животных, столь тесно переплетенных между собой, что работу можно принять за эскиз для скульптуры. Вздыбившиеся лошади перекликаются с теми, что поражают нас в ранней картине Леонардо «Поклонение волхвов», однако в данном случае они выражают не радость, а ярость: в то время как воины картины с ненавистью кидаются друг на друга, животные кусаются и брыкаются. Картину можно рассматривать как выражение отношения Леонардо да Винчи к воине, которую он называл «pazzia bestialissima» — «самое зверское сумасшествие» — и образ которой, без сомнения, был слишком свеж в его памяти, хранившей впечатления от военных кампании Чезаре Борджиа. Он считал свою картину обвинительным актом. Добавим: не менее актуальным и для нашего времени. В картине нет декорации, а фантастические костюмы воинов не имеют отношения ни к какому определённому периоду. Чтобы сделать свое обобщение еще более впечатляющим, Леонардо устремил все линии своей композиции: мечи, лица людей, конские тела, движение конских ног — внутрь. Ничто не уводит глаз от центра этого ужасающего »вещественного доказательства… как бы одиноко лежащего на голом столе перед прокурором.

Второй миланский период жизни и творчества: лето 1506 - осень 1513.

Закончена работа над картиной «Леда». Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо да Винчи был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины «Леда» на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами.

1508-1512 года - работа над картинами «Святая Анна» и «Иоанн Креститель». Римский период жизни и творчества: 1513-1516.

В Риме в мае 1513 года на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи, Джованни.

Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Он окружил себя художниками и поэтами. Для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо да Винчи папа относился с недоверием. Ближайшим покровителем Леонардо в Риме был брат папы, герцог Джулиано Медичи.

В соответствии с сопутствующей его искусству философскому истолкованию явлений да Винчи стремился выразить свою собственную концепцию космического разрушения: уравнивание, слияние в единстве всех элементов неизбежно совпадает с абсолютной гармонией. Ею начинается и завершается история творения. Леонардовская система не могла бы прийти к более логическому заключению.

И завершающей точкой подобного видения природы может служить образ художника с интеллектом и взглядом мудреца, чьи черты, одновременно ясные и суровые, Леонардо запечатлел в автопортрете, — художника, который глубже других сумел исследовать тайны и законы мира и человеческих чувств и выразить их на возвышенном языке искусства и картины."

 

3. Наследие фламандских художников XVII в. (П.П. Рубин. А. Ван Дейк)

История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве - это особенно очевидно в отношении искусства Северных Нидерландов, ставших в 1579 г. независимыми от Испании. Теперь это Голландия. Расцвет художественного творчества, связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии ХVII века, а это был золотой век голландского искусства, - поистине необычайно.

Культура Голландии XVII века проникнута пафосом социального и духовного обновления, и в поле зрения художников - реальная жизненная обстановка и природа, человеческий образ. Система жанров в живописи отличалась поразительной разветвленностью и разнообразием.

Во фламандской живописи были талантливые маринисты, художники архитектурных видов и натюрмортов. Кабинетная живопись - специфический фламандский жанр, представители которого воссоздавали коллекции антверпенских любителей искусства. Живопись архитектурных видов как самостоятельное направление сформировалось в середине ХVII в. Одни художники изображали городские улицы и площади, другие писали внутренние виды церквей и дворцов. ХVII в. также великий век натюрморта в Голландии - поражает богатством этой жанровой тематики.

Голландским живописцам свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Свет в их картинах играет главную роль. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт - в его творчестве голландская живопись XVII века достигла величайшей вершины.

Блестящий период голландской живописи продолжался недолго - лишь одно столетие. С началом ХVIII века начинается её упадок, поскольку в голландском обществе с установлением французских вкусов и воззрений всё более слабеет национальное самосознание.

Фламандская живопись к началу XVII века в эпоху её отделения от голландской представляла собой в основном подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие - барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением.

Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самым выдающимся был Антонис Ван Дейк (1599-1641). Он выработал свой особый, аристократический по духу стиль портретной живописи, имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов.

Среди последователей Рубенса самое видное место занимает Якоб Йорданс (1593-1678), отличавшийся верностью рисунку и тщательностью исполнения.

Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Он был первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта.

БАРОККО

Во время контрреформации в искусстве произошло примирение материальной красоты классического наследия с духовным учением христианской церкви. В начале XVII в. такое динамичное объединение классицизма с христианским рвением стало проявляться в мире искусства в новой форме, которая впоследствии стала известна как стиль барокко. Новый бунтующий дух придавал живописи, скульптуре и архитектуре новую энергию, наполняя их светом, цветом и движением, добиваясь от них более сильного воздействия на чувства зрителей.

Барокко (с итал. Причудливый) - один из главенствующих стилей в европейском искусстве конца XVI - середины XVIII веков. Барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской революцией 1566-1602 годов, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие начала.

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природе.

 

4. Наследие голландских живописцев 17 в. (Рембрандт, малые Голландцы)

Водяная мельница 1660-е, Рейксмузеум, Амстердам Рейсдал В лесу, 1682 Рейксмузеум, Амстердам Отличительной чертой развития голландского искусства было значительное преобладание среди всех его видов живописи. Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, но и небогатых бюргеров, ремесленников, крестьян; они продавались на аукционах и ярмарках; подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам. Профессия художника не являлась редкостной, живописцев было очень много, и они жестоко конкурировали между собой. Мало кто из них мог прокормить себя живописью, многие брались за самые разные работы: Стен был трактирщиком, Хоббема — акцизным чиновником, Якоб ван Рейсдал — врачом. Бурное развитие голландской живописи в 17 веке объяснялось не только спросом на картины тех, кто хотел украсить ими свое жилище, но и взглядом на них как на товар, как на средство наживы, источник спекуляции. Избавившись от непосредственного заказчика — католической церкви или влиятельного мецената-феодала,— художник всецело оказывался в зависимости от запросов рынка. Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского искусства, и художники, выступавшие наперекор им, отстаивавшие свою самостоятельность в вопросах творчества, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве. Причем это были, как правило, самые талантливые мастера.

Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта. Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность, никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других национальных школ. Обращение к самым различным сторонам жизни приводило к укреплению реалистических тенденций в живописи, ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники открывающийся перед ними реальный мир, тем более значительными были их произведения. В каждом жанре существовали свои ответвления. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), живописцы, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники, изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков; были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов — «завтраков», «десертов», «лавок» и т.

п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Но вместе с тем сосредоточение каждого из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Становление реалистической голландской живописи проходило в борьбе с итальянизирующим направлением и маньеризмом.

Представители этих направлений каждый по-своему, но чисто внешне заимствовали приемы итальянских художников, глубоко чуждые традициям национальной голландской живописи. На раннем этапе становления голландской живописи, охватывающем 1609—1640 годы, реалистические тенденции ярче проявлялись в портрете и бытовом жанре. История зарубежного искусства Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.

 

9. Шекcпировский театр «Глобус».

еатр «Глобус» — один из старейших лондонских театров (построен в 1599 году), расположен на южном берегу Темзы.

История знаменитого театра свершалась в три этапа: в 1599 году на средства труппы актеров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал и Уильям Шекспир, было построено первое здание театра «Глобус», которое уничтожил пожар 29 июня 1613 года. Через год, в июне 1614 года (когда Шекспир уже уехал из Лондона в Стратфорд), здание театра было восстановлено, и просуществовало до 1642 года. И, наконец, в 1997 году открылось современное здание театра «Глобус», воссозданное по описаниям и частям фундамента, найденным в ходе археологических раскопок. Правда, новое здание находится на расстоянии 200 метров от места первоначального расположения театра.

Первый «Глобус» был типичным общедоступным театром начала XVII века: овальное помещение, напоминавшее по форме римского амфитеатр, огороженное высокой стеной, без крыши. Название театр получил от стоявшей у входа статуи Атланта, поддерживающего земной шар, называемый глобусом. Глобус опоясывала лента с надписью на латыни: Totus mundus agit histrionem («Весь мир лицедействует», или в более привычном переводе — «Весь мир — театр»).

Зрительный зал первого «Глобуса» вмещал, согласно разным источникам, от 1200 до 3000 человек. Спектакли шли средь бела дня, под нескончаемый шум голосов зрителей, громко обменивающихся замечаниями. Театр «Глобус» был очень популярным благодаря во многом тому, что на его сцене ставились все пьесы Шекспира и других выдающихся драматургов той эпохи. В 1613 году во время премьеры шекспировского «Генриха VIII» в театре случился пожар: сценическая пушка случайно подожгла соломенную крышу над сценой, и театр сгорел дотла. Трагический конец первого «Глобуса» ознаменовал и смену литературно-театральных эпох: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы, попрощался с миром театра и уехал в Стратфорд.

Современное здание, возведенное в 1997 году, является точной копией первого шекспировского театра «Глобус». Часть его зрительного зала также находится под открытым небом, поэтому театральный сезон на этой сцене длится с 19 мая по 20 сентября.

 

9. Знаменитые древнерусские храмы XII-XV в.в.

10. Древнерусская иконопись: образы, техника, мастера.

Иконопись — писание икон, вид живописи посвященной религиозным сюжетам и темам.

Икона как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. В Древней Руси, например, существовал культ икон как священных предметов. Им поклонялись, о них слагалось множество сказания, люди считали, что иконы наделены таинственной силой. От них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага. Икона была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дама.

Древнейшие памятники иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае, на Афоне и в Иерусалиме. Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинистического искусства. Первоначальные произведения — «портреты» святых — выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с XVIII в. — масляными красками на деревянных досках, реже — на металлический.

В X — XII вв. центром иконописи стала Византия. В начале XII в.был создан знаменитый шедевр — икона Владимирской богоматери. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы и Древней Руси, южнославянских стран, что было связано с распространением христианства.

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV — середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.

По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его учеников. В произведениях Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале; его образы утверждают идеи добра, сострадания, согласия, радости, которые отвечали народным чаяниям.

Наряду с московской школой в XIV — XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.


Дионисий. Одигитрия Смоленская. 1482.

В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется новая звезда — мастер Дионисий. Дионисий оказал на современников большое влияние. На всю первую половину XVI в. ложатся отблески поэзии его красок.

Историческое рассмотрение иконописи помогает понять ее сущность. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному и утвержденному обычаем и церковной традицией иконографическому типу. Этим объясняется то, что иконы на один сюжет, даже отделенные веками, так похожи друг на друга. Считалось, что мастера обязаны следовать образцам, собранным в иконописных подлинниках, и могут проявить себя только в колорите. В остальном они были во власти традиционных канонов. Но даже в рамках постоянных евангельских сюжетов. при всем почтении к традиции, мастерам всегда удавалось что-то прибавить от себя, обогатить, переосмыслить старинный образец.

До XVII в. живописцы обычно не подписывали свои произведения. Летописи и другие литературные источники упоминают наиболее чтимых иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Конечно, талантливых мастеров было значительно больше, но их имена остались нам неизвестны.

Древнерусские мастера были глубоко уверены в том, что искусство дает возможность коснуться тайн бытия, тайн мироздания. Иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей — вот что признавалось основой мирового порядка, в чем видели средство преодоления хаоса и тьмы. Это представление нашло себе выражение в структуре каждой иконы. Христианский храм мыслился как подобие мира, космоса, а купол — небосвода. Соответственно этому едва ли не каждая икона понималась как подобие храма и вместе с тем как модель космоса.

Древнерусская иконопись уделяла большое внимание изображениям евангельских сюжетов из жизни Христа, Богородицы и святых. Среди многочисленных разнообразных мотивов она выбирала наиболее постоянные, устойчивые, общезначимые.

Особо следует выделить группу таких икон, в которых проявились народные идеалы, сказала свое слово земледельческая Русь. Это в первую очередь иконы, посвященные Флору и Лавру, покровителям скота, Георгию, Власию и Илье Пророку, которого изображали на ярком, огненном фоне как преемника языческого бога грома и молнии Перуна.


Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: